2.2. Дополнения, внесенные в Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" по сравнению с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"

2.2. Дополнения, внесенные в Федеральный закон

от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

по сравнению с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г.

N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"

11. Перечень экономических субъектов, на которых распространяются действия вновь принятого Федерального закона "О бухгалтерском учете" (статья 2), дополнен следующими лицами:

- коммерческие и некоммерческие организации (вместо "все организации" в прежнем Законе);

- государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;

- Центральный банк Российской Федерации;

- индивидуальные предприниматели, а также адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой (вместо прежней нормы в отношении этих лиц, обязывающей вести учет доходов и расходов в порядке, установленным налоговым законодательством);

- международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации.

Кроме того, дополнительно включены три нормы в статью 2 Сфера действия настоящего Федерального закона, согласно которым он применяется:

- при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности;

- при ведении доверительным управляющим бухгалтерского учета переданного ему в доверительное управление имущества и связанных с ним объектов бухгалтерского учета, а также при ведении, в том числе одним из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц, бухгалтерского учета общего имущества товарищей и связанных с ним объектов бухгалтерского учета;

- при ведении бухгалтерского учета в процессе выполнения соглашения о разделе продукции, если иное не установлено Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции".

Примечание. Вступление этих дополнений в силу с 1 января 2013 г. существенно расширяет сферу действия настоящего Федерального закона и тем самым повышает его роль в обеспечении единства экономического пространства на территории всей страны. Применительно к сельскому хозяйству это означает, что сферу действия указанного Закона входят все сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением личных подсобных хозяйств), а также научные, учебные и другие бюджетные учреждения, сельскохозяйственные органы федерального и регионального уровней, органы местного самоуправления.

12. Перечень основных понятий, используемых в настоящем Федеральном законе (статья 3) дополнен следующими понятиями:

- уполномоченный федеральный орган - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетного учета и бюджетной отчетности;

- стандарты бухгалтерского учета - документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета;

- международные стандарты - стандарты бухгалтерского учета, применение которого является обычным в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта;

- отчетный период - период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность;

- факты хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движения денежных средств;

- организации государственного сектора - государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

Примечание. Вступление этих дополнений в силу с 1 января 2013 г. рассматривается во взаимосвязи с соответствующими нормами настоящего Федерального закона.

13. Объекты бухгалтерского учета, представленные в прежнем Законе в виде имущества, обязательств и хозяйственных операций, выделены в отдельную статью 5 настоящего Федерального закона и сформулированы заново в расширенном составе:

- факты хозяйственной жизни;

- активы;

- обязательства;

- источники финансирования деятельности экономического субъекта;

- доходы;

- расходы;

- иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Примечание. Вступление этих дополнений в силу с 1 января 2013 г. сближает терминологию отечественной системы бухгалтерского учета с международной учетной практикой и тем самым способствует их дальнейшей гармонизации.

14. Вновь введенной статьей 6 закреплена обязанность экономического субъекта вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой в случаях, если в соответствии с налоговым законодательством они ведут учет доходов, или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленным указанным законодательством, а также филиалов, представительств и иных структурных подразделений иностранных организаций в таких же случаях).

Примечание. Вступление этих дополнений в силу с 1 января 2013 г. закрепляет правовые основы организации и ведения бухгалтерского учета во всех экономических субъектах независимо от видов экономической деятельности.

15. Статья 7 "Организация ведения бухгалтерского учета", сформулированная заново на базе одноименной статьи 6 и статьи 7 "Главный бухгалтер" прежнего Закона, дополнена требованиями к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, экономического субъекта определенного вида деятельности или организационно-правовой формы (открытого акционерного общества, страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании паевого инвестиционного фонда и иного экономического субъекта, ценные бумаги которого допущены к обращению на торгах фондовых бирж или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, а также органов управления федеральных и территориальных государственных внебюджетных фондов):

1) наличие высшего профессионального образования;

2) наличие стажа работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

3) отсутствие неснятой или непогашенной судимости в сфере экономики.

При этом дополнительные требования к указанному должностному лицу могут устанавливаться другими федеральными законами, а в кредитных организациях, где должна предусматриваться штатная должность только главного бухгалтера, он должен отвечать требованиям, установленным Центральным банком Российской Федерации.

Указанные требования распространяется и на физическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, а при заключении такого договора с юридическим лицом - на одного из его работников (не менее), с которым заключен трудовой договор.

Примечание. Вступление этих дополнений в силу с 1 января 2013 г. распространяется только на вышеуказанных лиц, на которых возложено ведение бухгалтерского учета позднее этой даты.

16. Порядок формирования учетной политики экономического субъекта, предусмотренный отдельной статьей 8, дополнен следующими положениями:

- определением этого понятия (совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику);

- правом экономического субъекта самостоятельно формировать свою учетную политику, руководствуясь действующим законодательством о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами;

- выбором способа ведения бухгалтерского учета в отношении конкретного объекта только их тех способов, которые допускаются федеральными стандартами.

Примечание. Вступление этих дополнений в силу с 1 января 2013 г. обусловливает необходимость отражения в учетной политике экономического субъекта на 2013 г. соответствующих изменений.

17. Порядок ведения регистров бухгалтерского учета, предусмотренный статьей 10, дополнен следующими положениями:

- требованием недопущения пропусков или изъятий при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;

- установлением обязательных реквизитов регистра бухгалтерского учета (наименование регистра, наименование составившего его экономического субъекта, дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр, хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета, величина денежного измерения этих объектов с указанием единицы измерения, наименование должностей ответственных за ведение регистра лиц и их подписи с указанием фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц);

- правом руководителя экономического субъекта утверждать формы регистров бухгалтерского учета по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (формы указанных регистров организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством);

- требованием составления копий регистров бухгалтерского учета при их изъятии в соответствии с действующим законодательством.

Примечание. Вступление этих дополнений в силу с 1 января 2013 г. обусловливает необходимость приведения применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета в соответствии с установленными требованиями.

18. Установленные отдельной статьей 13 общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности дополнены следующими положениями:

- требованием составления указанной отчетности в валюте Российской Федерации;

- признанием указанной отчетности составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта;

- запретом установления режима коммерческой тайны в отношении указанной отчетности;

- включением в сферу действия настоящего Федерального закона вопросов правового регулирования консолидированной финансовой отчетности, если иное не установлено иными федеральными законами.

Примечание. Вступление этих дополнений в силу с 1 января 2013 г. обусловливает необходимость соблюдения указанных требований, начиная с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г.

19. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленный статьей 14, дополнен следующими положениями:

- состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, устанавливается федеральными стандартами;

- состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством;

- состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Центрального банка Российской Федерации устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Примечание. Вступление этих дополнений в силу с 1 января 2013 г. обусловливает необходимость соблюдения этих требований, начиная с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г. и промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за первый квартал 2013 г.

20. Статьей 15 "Отчетный период, отчетная дата" наряду с ранее действовавшими нормами, определяющими отчетный период, установлена дополнительно отчетная дата, которой является последний календарный день отчетного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица.

Примечание. Вступление этого дополнения в силу с 1 января 2013 г. обусловливает необходимость соблюдения этого требования, начиная с составления бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г. и промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за первый квартал 2013 г.

21. Вновь введенной статьей 16 установлены особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, определяющие последний отчетный год и отчетную дату, на которую реорганизуемое юридическое лицо составляет последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также первый отчетный год и отчетную дату, на которую возникшее в результате реорганизации юридическое лицо должно составить первую такую отчетность, включая данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период реорганизации.

Примечание. Вступление этих дополнений в силу с 1 января 2013 г. обусловливает необходимость соблюдения указанных особенностей при реорганизации юридического лица в период с указанной даты и позже.

22. Вновь введенной статьей 17 установлены особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, определяющие отчетный год, отчетную дату и порядок составления последней бухгалтерской (финансовой) отчетности ликвидируемого юридического лица.

Примечание. Вступление этих дополнений в силу с 1 января 2013 г. обусловливает необходимость соблюдения указанных особенностей при ликвидации юридического лица в период с указанной даты и позже.

23. Вновь введенной статьей 18 установлен обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемый экономическим субъектом в орган государственной статистики по месту государственной регистрации и включаемый в государственные информационные ресурсы.

Примечание. Вступление этих дополнений в силу с 1 января 2013 г. обусловливает необходимость соблюдения своевременной разработки и последующего соблюдения порядка представления обязательного экземпляра указанной отчетности, а также правил пользования указанным информационным ресурсом.

24. Вновь введенной статьей 19 установлена обязанность экономического субъекта организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а в случаях, если его бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, он обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления указанной отчетности.

Примечание. Вступление этих дополнений в силу с 1 января 2013 г. обусловливает необходимость соблюдения указанных требований, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г.

25. Вновь введенной статьей 20 установлены принципы регулирования бухгалтерского учета (соответствие федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (федеральной) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета; единство системы требований к бухгалтерскому учету; упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций; применение международных стандартов как основы разработки федеральных и иных стандартов; недопустимость совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов к государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета), которыми должны руководствоваться субъекты указанного регулирования с вступлением в силу этих принципов с 1 января 2013 г.

26. Вновь введенной статьей 21 установлены документы в области регулирования бухгалтерского учета в виде федеральных стандартов, отраслевых стандартов, рекомендаций в области бухгалтерского учета и стандартов экономического субъекта, их соотношение и сфера действия.

Примечание. Вступление этих дополнений в силу с 1 января 2013 г. обусловливает необходимость приведения в соответствии с указанными требованиями всей нормативной базы бухгалтерского учета в стране, в том числе и в сельском хозяйстве.

27. Вновь введенными статьями 22, 23 и 24 определены соответственно субъекты регулирования бухгалтерского учета, функции органов государственного регулирования и субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

Примечание. Вступление этих дополнений в силу с 1 января 2013 г. обеспечивает создание государственно-общественный системы регулирования бухгалтерского учета в стране.

28. Вновь введенной статьей 25 предусмотрены создание совета по стандартам бухгалтерского учета, его полномочия, порядок формирования и функционирования, что направлено на повышение уровня координации нормативной деятельности в области бухгалтерского учета в стране.

29. Вновь введенными статьями 26, 27 и 28 установлен порядок составления соответственно программы разработки федеральных стандартов, их разработки и утверждения и разработки указанных стандартов в отдельных случаях уполномоченным федеральным органом.

Примечание. Вступление этих дополнений в силу с 1 января 2013 г. придает системный характер работе по стандартизации бухгалтерского учета в стране, в том числе и в сельском хозяйстве.

Вместе с тем разработанные и введенные в действие до указанной даты нормативные, в том числе и отраслевые, акты по бухгалтерскому учету применяются вплоть до их отмены в установленном порядке.