Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3.3. Требования электробезопасности

3.3.1. Все работы по ТО и ТР электропоезда, связанные с отключением и переключением высоковольтного электрооборудования (секционных разъединителей контактной сети, высоковольтных выключателей, разъединителей на электропоездах и др.), должны выполняться по наряду-допуску или распоряжению.

Оформление работ по нарядам и распоряжениям ведется в "Журнале учета работ по нарядам и распоряжениям" и регистрацией в оперативном журнале.

Подготовка рабочего места и допуск бригады к работе по наряду и распоряжению могут проводиться только после получения разрешения от оперативного персонала, определяемого локальным документом по депо.

Перед началом работ по наряду или распоряжению работникам бригады должен быть проведен целевой инструктаж, предусматривающий указания по безопасному выполнению конкретной работы.

3.3.2. Работа, на которую не требуется каких-либо дополнительных указаний, распоряжений, целевого инструктажа, должна проводиться в порядке текущей эксплуатации с оформлением в оперативном журнале.

В депо должен быть утвержденный руководителем перечень работ, разрешенных к производству в порядке текущей эксплуатации.

Работы в порядке текущей эксплуатации выполняются силами оперативного или оперативно-ремонтного персонала депо на закрепленном за этим персоналом оборудовании (участке).

3.3.3. Перед ТО и ТР высоковольтного оборудования необходимо проверить исправность электрических и механических защитных устройств (блокировок).

3.3.4. Перед испытанием электронных приборов слесарь должен проверить наличие и исправность заземления испытательного стенда, отсутствие повреждения резинового диэлектрического ковра.

3.3.5. Слесарю запрещается:

снимать крышки подвагонных ящиков, кожухи и другие защитные ограждения электрооборудования при поднятых токоприемниках электропоезда, а также если к розеткам питания от постороннего источника под вагоном электропоезда подведено напряжение выше 50 В переменного тока или выше 120 В постоянного тока;

отключать любое блокирующее устройство, обеспечивающее безопасность ремонтного (обслуживающего) персонала;

подниматься на крышу вагонов электропоезда под контактным проводом, находящимся под напряжением, а также при снятом напряжении, но еще не заземленном контактном проводе.

3.3.6. Заземление шкафов и ящиков с электрооборудованием необходимо поддерживать в исправном состоянии и проверять при каждом техническом обслуживании и ремонте электропоезда. Особое внимание следует обращать на заземление кожухов электропечей и щитков измерительных приборов.

3.3.7. Подачу напряжения на вспомогательные электрические цепи оборудования и электрическую цепь тяговых электродвигателей от постороннего источника тока следует производить при выключенном быстродействующем выключателе на электропоездах постоянного тока, выключенном высоковольтном воздушном выключателе на электропоездах переменного тока и опущенном токоприемнике.

3.3.8. При поднятых и находящихся под напряжением токоприемниках вагонов электропоезда разрешается:

заменять перегоревшие лампы буферных фонарей при обесточенных цепях освещения;

протирать стекла кабины управления внутри и снаружи, не приближаясь к токоведущим частям контактной сети, находящимся под напряжением, на расстояние менее 2 м и не касаясь их через какие-либо предметы;

менять предохранители в цепях управления, предварительно их обесточив и включив автоматы защиты;

менять прожекторные лампы при обесточенных цепях освещения, если их смена предусмотрена из кабины управления;

осматривать тормозное оборудование и проверять выходы штоков тормозных цилиндров, плотность пневматических цепей;

проверять на ощупь нагрев букс;

вскрывать кожух и настраивать регулятор давления;

настраивать электронный и вибрационный регуляторы напряжения, стоя на диэлектрическом ковре и надев диэлектрические перчатки и диэлектрические боты;

продувать маслоотделители и концевые рукава тормозной и напорной магистралей.

Выполнение других работ на электропоезде при поднятом и находящемся под напряжением токоприемнике электропоезда запрещается.

3.3.9. Осмотр тяговых электродвигателей, подвагонного (подкузовного) оборудования, вспомогательных машин и аппаратов электропоезда следует производить только при опущенных токоприемниках всех моторных вагонов электропоезда, выключенных главных и шинных разъединителях, отключенном выключателе управления в кабине

3.3.10. Запрещается нахождение в смотровой канаве работников, не связанных с обслуживанием и проверкой технического состояния подвагонного (подкузовного) оборудования электропоезда.

3.3.11. При ТО и ТР оборудования, узлов и деталей непосредственно на электропоезде следует пользоваться переносными светильниками напряжением не выше 50 В переменного тока. При работах на электропоезде допускается использование переносных светильников с лампами напряжением 50 В постоянного тока от аккумуляторной батареи или другого источника питания.

Запрещается использование переносных светильников без предохранительных сеток, с поврежденной вилкой и изоляцией проводов.

3.3.12. Перед обточкой, шлифовкой коллекторов тяговых электродвигателей и вспомогательных машин и прослушиванием работы подшипников тяговых редукторов, моторно-якорных, буксовых подшипников и зубчатой тяговой передачи тележек на электропоезде следует убедиться, что все работы в кабине, вагоне, под вагоном и на крыше прекращены и работники сошли с электропоезда (вагона электропоезда), вышли из смотровой канавы. При этом щеткодержатель обтачиваемого тягового электродвигателя (вспомогательной машины) должен быть заземлен, электрощетки тягового электродвигателя, находящегося в паре с обтачиваемым, сняты, а колесные пары тележки заторможены ручным тормозом или тормозными башмаками, за исключением той, которая приводится во вращение.

3.3.13. При обточке под вагоном электропоезда коллектора якоря тягового электродвигателя (приводимого во вращение от постороннего источника тока) с помощью переносного устройства его резец должен быть электрически изолирован от суппорта.

Лампа местного освещения под электропоездом должна быть установлена так, чтобы не мешала слесарю и не слепила его.

3.3.14. При обточке и шлифовке коллекторов тяговых двигателей и вспомогательных машин слесарь должен надеть диэлектрические перчатки, защитные очки (маску) и подложить под ноги диэлектрический резиновый ковер, а при продорожке коллектора - надеть защитные очки (маску).

Шлифовку коллектора слесарь должен выполнять при помощи специальной колодки с изолированной ручкой.

Запрещается обточка и шлифовка коллекторов тяговых двигателей при снятых кожухах зубчатой передачи.

3.3.15. Во всех случаях подключения тяговых двигателей под напряжение до 400 В постоянного тока места присоединения питающего кабеля к выводным концам тягового двигателя изолируют.

Включение и выключение тока в этих случаях следует выполнять контактором с механическим, электропневматическим или электромагнитным приводом или рубильником, снабженным предохранительным щитком.

3.3.16. По сигналу о предстоящей подаче напряжения в контактный провод ремонтного пути депо (ПТО), подъеме токоприемника, подключении к электропоезду (вагону электропоезда) постороннего источника тока или передвижении электропоезда слесарь должен прекратить работу, закрыть высоковольтные шкафы и подвагонные ящики, сойти с крыши, выйти из кабины, вагона, смотровой канавы ремонтного пути.

3.3.17. В случае необходимости экстренного снятия напряжения с контактного провода разрешается отключение секционного разъединителя слесарем. Об отключении секционного разъединителя он должен поставить в известность дежурного по депо (ПТО) или его помощника, а также мастера (бригадира) и принять меры к недопущению включения разъединителя другими работниками.