Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Приложение 5. ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ СОХРАННОСТИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА НЕДОСТАЧИ ЭТИЛОВОГО (ВИННОГО) СПИРТА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ В ЦИСТЕРНАХ

Приложение 5

ПОРЯДОК

ПРОВЕРКИ СОХРАННОСТИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА НЕДОСТАЧИ

ЭТИЛОВОГО (ВИННОГО) СПИРТА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ В ЦИСТЕРНАХ

В процессе перевозки спирта в цистернах объем спирта в зависимости от изменения температуры увеличивается или уменьшается, в связи с чем уровень налива в цистернах соответственно повышается или понижается. Объем спирта при этом изменяется на вполне определенную величину.

Для расчета сохранности или размера недостачи спирта, прибывшего в специальной спиртовой цистерне, следует пользоваться табл. 1 и 2, а при уровне спирта в цистерне ниже основания колпака также табл. 3.

В табл. 1 даны изменения объема спирта в цистерне в зависимости от разности температур спирта в пункте налива и слива.

В табл. 2 приведены нормы естественной убыли спирта при перевозке и вместимости колпака цистерны на 1 см его высоты.

В табл. 3 указана вместимость незаполненной части котла цистерны. Этой таблицей пользуются только в тех случаях, когда уровень спирта окажется ниже основания колпака.

Расчет сохранности или размера недостачи спирта, прибывшего не в специальной спиртовой цистерне, производится при помощи "Таблиц калибровки железнодорожных цистерн" издания МПС 1961 г. <*>, в которых указана также вместимость 1 см высоты колпака в дм3 (литрах) для всех типов цистерн. Коэффициент объемного расширения спирта должен приниматься равным 0,001.

--------------------------------

<*> Таблицы калибровки железнодорожных цистерн переизданы в 1972 г. издательством "Транспорт".

При расчетах необходимо иметь в виду, что если температура спирта в цистерне во время перевозки повысилась, то от количества декалитров, на которое должен увеличиться объем спирта, естественная убыль вычитается. Если температура спирта понизилась, то к количеству декалитров, на которое должен уменьшиться объем спирта, естественная убыль прибавляется.

Таблица 1

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ

ОБЪЕМА ВОДНО - СПИРТОВОГО РАСТВОРА В ЦИСТЕРНАХ

ПРИ УРОВНЕ СПИРТА В ПРЕДЕЛАХ КОЛПАКА

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Величина изменения объема водно - спиртового раствора в дкл │

├────────────────────┬──────────────────┬────────────────────┬─────────────────┤

│разность температур │ четырехосные │ двухосные │ двухосные │

│ спирта в град. C │с двумя колпаками,│ грузоподъемностью │грузоподъемностью│

│ │ тип 23 и 24 │ 20 т с крытым │ 12,5 т с крытым │

│ │ │кузовом, тип 51 и 52│ кузовом │

├────────────────────┼──────────────────┼────────────────────┼─────────────────┤

│ 0,5 │ 2,52 │ 1,25 │ 0,62 │

│ 1,0 │ 5,04 │ 2,50 │ 1,24 │

│ 1,5 │ 7,56 │ 3,75 │ 1,87 │

│ 2,0 │ 10,08 │ 5,00 │ 2,49 │

│ 2,5 │ 12,60 │ 6,25 │ 3,11 │

│ 3,0 │ 15,12 │ 7,50 │ 3,73 │

│ 3,5 │ 17,64 │ 8,75 │ 4,36 │

│ 4,0 │ 20,16 │ 10,00 │ 4,98 │

│ 4,5 │ 22,68 │ 11,25 │ 5,60 │

│ 5,0 │ 25,20 │ 12,50 │ 6,22 │

│ 5,5 │ 27,72 │ 13,75 │ 6,85 │

│ 6,0 │ 30,24 │ 15,00 │ 7,47 │

│ 6,5 │ 32,76 │ 16,25 │ 8,09 │

│ 7,0 │ 35,28 │ 17,50 │ 8,71 │

│ 7,5 │ 37,80 │ 18,75 │ 9,34 │

│ 8,0 │ 40,32 │ 20,00 │ 9,96 │

│ 8,5 │ 42,84 │ 21,25 │ 10,58 │

│ 9,0 │ 45,36 │ 22,50 │ 11,20 │

│ 9,5 │ 47,88 │ 23,75 │ 11,83 │

│ 10,0 │ 50,40 │ 25,00 │ 12,45 │

│ 10,5 │ 52,92 │ 26,25 │ 13,07 │

│ 11,0 │ 55,44 │ 27,50 │ 13,69 │

│ 11,5 │ 57,96 │ 28,75 │ 14,32 │

│ 12,0 │ 60,48 │ 30,00 │ 14,94 │

│ 12,5 │ 63,00 │ 31,25 │ 15,56 │

│ 13,0 │ 65,52 │ 32,50 │ 16,18 │

│ 13,5 │ 68,04 │ 33,75 │ 16,81 │

│ 14,0 │ 70,56 │ 35,00 │ 17,43 │

│ 14,5 │ 73,08 │ 36,25 │ 18,05 │

│ 15,0 │ 75,60 │ 37,50 │ 18,67 │

│ 15,5 │ 78,12 │ 38,75 │ 19,30 │

│ 16,0 │ 80,64 │ 40,00 │ 19,92 │

│ 16,5 │ 83,16 │ 41,25 │ 20,54 │

│ 17,0 │ 85,68 │ 42,50 │ 21,16 │

│ 17,5 │ 88,20 │ 43,75 │ 21,79 │

│ 18,0 │ 90,72 │ 45,00 │ 22,41 │

│ 18,5 │ 93,24 │ 46,25 │ 23,03 │

│ 19,0 │ 95,76 │ 47,50 │ 23,65 │

│ 19,5 │ 98,28 │ 48,75 │ 24,28 │

│ 20,0 │ 100,80 │ 50,00 │ 24,90 │

│ 20,5 │ 103,32 │ 51,25 │ 25,52 │

│ 21,0 │ 105,84 │ 52,50 │ 26,14 │

│ 21,5 │ 108,36 │ 53,75 │ 26,77 │

│ 22,0 │ 110,88 │ 55,00 │ 27,39 │

│ 22,5 │ 113,40 │ 56,25 │ 28,01 │

│ 23,0 │ 115,92 │ 57,50 │ 28,63 │

│ 23,5 │ 118,44 │ 58,75 │ 29,26 │

│ 24,0 │ 120,96 │ 60,00 │ 29,88 │

│ 24,5 │ 123,48 │ 61,25 │ 30,50 │

│ 25,0 │ 126,00 │ 62,50 │ 31,12 │

└────────────────────┴──────────────────┴────────────────────┴─────────────────┘

Таблица 2

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМ ЕСТЕСТВЕННОЙ

УБЫЛИ СПИРТА И ВМЕСТИМОСТИ КОЛПАКА ЦИСТЕРН

┌───────────────────────────────────────────┬──────────────────────┬─────────────────────┐

│ Характеристика цистерн и тип │ Естественная │ Вместимость колпака │

│ калибровки │ убыль абсолютного │на 1 см высоты в дкл │

│ │ спирта за каждый день│ │

│ │ перевозки в дкл <*> │ │

├───────────────────────────────────────────┼──────────────────────┼─────────────────────┤

│Четырехосные с двумя колпаками, │ │ │

│ тип 23 и 24 ..............................│ 0,28 │ 3,53 │

│Двухосные грузоподъемностью 20 т │ │ │

│ с крытым кузовом, тип 51 и 52 ............│ 0,15 │ 1,33 - для типа 51 │

│ │ │ 1,29 - для типа 52 │

│Двухосные грузоподъемностью 12,5 т │ │ │

│с крытым кузовом ..........................│ 0,08 │ 0,83 │

└───────────────────────────────────────────┴──────────────────────┴─────────────────────┘

--------------------------------

<*> Для перерасчета естественной убыли в декалитры водно - спиртового раствора необходимо естественную убыль в декалитрах абсолютного спирта умножить на 100 и разделить на крепость спирта в градусах.

Таблица 3

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕМА

НЕЗАПОЛНЕННОЙ ЧАСТИ КОТЛА ЦИСТЕРН

┌──────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Расстояние │ Объем незаполненной части котла цистерн в дкл │

│ от уровня ├───────────────────────┬────────────────────────────┬─────────────────┤

│ спирта до │ четырехосные с двумя │двухосные грузоподъемностью │ двухосные │

│ внутренней │ колпаками │ 20 т с крытым кузовом │грузоподъемностью│

│верхней точки ├───────────┬───────────┼────────────┬───────────────┤ 12,5 т │

│ котла в см │ тип 23 │ тип 24 │ тип 51 │ тип 52 │ с крытым │

│ │ │ │ │ │ кузовом │

├──────────────┼───────────┼───────────┼────────────┼───────────────┼─────────────────┤

│ 0,5 │ 1,5 │ 2,0 │ 1,0 │ 1,0 │ 0,5 │

│ 1,0 │ 4,0 │ 4,5 │ 2,5 │ 2,5 │ 1,0 │

│ 1,5 │ 6,5 │ 7,0 │ 3,5 │ 4,0 │ 1,5 │

│ 2,0 │ 9,5 │ 10,0 │ 5,0 │ 5,5 │ 2,5 │

│ 2,5 │ 12,5 │ 13,0 │ 6,5 │ 7,5 │ 3,5 │

│ 3,0 │ 16,0 │ 16,5 │ 8,5 │ 9,5 │ 5,0 │

│ 3,5 │ 19,5 │ 20,0 │ 10,5 │ 11,5 │ 6,5 │

│ 4,0 │ 23,0 │ 23,5 │ 12,5 │ 13,5 │ 8,0 │

│ 4,5 │ 26,5 │ 27,0 │ 14,5 │ 15,5 │ 9,5 │

│ 5,0 │ 30,5 │ 31,0 │ 17,0 │ 18,0 │ 11,0 │

│ 5,5 │ 34,5 │ 35,0 │ 19,5 │ 20,5 │ 12,5 │

│ 6,0 │ 38,5 │ 39,0 │ 22,0 │ 23,0 │ 14,5 │

│ 6,5 │ 42,5 │ 43,0 │ 24,5 │ 25,5 │ 16,5 │

│ 7,0 │ 47,0 │ 47,5 │ 27,0 │ 28,0 │ 18,5 │

│ 7,5 │ 51,5 │ 52,0 │ 29,5 │ 30,5 │ 20,5 │

│ 8,0 │ 56,0 │ 56,5 │ 32,0 │ 33,5 │ 22,5 │

│ 8,5 │ 60,5 │ 61,0 │ 35,0 │ 36,5 │ 24,5 │

│ 9,0 │ 65,0 │ 65,5 │ 38,0 │ 39,5 │ 27,0 │

│ 9,5 │ 69,0 │ 70,5 │ 41,0 │ 42,5 │ 29,0 │

│ 10,0 │ 74,5 │ 75,5 │ 44,0 │ 45,5 │ 31,5 │

│ 10,5 │ 79,5 │ 80,5 │ 47,0 │ 48,5 │ 33,5 │

│ 11,0 │ 84,5 │ 85,5 │ 50,0 │ 52,0 │ 36,0 │

│ 11,5 │ 89,5 │ 90,5 │ 53,0 │ 55,0 │ 38,5 │

│ 12,0 │ 94,5 │ 95,5 │ 56,0 │ 58,0 │ 41,0 │

│ 12,5 │ 99,5 │ 101,0 │ 59,5 │ 61,5 │ 43,5 │

│ 13,0 │ 105,0 │ 106,5 │ 63,0 │ 65,0 │ 46,0 │

│ 13,5 │ 110,5 │ 112,0 │ 66,5 │ 68,5 │ 48,5 │

│ 14,0 │ 116,0 │ 117,5 │ 70,0 │ 72,0 │ 51,5 │

│ 14,5 │ 121,5 │ 123,0 │ 73,5 │ 75,5 │ 54,0 │

│ 15,0 │ 127,5 │ 128,5 │ 77,0 │ 79,0 │ 57,0 │

│ 15,5 │ 133,0 │ 134,0 │ 80,5 │ 82,5 │ 59,5 │

│ 16,0 │ 139,0 │ 140,0 │ 84,0 │ 86,5 │ 62,5 │

│ 16,5 │ 144,5 │ 146,0 │ 87,5 │ 90,0 │ 65,5 │

│ 17,0 │ 150,5 │ 152,0 │ 91,5 │ 94,0 │ 68,5 │

│ 17,5 │ 156,5 │ 158,0 │ 95,0 │ 98,0 │ 71,5 │

│ 18,0 │ 162,5 │ 164,0 │ 99,0 │ 102,0 │ 74,5 │

│ 18,5 │ 168,5 │ 170,0 │ 103,0 │ 106,0 │ 77,5 │

│ 19,0 │ 175,О │ 176,5 │ 107,0 │ 110,0 │ 80,5 │

│ 19,5 │ 181,0 │ 182,5 │ 111,0 │ 114,0 │ 83,5 │

│ 20,0 │ 187,5 │ 189,0 │ 115,0 │ 118,0 │ 86,5 │

└──────────────┴───────────┴───────────┴────────────┴───────────────┴─────────────────┘

ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА

Пример 1. Спирт - сырец крепостью 88,4% отправлен в спиртовой цистерне калибровочного типа 51. На станции отправления он был залит до заданного уровня I (рисунок не приводится), причем высота недолива составляла 50 см, температура спирта в цистерне была 10 град. C. Цистерна находилась в пути 5 суток и прибыла на станцию назначения с нарушенной пломбой; при вскрытии цистерны оказалось, что уровень спирта повысился до линии II, высота недолива по замеру составила 20,6 см, а температура спирта в цистерне 26 град. C.

Сохранность или недостача спирта по данной перевозке на основании произведенных замеров устанавливается следующим образом. От повышения температуры на 26 - 10 = 16 град. C объем спирта в цистерне типа 51 по данным табл. 1 должен увеличиться на 40,00 дкл.

Естественная убыль абсолютного алкоголя составила за время перевозки 0,15 x 5 = 0,75 дкл (табл. 2), а спирто - водной смеси крепостью 88,4% соответственно

0,75 x 100

────────── = 0,84 дкл.

88,4

Поскольку температура спирта за время перевозки увеличилась, естественная убыль должна быть вычтена из количества декалитров, на которое увеличился объем спирта от повышения температуры.

В результате объем спирта в цистерне должен был увеличиться на 40,00 - 0,84 = 39,16 дкл.

Вместимость 1 см высоты для цистерны типа 51 составляет 1, 33 дкл (табл. 2), следовательно, высота уровня спирта в колпаке должна была увеличиться на 39,16 : 1,33 = 29,4 см.

Фактически по данным замеров высоты недолива на станциях отправления и назначения высота спирта в цистерне увеличилась на 50 - 20,6 = 29,4 см.

Таким образом, по данным замера и расчета табл. 1 и 2 установлено, что спирт прибыл в полной сохранности.

Пример 2. Предположим, что по прибытии данной цистерны в пункт назначения установлено, что уровень спирта находится на линии III и высота недолива составляет 84,2 см при температуре спирта -2 град. C.

Вследствие понижения температуры на 10 - (-2) = 12 град. C объем спирта по табл. 1 должен уменьшиться на 30,00 дкл.

Естественная убыль водно - спиртовой смеси крепостью 88,4% составляет 0,84 дкл (см. пример 1).

Общее уменьшение объема спирта с учетом естественной убыли должно составить 30,00 + 0,84 дкл.

В результате уменьшения объема спирта высота уровня в колпаке должна понизиться не более чем на 30,84 : 1,33 = 23,2 см.

Фактически по данным замера высота уровня спирта понизилась на 84,2 - 50 = 34,2 см, т.е. уровень спирта в цистерне оказался ниже, чем положено на 34,2 - 23,2 = 11 см.

Следовательно, спирт в этом случае прибыл с недостачей в количестве 11 x 1,33 = 14,6 дкл.

Пример 3. Могут быть случаи, когда вследствие технической неисправности цистерны или по другим причинам уровень спирта опустится ниже основания колпака.

Предположим, что на станции назначения температура спирта в цистерне была такой же, как и в примере 2, но уровень спирта находился на линии IV и высота недолива составила 96 см. Уровень спирта за время перевозки понизился на 96 - 50 = 46 см. Высота колпака цистерны (расстояние от верхней точки люка колпака до внутренней верхней точки котла цистерны) 91 см. Следовательно, уровень спирта понизился в пределах колпака на 91 - 50 = 41 см и ниже основания колпака на 96 - 91 = 5 см.

Это соответствует фактическому уменьшению объема в колпаке (табл. 2) на 41 x 1,33 = 54,5 дкл и в незаполненной части котла на расстоянии 5 см от основания колпака - на 17,0 дкл (табл. 3), т.е. всего на 54,5 + 17,0 = 71,5 дкл.

Нормальным уменьшением объема спирта в этом случае (по исходным данным примера 2) должно быть 30,84 дкл. Следовательно, цистерна в этом случае прибыла с недостачей в количестве 71,50 - 30,84 = 40,66 дкл спиртоводной смеси крепостью 88,4%

Пример 4. Спирт отправлен не в специальной спиртовой цистерне, а в обычной цистерне с верхним сливом калибровочного типа II.

На станции отправления определены: высота недолива 44 см, температура спирта в цистерне 10 град. C, крепость спирта по данным отправителя 88,4%.

Цистерна находилась в пути 12 суток и прибыла на станцию назначения со следами течи груза. При вскрытии цистерны замером установлено: высота недолива 65 см, высота колпака 61 см, температура спирта в цистерне 6 град. C.

Недостача спирта по этой перевозке устанавливается следующим образом.

На станции отправления уровень налива спирта в цистерне находился выше основания колпака на 61 - 44 = 17 см. По таблицам калибровки железнодорожных цистерн для цистерны типа II этой высоте налива (260 + 17 = 277 см) соответствует объем 49770 дм3 (л) = 4977 дкл.

От понижения температуры спирта на 10 град. - 6 град. = 4 град. C объем его должен уменьшиться на 4977 x 0,001 x 4 = 19,91 дкл.

Естественная убыль за время перевозки в декалитрах спирто - водного раствора составляет:

0,28 x 12 x 100

─────────────── = 3,84 дкл.

88,4

Общее уменьшение объема спирта за время перевозки составляет 19,91 + 3,84 = 23,75 дкл.

По данным замеров уровень налива спирта за время перевозки понизился в колпаке цистерны на 17 см (с высоты налива 277 см) и в котле ниже основания на 65 - 61 = 4 см (до высоты налива 256 см которой соответствует объем 49280 дм3).

Следовательно, объем спирта в цистерне фактически уменьшился на 49770 - 49280 = 490 дм3 (л) = 49,0 дкл, откуда следует, что за время перевозки произошла утрата спирта в количестве 49,0 - 23,75 = 25,25 дкл.