II. Основные методические положения формирования тарифов

6. Государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам осуществляется путем установления их фиксированных уровней исходя из:

а) возмещения организациям, осуществляющим регулируемый вид деятельности, экономически обоснованных затрат, связанных с транспортировкой газа;

б) установления для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемых видах деятельности (до разработки методики определения размера основных средств, иных материальных и финансовых активов, используемых в регулируемых видах деятельности, учитывается размер прибыли, необходимой для обеспечения указанных организаций средствами на обслуживание привлеченного капитала, развитие производства и финансирование других обоснованных расходов);

в) удовлетворения платежеспособного спроса на газ, достижения баланса экономических интересов покупателей и поставщиков газа;

г) учета в структуре регулируемых тарифов всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Регулирование тарифов базируется на раздельном учете расходов по регулируемому виду деятельности в соответствии с нормативными актами в сфере бухгалтерского учета.

8. В случае, если субъект регулирования помимо деятельности по транспортировке газа осуществляет иные виды деятельности, расходы на их осуществление и полученные доходы от этих видов деятельности не учитываются при расчете тарифов.

9. Необходимая выручка (НВ) на расчетный период действия тарифов для покрытия обоснованных расходов, связанных с транспортировкой газа, в том числе диспетчеризацией поставок газа, включая его учет в системе магистральных газопроводов, и формирования необходимого размера прибыли по регулируемому виду деятельности рассчитывается по следующей формуле:

тр. тр. тр. тр. тр.

НВ = Р - С - С + Н + ЧП +/- дельтаНВ (1)

об. оп. вн. пр.

где:

тр.

Р - проектируемая на расчетный период действия тарифов сумма

об.

расходов субъекта регулирования на транспортировку газа, относимых

на себестоимость;

тр.

С - проектируемое на расчетный период действия тарифов

оп.

сальдо операционных доходов и расходов субъекта регулирования в

части, отнесенной на деятельность по транспортировке газа;

тр.

С - проектируемое на расчетный период действия тарифов

вн.

сальдо внереализационных доходов и расходов субъекта

регулирования в части, отнесенной на деятельность по

транспортировке газа;

тр.

Н - проектируемая на расчетный период действия тарифов сумма

пр.

налога на прибыль субъекта регулирования в части прибыли,

получаемой от деятельности по транспортировке газа;

тр.

ЧП - проектируемая на расчетный период действия тарифов

сумма чистой прибыли субъекта регулирования, необходимой для

покрытия всех согласованных с ФСТ России расходов из чистой

прибыли по регулируемому виду деятельности;

дельтаНВ - расходы, подлежащие возмещению (учет в формуле 1) со знаком "+") и исключению (учет в формуле (1) со знаком "-") из необходимой выручки в соответствии с пунктами 13 и 14 настоящей методики. В случае, если данные расходы осуществляются из чистой прибыли, они принимаются для расчета с учетом налогообложения.

Необходимая выручка служит базой для расчета тарифов на транспортировку газа.

10. В случае, если субъект регулирования представляет собой группу компаний с головной компанией в ее составе, тарифы рассчитываются на основании суммарных расходов по транспортировке газа, при этом учитывается часть расходов головной компании, относящаяся на регулируемый вид деятельности.

11. Методы отнесения расходов субъекта регулирования, в отношении которых в бухгалтерском и налоговом учете раздельный учет по видам деятельности не предусмотрен, на регулируемый вид деятельности, используемые в целях настоящей методики, отражены в приложении 1.

12. При определении необходимой выручки величина налогов и сборов, относящихся на регулируемый вид деятельности, рассчитывается в соответствии с действующим налоговым законодательством. Тарифы рассчитываются и устанавливаются без учета налога на добавленную стоимость.

13. В случае если субъект регулирования в течение предыдущего расчетного периода действия тарифов понес экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов, в том числе:

- расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию и услуги, потребляемые организацией;

- расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлеченных для покрытия данных расходов,

указанные расходы учитываются при определении необходимой прибыли, определяемой при установлении тарифа на следующий расчетный период их действия. Покрытие незапланированного убытка прошлых лет осуществляется по согласованному с ФСТ России графику в течение согласованного периода времени.

14. Выявленные по данным отчетности не использованные в течение предыдущего расчетного периода действия тарифов средства по отдельным статьям расходов учитываются при установлении тарифа на следующий период в качестве источника покрытия предстоящих расходов.

15. Полученная субъектом регулирования экономия расходов по регулируемому виду деятельности в результате внедрения передовых методов организации труда, энерго- и ресурсосберегающих технологий, а также других мероприятий по сокращению расходов, в случае представления в ФСТ России обоснования по проведенным мероприятиям, не учитывается при расчете тарифов в течение периода с начала формирования экономии расходов до истечения 3 лет после окончания срока окупаемости указанных мероприятий.

(п. 15 в ред. Приказа ФСТ России от 17.09.2008 N 174-э/6)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. При наличии стороннего субсидирования (в том числе бюджетного) каких-либо расходов субъекта регулирования на невозвратной основе такие статьи расходов принимаются для расчета тарифов за вычетом указанного субсидирования.

17. В случае если субъект регулирования осуществляет транспортировку газа, используемого впоследствии на собственные нужды в транспорте газа, расходы по транспортировке указанного объема газа учитываются в расчете тарифов.

18. В случае если дочерние газотранспортные организации возмещают головной копании часть ее расходов, связанных с транспортировкой газа (амортизационные отчисления, расходы на страхование и т.п.), в составе арендной платы или иным образом, указанные расходы не учитываются при отнесении части расходов головной компании на транспортировку газа.

19. При проведении расчета тарифов и обосновании величин отдельных статей расходов применяются следующие цены (тарифы) на продукцию (услуги), приобретаемые субъектом регулирования для осуществления регулируемого вида деятельности:

- регулируемые государством цены (тарифы);

- цены (тарифы, стоимость услуг), установленные на основании договоров, заключенных по результатам проведенных субъектом регулирования конкурсов (тендеров);

- прогнозные рыночные цены (тарифы, стоимость услуг), определяемые на основании прогнозного уровня инфляции на расчетный период действия тарифов.

При отсутствии информации о формировании цен в соответствии с подходами, изложенными выше в данном пункте, применяются прогнозные индексы изменения цен в целом по отраслям промышленности, разрабатываемые в установленном порядке.

20. При проведении расчета тарифов и обосновании величин отдельных статей расходов используются нормативы численности, использования материалов и проведения различных видов эксплуатационных работ. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок на основе отчетных данных.

21. Расчет расходов по обычным видам деятельности, связанных с транспортировкой газа, на расчетный период действия тарифов производится по следующим составляющим с учетом следующих подходов:

- газ на собственные нужды и технологические потери - исходя из утвержденных нормативов использования природного газа на собственные технологические нужды и цены его приобретения на входе в магистральные газопроводы субъекта регулирования (в случае, если субъект регулирования приобретает газ на указанные цели по рыночным (договорным) ценам). В случае использования на собственные нужды газа собственной добычи (добычи аффилированных лиц) его стоимость определяется на основании расходов субъекта регулирования на добычу газа и его подготовку к транспорту. Определение указанных расходов осуществляется на основании подходов к определению размера необходимой выручки субъекта регулирования, изложенных в п. 9 настоящей методики;

- электроэнергия, расходуемая на производственные и хозяйственные цели, - с учетом нормативов потребления и исходя из расчетных объемов потребления энергии субъектом регулирования в регулируемом виде деятельности и прогнозируемых на расчетный период цен и тарифов на ее приобретение;

- вспомогательные материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, - исходя из действующих норм их потребления в регулируемом виде деятельности и прогнозируемых на расчетный период цен и тарифов на их приобретение;

- расходы на оплату труда - исходя из прогнозируемой численности персонала, занятого в регулируемом виде деятельности, и в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, Тарифным соглашением, Коллективным договором и другими нормативными актами, действующими в отрасли в области оплаты труда, а также прогнозными индексами потребительских цен;

- отчисления на социальные нужды (единый социальный налог) - в размерах, установленных законодательством Российской Федерации;

- арендная плата - исходя из заключенных договоров аренды с собственником арендуемого имущества, состава и стоимости арендуемого имущества, налога на имущество и других обоснованных расходов в составе арендной платы;

- амортизационные отчисления - исходя из состава основных средств, используемых в регулируемом виде деятельности, в соответствии с действующим законодательством в данной сфере и учетной политикой субъекта регулирования;

- услуги всех видов транспорта - исходя из необходимости потребления данных услуг субъектом регулирования в регулируемом виде деятельности и прогнозируемых на расчетный период цен и тарифов на их оплату;

- услуги сторонних организаций (расходы на оплату услуг связи, ведомственной и вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных, маркетинговых, нотариальных и других услуг) - исходя из необходимости потребления данных услуг субъектом регулирования в регулируемом виде деятельности и прогнозируемых на расчетный период цен и тарифов на их оплату;

- расходы на капитальный ремонт - исходя из необходимости выполнения ремонтных работ и прогнозируемых на расчетный период цен и тарифов на их оплату;

- пусконаладочные работы - исходя из необходимости проведения работ и прогнозируемых на расчетный период цен и тарифов на их оплату;

- диагностика - исходя из нормативов проведения работ по диагностированию оборудования и прогнозируемых на расчетный период цен и тарифов на их оплату;

- подготовка кадров - исходя из необходимости подготовки кадров и прогнозируемых на расчетный период цен и тарифов на оплату соответствующих услуг;

- охрана труда и техника безопасности - исходя из необходимости проведения работ по охране труда и технике безопасности и прогнозируемых на расчетный период цен и тарифов на оплату соответствующих услуг;

- страховые платежи - в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом структуры страхуемых рисков, состава и стоимости страхуемого имущества, прогнозируемых на расчетный период цен и тарифов на оплату данных услуг и других факторов;

- другие расходы - в соответствии с законодательством Российской Федерации и прогнозируемых на расчетный период цен и тарифов на их оплату.

тр.

22. Сумма налога на прибыль (Н ) рассчитывается исходя из

пр.

условия обеспечения субъекту регулирования получения необходимого

объема чистой прибыли по регулируемому виду деятельности:

тр. тр. тр.' тр. тр. тр.'

(ЧП + Р - Р + С + С - С ) х К

тр. об. об. оп. вн. вн. пр.

Н = --------------------------------------------------- (2)

пр. (1 - К )

пр.

где:

тр.' тр.'

Р , С - сумма расходов, входящих в состав себестоимости,

об. вн.

а также сальдо внереализационных доходов и расходов субъекта

регулирования соответственно, отнесенных на регулируемый вид

деятельности, учитываемых в целях налогообложения в соответствии с

главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации);

К - ставка налога на прибыль.

пр.

23. Необходимый для покрытия согласованных расходов субъекта регулирования размер чистой прибыли (ЧП) по регулируемому виду деятельности рассчитывается по следующей формуле:

ЧП = ИНВ + К - И + Д + РФ (3)

где:

ИНВ - средства, необходимые для осуществления инвестиционной программы субъекта регулирования по регулируемому виду деятельности;

К - средства, необходимые для погашения привлеченного для финансирования инвестиционной программы субъекта регулирования по регулируемому виду деятельности на долгосрочной основе заемного капитала (основной суммы долга);

И - источники финансирования инвестиций, рассчитываемые как сумма амортизационных отчислений по основным средствам, используемым в регулируемом виде деятельности, и вновь привлекаемых на долгосрочной основе заемных средств;

Д - средства, необходимые для выплаты дивидендов в части, приходящейся на регулируемый вид деятельности, с учетом внутренних документов организации, определяющих принципы дивидендной политики;

РФ - средства на создание резервного фонда в соответствии с действующим законодательством.

24. Размер инвестиционной программы субъекта регулирования, относимой на регулируемый вид деятельности, принимается для расчета тарифов с учетом решений компетентного органа управления организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, а в случае рассмотрения инвестиционной программы Правительством Российской Федерации или уполномоченными министерствами и ведомствами - в размере, одобренном (согласованном) указанными органами исполнительной власти.

Размер инвестиционной программы принимается с учетом налога на добавленную стоимость, учитываемого по незавершенному строительству. При этом ее размер уменьшается для проведения расчета тарифов на сумму налога на добавленную стоимость, возмещаемого из бюджета в соответствии с действующим законодательством после ввода основных фондов в эксплуатацию и проведения их государственной регистрации.

25. Тарифы устанавливаются в зависимости от структуры расходов субъекта регулирования и схемы транспортировки газа:

одноставочные - в случае, если в системе магистральных газопроводов не осуществляется компримирование газа либо доля расходов на электроэнергию и газ, используемый на технологические нужды субъекта регулирования при транспортировке газа, в структуре себестоимости транспортировки газа не превышает 1%. Одноставочные тарифы также могут устанавливаться для региональных систем газоснабжения;

двухставочные - для других случаев.

26. Двухставочный тариф формируется из следующих ставок:

- ставка за пользование магистральными газопроводами (далее - ставка за пользование);

- ставка (далее - ставка за перемещение) за совершаемую работу по перемещению газа (далее товаротранспортная работа - ТТР).

27. Ставка за пользование устанавливается на транспортировку 1000 м3 газа между зонами входа в газопроводную систему и выхода из нее.

Под зоной входа в систему магистральных газопроводов в настоящей методике рассматривается:

- совокупность точек подключения к системе магистральных газопроводов подводящих газопроводов, по которым осуществляется подача газа от месторождений, газоперерабатывающих заводов, подземных хранилищ газа (далее - ПХГ) и из других источников в систему магистральных газопроводов;

- совокупность точек пересечения границы Российской Федерации магистральными газопроводами (для случаев транспортировки газа для его последующей поставки российским потребителям из ПХГ, находящихся за пределами территории Российской Федерации). В качестве зон входа и выхода рассматриваются также точки внутри газотранспортной системы, в которых осуществляются операции по купле и продаже газа с использованием биржевых технологий.

(в ред. Приказа ФСТ России от 07.11.2006 N 245-э/2)

(см. текст в предыдущей редакции)

При объединении точек подключения в зоны входа используются следующие основные методы:

- оптимальное расстояние между крайними точками входа в систему магистральных газопроводов в пределах одной зоны входа - не более 100 км;

- к одной зоне входа могут быть отнесены участки нескольких магистральных газопроводов, находящихся в одном коридоре;

- зоны входа устанавливаются с учетом границ отдельных газотранспортных предприятий, входящих в группу компаний организации - собственника системы газоснабжения, и субъектов Российской Федерации.

Под зоной выхода из газопроводной системы в настоящей методике рассматривается:

- совокупность точек выхода из системы магистральных газопроводов в границах субъекта Российской Федерации (в рамках субъектов Российской Федерации, протяженность транспортировки газа по территории которых превышает в одном направлении 400 км, могут выделяться несколько зон выхода);

- совокупность точек подключения к системе магистральных газопроводов ПХГ на территории субъекта Российской Федерации;

- совокупность точек пересечения магистральными газопроводами границы Российской Федерации на участке прилегания к ней одного субъекта Российской Федерации.

В случае если магистральные газопроводы субъекта регулирования граничат с магистральными газопроводами другой организации, через которые осуществляется поставка газа конечным потребителям, то в качестве точки выхода рассматривается граница раздела магистральных газопроводов указанных организаций. В случае транзитной транспортировки газа через магистральные газопроводы других организаций граница раздела магистральных газопроводов субъекта регулирования и другой организации не рассматривается в качестве точек входа и выхода.

В случае поставки газа из ПХГ на внутренний рынок потребителям, расположенным на территории того же субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ПХГ, транспортировка газа может рассматриваться как внутризональная, а зоны выхода, объединяющие точки выхода и точки подключения к системе магистральных газопроводов ПХГ, могут рассматриваться в качестве одной зоны.

В случае, если газ транспортируется последовательно по магистральным газопроводам, межпромысловым коллекторам и опять по магистральным газопроводам, и точка входа газа в систему магистральных газопроводов от месторождения, точка выхода газа из системы магистральных газопроводов в межпромысловые коллекторы, а также точка входа газа в систему магистральных газопроводов из межпромысловых коллекторов не находятся в пределах одной зоны входа в систему магистральных газопроводов, то ставка за пользование определяется исходя из фактического суммарного расстояния транспортировки газа по магистральным газопроводам.

(абзац введен Приказом ФСТ России от 21.10.2014 N 230-э/1)

В случае, если газ транспортируется последовательно по магистральным газопроводам, межпромысловым коллекторам и опять по магистральным газопроводам, и точка входа газа в систему магистральных газопроводов от месторождения, точка выхода газа из системы магистральных газопроводов в межпромысловые коллекторы, а также точка входа газа в систему магистральных газопроводов из межпромысловых коллекторов находятся в пределах одной зоны входа в систему магистральных газопроводов, то для определения стоимости транспортировки газа по магистральным газопроводам принимается установленный для пары зон входа и выхода (рассматриваемая зона входа и соответствующая зона выхода) размер ставки за пользование.

(абзац введен Приказом ФСТ России от 21.10.2014 N 230-э/1)

28. Одноставочный тариф и ставка за перемещение двухставочного тарифа устанавливаются на транспортировку 1000 м3 в случае, если транспортировка газа для всех потребителей транспортных услуг осуществляется по одному маршруту. Также допускается такое установление тарифов для региональных систем газоснабжения. В других случаях одноставочный тариф и ставка за перемещение устанавливаются на транспортировку 1000 м3 на 100 км.

29. Тарифы (ставки тарифов) могут устанавливаться на услуги по транспортировке газа:

- на внутренний рынок и на экспорт в страны - участники Таможенного союза;

- на экспорт в другие страны.

В этом случае применяется отдельный подход к учету капитальных вложений, а также средств, направляемых на обслуживание привлеченного на долгосрочной основе заемного капитала (приложение 2). Все прочие расходы для расчета тарифов, дифференцированных по различным рынкам, разносятся пропорционально ТТР, распределенной по указанным рынкам в зависимости от направления транспортировки газа.

30. При расчете тарифов на транспортировку газа по газопроводам - отводам высокого давления минимальная удельная загрузка газопроводов-отводов, рассчитываемая как отношение годового объема поставки газа по газопроводу-отводу к его проектной производительности, принимается на уровне 10%.

31. В случае если выделенные пропорционально ТТР амортизационные отчисления, учитываемые при расчете тарифов на услуги по транспортировке газа на различные рынки, превышают размер соответствующей, выделенной в соответствии с методами, указанными в приложении 2, инвестиционной программы, сумма указанного превышения может использоваться в качестве источника при расчете тарифа на услуги по транспортировке газа на другой рынок.

32. В целях привлечения в газовую отрасль средств инвесторов тарифы на услуги по транспортировке газа по новым магистральным газопроводам в рамках действующих или новых систем газоснабжения могут рассчитываться исходя из условий обеспечения согласованного с ФСТ России срока окупаемости проекта и уровня доходности на вложенный капитал.

33. В случае если субъект регулирования оказывает услуги по транзитной транспортировке газа через территорию Российской Федерации и стоимость данных услуг не зависит от стоимости транзита газа для субъекта регулирования по территории сопредельных государств, то доход от превышения фактически применяемых тарифов над регулируемыми учитывается в качестве дополнительного источника при определении необходимой выручки для расчета тарифов.

34. В целях выполнения расчетов по данной методике объемные величины транспортируемого газа приводятся к следующим стандартным параметрам:

- температура t = 20 град. С;

- давление p = 760 мм рт.ст.;

- влажность = 0%.

Тарифы рассчитываются (применяются) независимо от прогнозной (фактической) объемной теплоты сгорания транспортируемого газа.