См. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в сфере межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях (в связи с изменениями бюджетного законодательства в 2020 - 2021 годах).

6.4. Сроки и условия предоставления бюджетных кредитов

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетные кредиты могут предоставляться на срок до трех лет.

Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит несколько обязательных условий предоставления бюджетных кредитов.

Во-первых, обязательным условием предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам, бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) является отсутствие у заемщика просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед соответственно субъектом Российской Федерации, муниципальным районом (городским округом с внутригородским делением) по ранее предоставленным бюджетным кредитам. Задолженностью по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием является сумма денежных средств, которую должник обязан уплатить в соответствии с денежным обязательством перед публично-правовым образованием на определенную дату.

Во-вторых, в общем случае обязательным условием предоставления бюджетного кредита является предоставление заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением). Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет допустимые и недопустимые способы обеспечения исполнения обязательств, а также требует, чтобы обеспечение исполнения обязательств имело высокую степень надежности (ликвидности), и регулирует общие вопросы оценки надежности (ликвидности) обеспечения исполнения обязательств.

В то же время Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает, что в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, бюджетный кредит может быть предоставлен муниципальному образованию без предоставления им обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением). Таким образом, данное условие предоставления бюджетного кредита может быть исключено, если соответствующая норма будет предусмотрена бюджетным законодательством субъекта Российской Федерации, муниципального района, городского округа с внутригородским делением.

В-третьих, ряд дополнительных условий налагается на предоставление бюджетных кредитов муниципальным образованиям в зависимости от уровня долговой устойчивости <18>.

--------------------------------

<18> Оценка долговой устойчивости проводится финансовым органом субъекта Российской Федерации в порядке, утвержденном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом Бюджетным кодексом Российской Федерации определены четыре показателя, которые необходимо учитывать при оценке, а также критерии отнесения муниципальных образований к трем группам заемщиков в зависимости от значений трех из указанных показателей; однако субъект Российской Федерации свободен использовать дополнительные показатели и критерии.

Так, муниципальные образования, отнесенные к заемщикам со средним или низким уровнем долговой устойчивости, должны согласовывать с финансовым органом субъекта Российской Федерации программы муниципальных внутренних заимствований на очередной финансовый год (а также на плановый период, если местный бюджет принимается на три года) и изменения в них, а также изменения в программы муниципальных внутренних заимствований на текущий финансовый год (и на плановый период, если местный бюджет принимается на три года). Поскольку привлечение бюджетных кредитов (а также реструктуризация долга или соответствующих денежных обязательств) влияет на параметры программы муниципальных внутренних заимствований, то оно потребует согласования с региональным финансовым органом.

Кроме того, муниципальные образования не вправе осуществлять заимствования в объемах, которые приводят:

- для заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости - к увеличению значений показателей долговой устойчивости до уровней, позволяющих отнести муниципальное образование к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости;

- для заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости - к увеличению значений показателей долговой устойчивости.

Отдельное условие налагается на муниципальные образования с низким уровнем долговой устойчивости: заимствования в форме целевых бюджетных кредитов они могут осуществлять только в рамках плана восстановления платежеспособности муниципального образования. Этот план должен быть согласован с финансовым органом субъекта Российской Федерации и включать:

- срок действия плана, необходимый для полного погашения просроченных расходных обязательств муниципального образования, не превышающий пяти лет;

- долю собственных доходов местного бюджета, ежегодно направляемую на исполнение просроченных долговых и (или) бюджетных обязательств муниципального образования, не превышающую 15 процентов;

- объемы и условия привлечения заемных средств на рефинансирование муниципального долга;

- график исполнения просроченных долговых и (или) бюджетных обязательств муниципального образования;

- меры по оздоровлению муниципальных финансов муниципального образования, включая перечень необходимых для их реализации муниципальных правовых актов органов местного самоуправления.

При этом реструктуризация обязательств по таким кредитам не допускается.

Бюджетные кредиты муниципальным образованиям рекомендуется предоставлять по процентной ставке, установленной в соответствии с законом (решением) о бюджете:

- на частичное покрытие дефицита местных бюджетов - на срок до 3 лет (а для муниципальных образований, отнесенных к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, - на более короткий срок);

- на покрытие временного кассового разрыва, возникающего при исполнении бюджетов муниципальных образований в течение финансового года, - на срок, не выходящий за пределы финансового года;

- на осуществление мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий, произошедших на территории муниципального образования, - на срок, не выходящий за пределы финансового года.

При предоставлении бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита местных бюджетов, а также покрытие временного кассового разрыва, возникающего при исполнении бюджетов муниципальных образований в течение финансового года, рекомендуется в качестве дополнительного условия установить соблюдение ограничений по предельному объему дефицита бюджета муниципального образования, предельному объему муниципального долга, предельному объему заимствований и предельному объему расходов на обслуживание муниципального долга, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.