См. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в сфере межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях (в связи с изменениями бюджетного законодательства в 2020 - 2021 годах).

3.11. Порядок приостановления (сокращения) финансовыми органами субъектов Российской Федерации предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) местным бюджетам

Бюджетный кодекс Российской Федерации в качестве одной из бюджетных мер принуждения предусматривает приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций), при этом четко определяет случаи (виды бюджетных нарушений), в которых эта мера может быть применена.

В частности, наряду с иными мерами, приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований) местному бюджету может применяться при следующих бюджетных нарушениях:

- невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита (на сумму непогашенного остатка бюджетного кредита);

- неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом (на сумму непогашенного остатка платы за пользование бюджетным кредитом);

- нарушение условий предоставления бюджетного кредита.

Кроме того, в случае нецелевого использования бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых является межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, применяется одна из следующих мер:

- бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению;

- сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований).

Основанием для применения бюджетной меры принуждения является уведомление о применении бюджетных мер принуждения, под которым понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий сведения о выявленных бюджетных нарушениях и об объемах средств, использованных с указанными нарушениями, по каждому бюджетному нарушению (без учета объемов средств, использованных с этими бюджетными нарушениями и возмещенных в доход соответствующего бюджета до направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения). При этом само решение о применении бюджетных мер принуждения (а также об изменении или отмене такого решения, отказе в применении бюджетных мер принуждения) принимают финансовые органы субъекта Российской Федерации или муниципальных образований.

Рекомендуется разработать и принять нормативный правовой акт финансового органа, регулирующий порядок приостановления предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам <11>, в том числе процедуру принятия решения о применении соответствующих бюджетных мер принуждения, включая процедуру взаимодействия с органом, являющимся главным распорядителем бюджетных средств в отношении предоставляемого межбюджетного трансферта. Следует учитывать, что принятие решений о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов в случае бюджетных нарушений в части бюджетных кредитов не связано с выполнением условий предоставления межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и может существенно затруднить достижение региональных приоритетов социально-экономического развития на муниципальном уровне, поэтому финансовому органу следует принимать во внимание, какое влияние окажет приостановление выделения трансферта на достижение результатов, предусмотренных соответствующими соглашениями о предоставлении трансферта.

--------------------------------

<11> Эти нормы могут быть включены в нормативный правовой акт, регулирующий предоставление бюджетных кредитов.

Кроме того, рекомендуется разработать и принять нормативный правовой акт, регулирующий применение бюджетных мер принуждения в случае нецелевого использования бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых является межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение. Данным актом, в частности, следует регламентировать процедуру принятия решения о применении соответствующих бюджетных мер принуждения, включая процедуру взаимодействия с органом, являющимся главным распорядителем бюджетных средств в отношении предоставляемого межбюджетного трансферта.