Таблица 7. Процесс формирования бюджетов по статьям затрат

Таблица 7. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ

ПО СТАТЬЯМ ЗАТРАТ

┌────────────┬────────────┬────────────┬────────────┬────────────┐

│ Бюджет по │ Подразд., │Согласующие │Утверждение │Срок ут- │

│ статьям │ответст. за │подразделе- │ бюджета │верждения │

│ затрат │формирование│ния │ │ │

├────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│Фонд оплаты │Служба уп- │Производ- │Директор по │За 10 дней │

│труда │равления │ственная │экономике │до начала │

│ │трудом и за-│служба, Фи- │ │периода │

│ │работной │нансовая │ │действия │

│ │платой │служба, Бух-│ │бюджета │

│ │ │галтерская │ │ │

│ │ │служба │ │ │

├────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│Материальные│Планово - │Производ- │Директор по │За 10 дней │

│затраты │экономичес- │ственная │экономике │до начала │

│ │кая служба │служба, Фи- │ │периода │

│ │ │нансовая │ │действия │

│ │ │служба, Бух-│ │бюджета │

│ │ │галтерская │ │ │

│ │ │служба, │ │ │

│ │ │Снабженчес- │ │ │

│ │ │кая служба │ │ │

├────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│Потребление │Планово - │Производ- │Директор по │За 10 дней │

│энергии │экономичес- │ственная │экономике │до начала │

│ │кая служба │служба, Фи- │ │периода │

│ │ │нансовая │ │действия │

│ │ │служба, Бух-│ │бюджета │

│ │ │галтерская │ │ │

│ │ │служба, │ │ │

│ │ │служба Глав-│ │ │

│ │ │ного Энерге-│ │ │

│ │ │тика │ │ │

├────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│Амортизация │Планово - │Производ- │Директор по │За 10 дней │

│ │экономичес- │ственная │экономике │до начала │

│ │кая служба │служба, Фи- │ │периода │

│ │ │нансовая │ │ │

│ │ │служба, Бух-│ │ │

│ │ │галтерская │ │ │

│ │ │служба, │ │ │

│ │ │служба Глав-│ │ │

│ │ │ного Энерге-│ │ │

│ │ │тика, служба│ │ │

│ │ │Главного ме-│ │ │

│ │ │ханика │ │ │

├────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│Прочие рас- │Планово - │Финансовая │Директор по │За 10 дней │

│ходы │экономичес- │служба, Бух-│экономике │до начала │

│ │кая служба │галтерская │ │периода │

│ │ │служба │ │ │

│ │ │ │ │ │

├────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│Погашение │Финансовая │Финансовая │Директор по │За 10 дней │

│кредитов │служба │служба, Бух-│экономике │до начала │

│ │ │галтерская │ │периода │

│ │ │служба │ │ │

│ │ │ │ │ │

├────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│Налоги и │Финансовая │Финансовая │Директор по │За 10 дней │

│платежи во │служба │служба, Бух-│экономике │до начала │

│внебюджетные│ │галтерская │ │периода │

│фонды │ │служба │ │действия │

│ │ │ │ │бюджета │

└────────────┴────────────┴────────────┴────────────┴────────────┘

18. В целях осуществления контроля за исполнением бюджетов предлагается использовать двухуровневую систему этого контроля.

Нижний уровень - контроль за исполнением бюджетов структурных подразделений предприятия, непосредственно осуществляемый экономическими службами этих подразделений, при этом контролируется как сводный бюджет, так и составляющие его функциональные бюджеты.

Верхний уровень - контроль за исполнением бюджетов всех структурных подразделений (включая контроль составляющих их бюджетов по статьям затрат), осуществляемый непосредственно финансово - экономической службой предприятия и его бухгалтерией.

Основными элементами системы контроля являются:

объекты контроля - бюджеты структурных подразделений;

предметы контроля - отдельные характеристики состояния бюджетов (соблюдение лимитов фонда оплаты труда, расходов сырья и материалов и т.д.);

субъекты контроля - структурные подразделения предприятия, осуществляющие контроль за соблюдением бюджетов;

технология контроля бюджетов - осуществление процедур, необходимых для выявления отклонений фактических состояний бюджетов от плановых.

Контроль за соблюдением расходной части комплексного бюджета является важной задачей, от решения которой во многом зависит эффективность финансово - хозяйственной деятельности предприятия.

Для обеспечения качественного решения этой задачи необходимо установить четкий порядок управленческих процедур, который позволит обеспечить:

оперативное проведение анализа фактических отклонений от плановых значений (сумм) сводного бюджета (в т.ч. анализ по отклонениям функциональных бюджетов);

разработку мероприятий по ликвидации непроизводственных затрат и удорожающих факторов, выявленных в ходе анализа;

оформление и представление руководству предприятия аналитических материалов по исполнению сводного и функциональных бюджетов, для оперативной коррекции этих бюджетов и, соответственно, бюджетов структурных подразделений.

Предлагаемая система контроля за формированием и исполнением сводного бюджета предприятия представлена в таблице 8.

Таблица 8. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА ФОРМИРОВАНИЕМ

И ИСПОЛНЕНИЕМ СВОДНОГО БЮДЖЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ

┌─────────┬──────────────┬───────────────┬──────────┬────────────┐

│ Этапы │Подразделения,│ Согласование │ Контроль │Утверждение │

│ бюджета │ответственные │ по этапам │ │ │

│ │ по этапам │ │ │ │

├─────────┼──────────────┼───────────────┼──────────┼────────────┤

│Формиро- │Финансовая │Дирекция (Д1) и│Бухгалтер-│Директор │

│вание │служба (ФС) │Бухгалтерская │ская служ-│(Д) │

│Доходная │и Планово - │служба (БС) │ба (БС) │ │

│часть │экономическая │ │ │ │

│ │служба (ПЭС) │ │ │ │

├─────────┼──────────────┼───────────────┼──────────┼────────────┤

│Расходная│ФС и ПЭС │Д1 и БС │БС │Д │

│часть │ │ │ФС │ │

├─────────┼──────────────┼───────────────┼──────────┼────────────┤

│Исполне- │ФС и ПЭС │Д1 и БС │БС │Д │

│ние │ │ │ │ │

│Доходная │ │ │ │ │

│часть │ │ │ │ │

├─────────┼──────────────┼───────────────┼──────────┼────────────┤

│Расходная│ФС и ПЭС │Д1 и БС │БС │Д │

│часть │ │ │ │ │

└─────────┴──────────────┴───────────────┴──────────┴────────────┘

Рекомендуется создать и внедрить комплексную автоматизированную систему бюджетного планирования деятельности предприятия (на базе компьютерной локальной сети), что позволит максимально оперативно (ежедневно) получать информацию об исполнении бюджета и, соответственно, вносить необходимые коррективы в бюджеты в целях повышения эффективности оперативного управления финансовыми ресурсами предприятия.