См. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в сфере межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях (в связи с изменениями бюджетного законодательства в 2020 - 2021 годах).

5.5. Оценка доходных возможностей муниципальных образований

В качестве оценки доходных возможностей муниципальных образований могут использоваться доходный потенциал или индекс доходного потенциала.

Индекс доходного потенциала муниципального образования определяется соотношением налоговых и неналоговых (в части неналоговых доходов, возможность учета которых при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации) доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетом муниципального образования или консолидированным бюджетом муниципального образования исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) доходной базы (доходного потенциала) и аналогичного показателя в среднем по муниципальным образованиям данного типа.

Индекс доходного потенциала муниципального образования (ИДПj) может рассчитываться по следующей формуле:

ИДПj = (ДПj / Нj) / (ДП / Н), где

ДПj - доходный потенциал j-го муниципального образования;

Нj - численность постоянного населения j-го муниципального образования;

ДП - суммарный доходный потенциал всех муниципальных образований данного типа;

Н - численность постоянного населения всех муниципальных образований данного типа.

Доходный потенциал - оценка доходов, которые могут быть получены бюджетом муниципального образования из доходных источников, закрепленных за бюджетом муниципального образования при среднем по всем муниципальным образованиям данного типа уровне собираемости налогов и неналоговых (в части неналоговых доходов, возможность учета которых при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации) доходов. При расчете этой величины целесообразно использовать показатели, объективно характеризующие возможности получать налоговые и неналоговые доходы с соответствующей доходной базы, закрепленной за муниципальным образованием.

Доходный потенциал по видам доходов оценивается исходя из предположения, что имеющаяся на территории муниципального образования доходная база используется со средней по региону эффективностью (с одной единицы измерения, в которых выражена доходная база, собирается одинаковый объем доходов). Для этих доходов доходный потенциал оценивается путем умножения показателя, выбранного в качестве доходной базы, на среднюю репрезентативную ставку. Средняя по субъекту Российской Федерации репрезентативная ставка рассчитывается как среднее по всем муниципальным образованиям соотношение между прогнозируемыми доходами и соответствующей доходной базой.

Доходный потенциал муниципального образования (ДПj) может рассчитываться по следующей формуле:

ДПj = ПННД x SUMi(ДПji) / SUMij(ДПji), где

ПННД - прогноз (оценка) налоговых и неналоговых (в части неналоговых доходов, возможность учета которых при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации) доходов <14> бюджетов муниципальных образований в очередном финансовом году (первом или втором годах планового периода) без учета доходов по дополнительным дифференцированным нормативам отчислений от НДФЛ;

--------------------------------

<14> Прогноз налоговых и неналоговых (в части неналоговых доходов, возможность учета которых при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации) доходов рекомендуется рассчитывать по той же методике, по которой рассчитывается прогноз налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, используемого при составлении проекта бюджета субъекта Российской Федерации.

ДПji - доходный потенциал j-го муниципального образования по i-му налогу или неналоговому доходу;

SUM - знак суммирования.

Доходный потенциал муниципального образования по отдельному налогу или неналоговому доходу (в части неналоговых доходов, возможность учета которых при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации) (ДПji) может рассчитываться по одной из следующих формул:

ДПji = НОРМji x Бji x ПДi / SUMi(НОРМji x Бji)

или

ДПji = НОРМji x Бji x СПДi / SUMiji), где

НОРМji - норматив отчислений от i-го налога или неналогового дохода в бюджет j-го муниципального образования (без учета доходов по дополнительным дифференцированным нормативам отчислений от НДФЛ). Указанные нормативы едины для всех муниципальных образований, относящихся к одному типу, но могут различаться для муниципальных образований разных типов;

Бji - показатель, характеризующий доходный потенциал j-го муниципального образования по i-му налогу или неналоговому доходу;

ПДi - суммарный по субъекту Российской Федерации (муниципальному району, городскому округу с внутригородским делением) прогноз (оценка) поступлений в бюджеты всех муниципальных образований данного типа по i-му налогу или неналоговому доходу;

СПДi - суммарный по субъекту Российской Федерации (муниципальному району, городскому округу с внутригородским делением) прогноз (оценка) поступлений в бюджеты всех уровней с территории всех муниципальных образований данного типа по i-му налогу или неналоговому доходу;

SUM - знак суммирования.

Приведенные выше формулы могут применяться также и к отдельным составляющим налога или неналогового дохода в случае наличия у него его компонент, имеющих различные доходные базы, ставки или нормативы отчислений в местные бюджеты.

Доходный потенциал может также рассчитываться с учетом данных о показателе, характеризующем доходный потенциал муниципальных образований, за несколько лет:

00000079.wmz

00000080.wmz

или

00000081.wmz где:

НОРМji - норматив отчислений от i-го налога или неналогового дохода в бюджет j-го муниципального образования (без учета доходов по дополнительным дифференцированным нормативам отчислений от НДФЛ). Указанные нормативы едины для всех муниципальных образований, относящихся к одному типу, но могут различаться для муниципальных образований разных типов;

00000082.wmz,... 00000083.wmz - показатель, характеризующий доходный потенциал j-го муниципального образования по i-му налогу или неналоговому доходу за год t,... t-n соответственно;

ПДi - суммарный по субъекту Российской Федерации (муниципальному району, городскому округу с внутригородским делением) прогноз (оценка) поступлений в бюджеты всех муниципальных образований данного типа по i-му налогу или неналоговому доходу;

СПДi - суммарный по субъекту Российской Федерации (муниципальному району, городскому округу с внутригородским делением) прогноз (оценка) поступлений в бюджеты всех уровней с территории всех муниципальных образований данного типа по i-му налогу или неналоговому доходу;

a0,... an - весовые коэффициенты, удовлетворяющие условиям: ak >= 0, SUMk ak = 1;

SUM - знак суммирования.

В таблице 8 приведен рекомендуемый перечень показателей, характеризующих доходный потенциал муниципальных образований по отдельным налоговым и неналоговым доходам и их компонентам. При этом могут использоваться как отчетное, так и прогнозное значение соответствующего показателя.