См. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в сфере межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях (в связи с изменениями бюджетного законодательства в 2020 - 2021 годах).

Таблица 5 - Ограничения по показателям дефицита и долга

Показатель

Ограничение для всех МО

Ограничение для МО группы 3

Дефицит местного бюджета, в процентах от утвержденного общего объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным дифференцированным нормативам отчислений от НДФЛ

00000010.wmz 10%

00000011.wmz 5%

Объем муниципального долга, в процентах от утвержденного общего объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным дифференцированным нормативам отчислений от НДФЛ

00000012.wmz 100%

00000013.wmz 50%

Объем расходов на обслуживание муниципального долга, в процентах от общего объема расходов местного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов

00000014.wmz 10%

-

Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, в процентах от утвержденного общего объема налоговых, неналоговых доходов местного бюджета и дотаций из бюджетов

00000015.wmz 20%

-

Субъект Российской Федерации должен обеспечить в срок до 15 ноября текущего финансового года утверждение финансовым органом субъекта Российской Федерации перечня муниципальных образований, в отношении которых начиная с очередного финансового года применяются указанные выше ограничения (а также тех, в отношении которых ограничения не применяются, то есть с уровнем дотационности менее 5% или не получающих дотации).

В течение текущего финансового года и по итогам исполнения бюджета за отчетный финансовый год финансовый орган субъекта Российской Федерации осуществляет мониторинг выполнения муниципальными образованиями установленных для них ограничений и принимает соответствующие решения в отношении муниципальных образований, не соблюдающих указанные ограничения.

Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает право муниципального образования в установленные региональным законодательством сроки отказаться (полностью или частично) от получения в очередном финансовом году дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или от налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Однако в этом случае указанные выше ограничения применяются в очередном финансовом году исходя из расчетного сокращения доли дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в собственных доходах местного бюджета, определенного им путем отнесения к одному или распределения между несколькими из трех последних отчетных финансовых лет общей величины уменьшаемых дотаций (налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в очередном финансовом году.

Установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления

Нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления (далее - нормативы) устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации для муниципальных образований группы 1.

Требования Бюджетного кодекса Российской Федерации позволяют высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать как нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, так и нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, причем как по отдельности, так и одновременно.

Под нормативом в данном случае может пониматься как абсолютная, так и относительная величина, характеризующая расходы на оплату труда вышеуказанных категорий работников и (или) содержание органов местного самоуправления.

При установлении норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления в данный норматив включаются расходы как на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, так и другие расходы, связанные с содержанием органов местного самоуправления. Данный тип нормативов может рассчитываться исходя из доли фактических расходов на содержание органов местного самоуправления в общей сумме налоговых и неналоговых доходов, дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, прочих межбюджетных трансфертов, а также может соотноситься с общим объемом расходов местных бюджетов.

Возможно устанавливать только норматив на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих. Под нормативом на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих понимается максимальный допустимый общий объем средств на оплату труда всех перечисленных категорий работников.

Установление данного типа норматива может осуществляться с использованием дифференцированного подхода по видам муниципальных образований с учетом отнесения их к группам в зависимости от численности населения. Для расчета норматива определяют расчетную нормативную штатную численность выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, депутатов, муниципальных служащих и средний уровень должностного оклада. Далее полученная величина корректируется с учетом различных факторов.

Если субъект Российской Федерации принимает решение об установлении обоих видов нормативов, в нормативе на содержание органов местного самоуправления необходимо учитывать и норматив на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, так как расходы на оплату труда входят в расходы на содержание органов местного самоуправления.

При установлении нормативов на содержание органов местного самоуправления и (или) оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, необходимо учитывать, что полномочие, которым наделен высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, не позволяет субъекту Российской Федерации напрямую ограничивать (а по сути своей устанавливать) размер оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих путем установления максимальных размеров должностных окладов, ежемесячных и иных дополнительных выплат по соответствующим должностям, порядка формирования фонда оплаты труда, а также штатную численность органов местного самоуправления.

Положения о самостоятельности органов местного самоуправления в определении размера и условий оплаты труда муниципальных служащих закреплены и в Федеральном законе от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

С точки зрения обеспечения стабильности расходов муниципальных образований, а также прозрачности и прогнозируемости местных бюджетов, рекомендуется утвердить методику и/или порядок расчета нормативов отдельным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на неограниченный срок действия, сами же значения нормативов утверждать ежегодно нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти.

В этом случае органы местного самоуправления, которые подпадают под ограничения, определяемые установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации условиями предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам из региональных бюджетов, смогут лучше прогнозировать свои расходы, а также проводить стабильную кадровую политику в своих муниципальных образованиях.

Сам порядок расчета нормативов должен включать в себя четкие и ясные правила осуществления расчета нормативов.

При расчете нормативов также могут учитываться различные факторы, влияющие на размер оплаты труда. К ним могут относиться: средняя по экономике оплата труда в муниципальном образовании, установленные федеральным или региональным законодательством надбавки к оплате труда, тип муниципального образования, наличие инфраструктурных объектов на территории муниципального образования и т.д. Также целесообразно учитывать и выполнение органами местного самоуправления делегированных полномочий.

Рекомендуется разработать и принять нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации о порядке осуществления контроля за соблюдением условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, который будет включать контроль за соблюдением органами местного самоуправления нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих и (или) расходов на содержание органов местного самоуправления.

При этом следует учитывать, что в зависимости от того, какой норматив и в каком виде будет установлен, будут различаться и требования к контролю за соблюдением органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства Российской Федерации в части нормативов на оплату труда и/или содержание органов местного самоуправления.

Так, если норматив на содержание органов местного самоуправления установлен в виде доли от доходов (расходов), то контроль может осуществляться по принятым решениям представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах и на основании годовых отчетных данных. Если же норматив на содержание органов местного самоуправления установлен в виде абсолютной величины, то контроль может осуществляться ежеквартально. В случае, когда норматив на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих установлен в виде общего размера месячного фонда оплаты труда, то контроль может осуществляться ежемесячно.