Таблица 1

N п/п

Номер договора ссуды

Размер доначисления резерва по виду нарушения 1, %

Размер доначисления резерва по виду нарушения 2, %

...

Итоговый размер доначисления резерва по всем нарушениям

2.3.9.2. По результатам проверки ссуд предварительной выборки вычисляется стандартное отклонение среднего размера (в процентах) доначисления резерва для ссуд выборки по формуле:

00000001.wmz,

где:

n - количество ссуд в выборке;

00000002.wmz - стандартное отклонение среднего размера (в процентах) доначисления резерва;

00000003.wmz - стандартное отклонение индивидуального размера (в процентах) доначисления резерва для ссуд выборки, определяемое по формуле:

00000004.wmz,

i - порядковый номер ссуды в выборке;

00000005.wmz - максимальный размер (в процентах) доначисления резерва по i-ой ссуде выборки по всем выявленным нарушениям;

00000006.wmz - средний размер (в процентах) доначисления резерва по ссудам выборки, определяемый в соответствии с подпунктом 2.3.14 пункта 2.3 настоящей Методики.

Величина 00000007.wmz определяется с точностью до одного знака после запятой по правилам математического округления.

2.3.9.3. На втором этапе по величине 00000008.wmz и объему группы ссуд определяется минимальный объем выборки с использованием таблицы "Минимальное количество ссуд в выборке" (приложение 6 к настоящему Указанию). Если определенный таким образом минимальный объем выборки превышает объем предварительной выборки, то выборка увеличивается до минимального объема. В противном случае увеличения объема выборки не требуется.

Состав выборки формируется пополнением выборки предыдущего этапа, начиная с предварительной выборки, дополнительными ссудами путем их отбора из той же группы ссуд согласно подпункту 2.3.8 настоящего пункта.

2.3.9.4. Процедура уточнения минимального объема выборки, указанная в подпункте 2.3.9.3 настоящего пункта, повторяется, если по результатам очередного этапа уточнения для целей формирования выборки требуется добавление в нее более 10 ссуд. Если в соответствии с подпунктом 2.3.9.3 настоящего пункта и таблицей "Минимальное количество ссуд в выборке" (приложение 6 к настоящему Указанию) количество ссуд для добавления не превышает 10 или объем полученной выборки превысил 500, то процедура уточнения минимального объема выборки прекращается.

2.3.9.5. Результаты первоначального формирования и последующих изменений состава выборки оформляются соответствующими протоколами, включаемыми в результаты оценки, с указанием времени, места, метода, технологии, участников процедуры, а также полного состава (номеров) включаемых в выборку и (или) исключаемых из выборки ссуд и описанием причин осуществления процедуры.

2.3.10. По результатам формирования групп ссуд и выборок из групп ссуд у банка запрашиваются оригиналы досье заемщиков и иные необходимые документы по ссудам, включенным в выборки.

2.3.11. При отсутствии фактической возможности осуществления проверки конкретной входящей в выборку ссуды (например, при отсутствии или практической недоступности соответствующего досье заемщика) размер (в процентах) доначисления резерва по ней устанавливается равным разности между минимальным размером (в процентах) резерва по ссудам с просроченными платежами продолжительностью свыше 360 календарных дней и размером (в процентах) фактически сформированного резерва, но не более 100 процентов. Указанная ссуда не принимается во внимание при определении и (или) уточнении минимального объема выборки. Выборка дополняется другой ссудой из той же группы ссуд. Выбор дополняющей ссуды осуществляется в порядке, определенном подпунктом 2.3.8 настоящего пункта, с оформлением протокола и обоснованием такого решения в результатах оценки.

2.3.12. Каждая ссуда из выборки последовательно проверяется на наличие каждого вида нарушений. Оценка размера (в процентах) доначисления резерва в разрезе выявленного вида нарушения осуществляется по формуле:

00000009.wmz,

где:

00000010.wmz - размер (в процентах) доначисления резерва по i-ой ссуде выборки в разрезе выявленного j-го вида нарушения;

00000011.wmz - минимальный размер (в процентах) резерва по ссуде, определяемый требованиями Положения Банка России N 254-П и (или) настоящей Методики;

00000012.wmz - размер (в процентах) резерва по ссуде, фактически сформированный банком на дату оценки;

i - порядковый номер анализируемой ссуды в выборке;

j - порядковый номер вида нарушения.

При отсутствии по ссуде выявленного нарушения размер (в процентах) доначисления резерва в разрезе указанного вида нарушения принимается равным 0 процентов.

2.3.13. По каждой ссуде с учетом всех выявленных по ней видов нарушений расчет итогового размера (в процентах) доначисления резерва осуществляется для всех ссуд выборки по следующей формуле:

00000013.wmz,

где:

L - количество видов нарушений, на наличие которых анализируются ссуды.

Итоговый размер (в процентах) доначисления резерва по ссуде, приводящий к доначислению резерва в размере менее 100 руб., полагается равным 0 процентов.

2.3.13.1. В ходе оценки размер (в процентах) доначисления резерва может быть скорректирован в сторону его увеличения. Соответствующее решение описывается и обосновывается в результатах оценки.

2.3.13.2. Размер (в процентах) доначисления резерва по ссуде с учетом всех выявленных по ней нарушений не должен определять итоговый резерв (в процентах) в размере более 100 процентов.

2.3.14. Средний размер (в процентах) доначисления резерва по ссудам выборки определяется по формуле:

00000014.wmz,

где:

00000015.wmz - остаток ссудной задолженности на дату оценки.

2.3.15. Для учета возможного разброса среднего размера (в процентах) доначисления резерва для ссуд выборки, связанного с недостаточностью ее объема, вычисленная величина 00000016.wmz корректируется по следующей формуле:

00000017.wmz,

где:

П - поправка среднего размера (в процентах) доначисления резерва, определяемая по следующей формуле:

00000018.wmz,

где:

00000019.wmz - стандартное отклонение индивидуального размера (в процентах) доначисления резерва для ссуд выборки, определяемое по формуле, приведенной в подпункте 2.3.9.2 пункта 2.3 настоящей Методики;

n - количество ссуд в выборке.

2.3.16. Размер доначисления резерва группы ссуд определяется по следующей формуле:

00000020.wmz,

где:

00000021.wmz - скорректированный размер (в процентах) доначисления резерва группы ссуд, оцененный по его выборке в соответствии с подпунктом 2.3.15 пункта 2.3 настоящей Методики;

ГрС - совокупная сумма основного долга соответствующей группы ссуд (в рублях).

2.3.17. Совокупный размер доначисления резерва банка по портфелям однородных ссуд рассчитывается как сумма размеров доначисления резерва по всем группам ссуд.

2.4. Оценка обязательств банка проводится отдельно по обязательствам, сгруппированным на балансовых и внебалансовых счетах бухгалтерского учета.

2.4.1. Оценка обязательств банка, учитываемых на балансовых счетах бухгалтерского учета, осуществляется с учетом следующих подходов.

Стоимость обязательств банка определяется с использованием отчетности по формам 0409101 "Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитных организаций" и 0409345 "Данные о ежедневных остатках, подлежащих страхованию денежных средств физических лиц, размещенных во вклады".

При оценке обязательств анализируются договоры, на основании которых у банка возникают обязательства, на предмет их достоверности, сроков прекращения обязательства по договору, а также прав банка их досрочного расторжения.

При оценке обязательств в обязательном порядке проверяются средства, привлеченные во вклады физических лиц, в том числе если:

по вкладам отсутствуют договоры и другие документы, подтверждающие внесение средств;

вклады образовались путем перевода привлеченных средств юридических лиц на счета физических лиц;

вклады образовались в результате восстановления на балансе банка ранее привлеченных, но не отраженных на балансе банка вкладов;

вклады физических лиц были открыты и (или) пополнялись на основании недействительных документов, удостоверяющих личности вкладчиков.

Также при оценке обязательств в обязательном порядке проверяются обязательства банка перед Банком России, в том числе по кредитам Банка России с учетом обеспечения, а также обязательства по платежам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.

В отношении средств, привлеченных от юридических лиц (в том числе кредитных организаций), анализируется наличие в заключенных с ними договорах условий о возможности досрочного изъятия (погашения, прекращения путем зачета встречных требований) средств.

Обязательства контрагента банка могут быть скорректированы на актив, предоставленный (перечисленный) банком данному контрагенту.

При неподтверждении обязательств банка или выявлении обязательств, не учтенных банком, следует отразить корректировку в сумме выявленных расхождений.

Оценка обязательств по договорам субординированных кредитов (депозитов, займов) или в соответствии с выпусками субординированных облигационных займов (далее - субординированные инструменты капитала) проводится с учетом наличия (отсутствия) в договорах (условиях выпуска) субординированных инструментов капитала обязательных условий о прекращении требований кредиторов по субординированным инструментам капитала и (или) мене (конвертации) требований кредиторов по субординированным инструментам капитала на обыкновенные акции (доли в уставном капитале) банка, а также наличия (отсутствия) в договорах (условиях выпуска) субординированных инструментов капитала условия о праве банка-заемщика в одностороннем порядке отказаться от уплаты процентов по договору (или в соответствии с условиями выпуска), при наличии которого обязательства по уплате процентов оцениваются равными нулю.

Корректировка (с учетом необходимого для восстановления базового капитала в соответствии с требованиями Банка России объема подлежащих прекращению и (или) мене (конвертации) требований кредиторов) в размере до 100 процентов от балансовой стоимости субординированного инструмента капитала, включая начисленные проценты, а также финансовые санкции за неисполнение обязательств по субординированному инструменту капитала, применяется к субординированным инструментам капитала банка в случае наличия в договоре (условиях выпуска) субординированного инструмента капитала условия о мене (конвертации) требований кредиторов на обыкновенные акции (доли в уставном капитале) банка и (или) условия о прекращении требований кредиторов, установленных абзацами пятым - девятым подпункта 2.3.4 пункта 2 или абзацами одиннадцатым - пятнадцатым подпункта 3.1.8.1.2 пункта 3 Положения Банка России от 28 декабря 2012 года N 395-П "О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций ("Базель III")", зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 22 февраля 2013 года N 27259, 29 ноября 2013 года N 30499, 2 октября 2014 года N 34227, 11 декабря 2014 года N 35134, 17 декабря 2014 года N 35225, 24 марта 2015 года N 36548, 5 июня 2015 года N 37549 ("Вестник Банка России" от 27 февраля 2013 года N 11, от 30 ноября 2013 года N 69, от 8 октября 2014 года N 93, от 22 декабря 2014 года N 112, от 26 декабря 2014 года N 114, от 30 марта 2015 года N 27, от 16 июня 2015 года N 52) (далее - Положение Банка России N 395-П). Данная корректировка применяется, поскольку принятие решения об оказании финансовой помощи государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" банку (утверждение Комитетом банковского надзора Банка России плана участия государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка) в соответствии с требованиями, установленными абзацем шестым подпункта 2.3.4 пункта 2 или абзацем двенадцатым подпункта 3.1.8.1.2 пункта 3 Положения Банка России N 395-П, является событием, при котором осуществляется мена (конвертация) указанных субординированных инструментов капитала на обыкновенные акции (доли в уставном капитале) банка и (или) прекращаются требования кредиторов по данным субординированным инструментам капитала.

В случае наличия в договоре (условиях выпуска) субординированного инструмента капитала, соответствующего требованиям подпункта 2.3.3 пункта 2 Положения Банка России N 395-П, условия о прекращении требований кредиторов на основании статьи 189.10 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" стоимость обязательств по субординированному инструменту капитала оценивается исходя из наличия (отсутствия) оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства банка и принимается равной:

нулю - при наличии указанных оснований;

сумме основного долга, отраженной на балансе банка, включая начисленные проценты, а также финансовые санкции за неисполнение обязательств по субординированному инструменту капитала - при отсутствии указанных оснований.

В случае отсутствия в договоре (условиях выпуска) субординированного инструмента капитала как условия о прекращении требований кредиторов по субординированным инструментам капитала, так и условия о мене (конвертации) требований кредиторов по субординированным инструментам капитала на обыкновенные акции (доли в уставном капитале) банка стоимость обязательств по субординированному инструменту капитала устанавливается в сумме основного долга, отраженной на балансе банка, включая начисленные проценты, а также финансовые санкции за неисполнение обязательств по субординированному инструменту капитала.

Корректировка отражается по соответствующей строке графы 4 таблицы "Стоимость обязательств банка на дату оценки" (приложение 3 к настоящему Указанию).

2.4.2. Оценка условных обязательств банка, учитываемых на внебалансовых счетах бухгалтерского учета, осуществляется с учетом следующих подходов.

Стоимость условных обязательств банка определяется с использованием отчетности по формам 0409101 "Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета" и 0409155 "Сведения об условных обязательствах кредитного характера и производных финансовых инструментах".

При оценке условных обязательств анализируются договоры, на основании которых у банка возникают условные обязательства, на предмет их достоверности, объема обязательств, вытекающих из договоров, наличия (отсутствия) в договорах отлагательных условий, сроков прекращения обязательств по договору, а также прав банка их досрочного расторжения.

В результате оценки определяется необходимость исполнения условного обязательства банка на основании подтверждающих документов.

При выявлении условных обязательств, не учтенных банком и подлежащих исполнению, они также должны быть учтены при определении обязательств.

Корректировка отражается по соответствующей строке графы 11 таблицы "Стоимость условных обязательств банка на дату оценки" (приложение 4 к настоящему Указанию).