См. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в сфере межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях (в связи с изменениями бюджетного законодательства в 2020 - 2021 годах).

Таблица 2 - Сравнение особенностей установления различных видов дополнительных нормативов отчислений

Характеристики дополнительных нормативов отчислений

Дополнительные единые нормативы отчислений от налоговых доходов

Дополнительные единые нормативы отчислений от неналоговых доходов

Дополнительные дифференцированные нормативы отчислений от НДФЛ

Дополнительные дифференцированные нормативы отчислений от акцизов на ГСМ

Кто устанавливает дополнительные нормативы отчислений

Субъект Российской Федерации, муниципальный район, городской округ с внутригородским делением

Субъект Российской Федерации, муниципальный район, городской округ с внутригородским делением

Субъект Российской Федерации (в случае наделения соответствующими полномочиями - муниципальный район, городской округ с внутригородским делением)

Субъект Российской Федерации

Выбор налогов

Любые налоги, подлежащие зачислению в бюджет

Ограниченный перечень неналоговых доходов

НДФЛ

Акцизы на ГСМ

Размер норматива

Одинаковый норматив для муниципальных образований одного типа

Одинаковый норматив для муниципальных образований одного типа

Индивидуальные нормативы

Индивидуальные нормативы

Определение значения норматива

Независимо от объема трансфертов, в зависимости от вертикальной сбалансированности консолидированного бюджета

Независимо от объема трансфертов, в зависимости от вертикальной сбалансированности консолидированного бюджета

В зависимости от расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности

В зависимости от протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения (с возможностью учета видов покрытий автомобильных дорог)

Каким нормативным правовым актом устанавливается методика расчета

Методика не требуется

Методика не требуется

Закон, регулирующий межбюджетные отношения <2>

Рекомендуется установить законом, регулирующим межбюджетные отношения, отдельным законом или нормативным правовым актом высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Каким нормативным правовым актом устанавливается норматив

Отдельный закон (решение), регулирующий закрепление нормативов, или закон (решение), регулирующий межбюджетные отношения <3>

Отдельный закон (решение), регулирующий закрепление нормативов, или закон (решение), регулирующий межбюджетные отношения

Закон о бюджете

Закон о бюджете

На какой срок закрепляются

Неограниченный срок - для муниципальных районов и городских округов с внутригородским делением, на срок не менее 3 лет - для субъектов Российской Федерации

Неограниченный срок

Не менее 3 лет

Не менее 3 лет

--------------------------------

<2> В зависимости от нормативной базы конкретного субъекта Российской Федерации под законом, регулирующим межбюджетные отношения, может подразумеваться Бюджетный кодекс субъекта Российской Федерации, закон о межбюджетных отношениях в субъекте Российской Федерации, закон о межбюджетных трансфертах или закон о бюджетном процессе в субъекте Российской Федерации.

<3> Любой закон субъекта Российской Федерации (правовой акт представительного органа местного самоуправления) за исключением закона (решения) о бюджете или иного закона (решения) с ограниченным сроком действия.

Закрепление дополнительных единых нормативов должно обеспечивать предсказуемость и стабильность налоговых и неналоговых доходов каждого уровня бюджетной системы, способствовать росту заинтересованности органов местного самоуправления в экономическом развитии соответствующих территорий, формированию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, а также предоставлять возможности для проведения долгосрочной экономической и бюджетной политики, применения средне- и долгосрочного бюджетного планирования.

Субъекту Российской Федерации рекомендуется закреплять за местными бюджетами налоговые источники, которые в наибольшей степени отвечают следующим критериям:

- налоговая база равномерно размещена по территории муниципальных образований субъекта Российской Федерации;

- налоговая база обладает низкой мобильностью <4>;

--------------------------------

<4> Мобильность налоговой базы - способность налогоплательщика в короткие сроки на законных основаниях переносить возникновение своих налоговых обязательств по данному налоговому источнику с территории одного муниципального образования на территорию другого.

- налоги непосредственно связаны с уровнем благосостояния (доходами и собственностью) населения, проживающего на данной территории;

- органы местного самоуправления муниципальных образований имеют возможность существенным образом влиять на базу налогообложения и собираемость налогов.

При этом органам государственной власти субъектов Российской Федерации целесообразно унифицировать различные налоговые ставки и льготы для разных категорий налогоплательщиков по налогам, дополнительные единые нормативы отчислений от которых закреплены за местными бюджетами, поскольку дифференциация приведет к искажению налогового потенциала муниципальных образований.

В наибольшей мере рекомендуемым принципам закрепления налоговых доходов соответствует НДФЛ. Он достаточно равномерен и в большей степени, нежели остальные налоги, отражает уровень благосостояния граждан. Дополнительное закрепление дополнительных единых нормативов отчислений именно от этого налога за бюджетами муниципальных образований будет способствует повышению заинтересованности населения, проживающего на территории муниципального образования, в результатах деятельности местных органов власти.

Налог на прибыль обладает мобильной базой, которая неравномерно размещена по территории региона. Кроме того, этот налог является циклическим, то есть поступления по нему снижаются в период снижения темпов экономического роста, что приводит к несбалансированности местных бюджетов. Кроме того, создание консолидированных групп налогоплательщиков снижает точность прогнозирования поступлений по налогу, а авансовый характер платежей может привести к ситуации, при которой поступления по налогу могут быть отрицательны, что негативно скажется на сбалансированности местных бюджетов.

Налоги на добычу полезных ископаемых обычно распределены неравномерно, однако налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых является исключением из этого правила и дополнительные единые нормативы по нему могут быть закреплены за бюджетами городских округов и муниципальных районов.

По равномерности распределения базы налогообложения налог на имущество организаций значительно уступает НДФЛ и сопоставим с налогом на прибыль организаций. Но, в отличие от последнего, имеет низкую мобильность налоговой базы, что является одним из аргументов в пользу закрепления дополнительных единых нормативов от него за местными бюджетами. При этом, в случае закрепления налога за местными бюджетами, необходимо соблюдать ограничения по изменению ставок и состава налоговой базы для отдельных налогоплательщиков на региональном уровне.

Также эффективным является закрепление за местными бюджетами налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, поскольку поступления по нему относительно равномерно распределены по городским округам и муниципальным районам и зависят от деятельности органов местного самоуправления по привлечению среднего и малого бизнеса и развитию предпринимательства.

Все остальные налоги и сборы, поступающие в региональный бюджет, обыкновенно в меньшей степени подходят для закрепления за бюджетами муниципальных образований.

Органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) при выборе источника для установления дополнительных единых нормативов отчислений должны исходить из тех же критериев, что и субъекты Российской Федерации, в частности закреплять за бюджетами поселений (внутригородских районов) дополнительные единые нормативы отчислений от налогов с базой, обладающей низкой мобильностью, равномерно распределенной между поселениями (внутригородскими районами), на размер которой органы местного самоуправления поселений (внутригородских районов) могут оказывать влияние. Относительной равномерностью распределения и связью поступлений с деятельностью органов местного самоуправления, помимо НДФЛ, могут обладать налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог.

При принятии решения об установлении дополнительных единых нормативов отчислений от неналоговых доходов необходимо руководствоваться теми же подходами, что и при закреплении налогов: за местными бюджетами следует закреплять равномерно распределенные и стабильные источники. Такому требованию отвечает плата от передачи в аренду земельных участков. Закрепление за местными бюджетами платы за негативное воздействие на окружающую среду и платы за пользование водными объектами может привести к резкому усилению дифференциации доходов местных бюджетов из-за неравномерности поступлений, что необходимо учитывать при принятии соответствующего решения.