2.4. Формирование списка детей-сирот и лиц из их числа для предоставления жилых помещений

2.4. Формирование списка детей-сирот и лиц из их числа для предоставления жилых помещений.

До 1 января 2013 г. дети-сироты и лица из их числа обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке. Внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями не предполагал ведение какого-либо учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в порядке очередности. Это, с одной стороны, отвечало целям внеочередного предоставления жилых помещений, с другой стороны, препятствовало своевременному и точному выявлению всех детей-сирот и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

С 1 января 2013 г. указанные категории граждан обеспечиваются жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения найма.

Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа должно быть обеспечено немедленно по обращении за жилыми помещениями лиц указанной категории при наступлении предусмотренных в законе обстоятельств (достижение определенного возраста, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия и др.). Немедленное предоставление жилых помещений лицам указанной категории из специализированного жилищного фонда должно достигаться посредством формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Формирование и ведение указанного списка, в свою очередь, обеспечивает:

- эффективное планирование бюджетных денежных средств для приобретения (строительства) жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа;

- заблаговременный учет детей-сирот и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилых помещений из специализированного жилищного фонда;

- выявление лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений из специализированного жилищного фонда;

- установление нуждаемости лиц указанной категории в жилых помещениях, предоставляемых по договорам специализированного найма (признание невозможным проживания в ранее занимаемых жилых помещениях);

- выявление злоупотреблений со стороны лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, допускаемых с целью обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (определение намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий);

- контроль за своевременным обеспечением лиц указанной категории жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Список детей-сирот и лиц из их числа должен формировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого установлено их место жительства. Порядок формирования списка указанных граждан определяется законом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ) <1>.

--------------------------------

<1> Модельный закон субъекта РФ, принимаемый в соответствии с Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Включение детей-сирот и лиц из их числа в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, должно осуществляться на основании признания указанных лиц нуждающимися в предоставлении жилых помещений. Нуждаемость в предоставлении жилых помещений устанавливается на основании определения обеспеченности жилым помещением на праве собственности или по договору социального найма и признания невозможности проживания в занимаемом жилом помещении.

Признание невозможным проживания детей-сирот и лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц (ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ).

Порядок признания невозможным проживания граждан в ранее занимаемых жилых помещения, в т.ч. установление иных обстоятельств невозможности проживания, должен определяться в законодательстве субъекта Российской Федерации, в законе или актах исполнительных органов власти (ч. 1 и п. 4 ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ) <1>.

--------------------------------

<1> Модельный закон субъекта РФ, принимаемый в соответствии с Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; примерное постановление Правительства субъекта РФ "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Целесообразно, чтобы один орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации соединял в своей деятельности функции по формированию списка лиц указанной категории и установлению невозможности проживания их в ранее занимаемых жилых помещениях. Таким уполномоченным органом рекомендовано назначить орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними <1>. В случае наделения государственным полномочием органов местного самоуправления формирование списка, учет граждан может осуществляться указанным органом по аналогии с положениями Жилищного кодекса о социальном найме жилого помещения. Однако в законодательстве субъектов Российской Федерации следует предусмотреть регулярное предоставление органом местного самоуправления сведений об учете граждан в государственный орган исполнительной власти, осуществляющий планирование и распределение бюджетных средств для приобретения жилых помещений специализированного жилищного фонда.

--------------------------------

<1> Уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ может являться орган опеки и попечительства, орган, осуществляющий управление в сфере социальной защиты населения, и другое.

В список детей-сирот и лиц из их числа подлежат включению граждане по достижении ими 14-летнего возраста. Заблаговременное включение граждан в список субъекта Российской Федерации для обеспечения жилыми помещениями призвано создать все необходимые условия для предоставления жилых помещений гражданам немедленно по достижении ими 18 лет или более раннего возраста в случаях, предусмотренных в Федеральном законе N 159-ФЗ и законодательством субъектов Российской Федерации.

Включение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в список субъекта Российской Федерации должно осуществляться на основании:

- заявления законных представителей несовершеннолетних (попечителей, приемных родителей, руководителей специализированных учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей);

- в случае несвоевременной подачи заявления законными представителями детей уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за формирование списка, самостоятельно принимает меры по включению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в указанный список;

- заявления лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в случае непринятия мер по включению указанных лиц в список до достижения ими 18-летнего возраста.

Закрепление обязанности уполномоченного органа, которым рекомендовано назначить орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, по включению детей-сирот и лиц из их числа в список нуждающихся в предоставлении жилых помещений граждан обусловлено следующим.

В полномочиях указанного органа сосредоточены функции по выявлению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; защите их прав и интересов; устройству детей-сирот на воспитание; осуществление контроля за сохранностью имущества несовершеннолетних (ст. ст. 121, 123 Семейного кодекса, ст. 37 Гражданского кодекса, ст. 19 Федерального закона N 48-ФЗ, ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ).

В органе опеки и попечительства субъекта Российской Федерации формируется вся информация о форме устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их законных представителях, действиях законных представителей по использованию и распоряжению имуществом несовершеннолетних, о составе и состоянии имущества детей и мерах по его охране. Поэтому, исходя из имеющейся информации, орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации в необходимых случаях может самостоятельно принимать меры по включению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующий список и признавать их нуждаемость в предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения (невозможность проживания в ранее занимаемых жилых помещениях).

Документы, представляемые вместе с заявлением, должны быть определены законом субъекта Российской Федерации в виде примерного перечня.

Рекомендуется в перечень документов, представляемых в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, формирующий список детей-сирот и лиц из их числа включать документы, требуемые для выявления имеющегося у ребенка жилого помещения, для установления возможности/невозможности проживания в этом жилом помещении и нуждаемости в предоставлении специализированного жилого помещения <1>.

--------------------------------

<1> Примерное постановление Правительства субъекта РФ "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, формирующий список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обязан оказывать содействие детям-сиротам, их законным представителям, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в истребовании и получении документов, необходимых для определения невозможности проживания лица в ранее занимаемом жилом помещении и установления нуждаемости в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения <1>.

--------------------------------

<1> Модельный закон субъекта РФ, принимаемый в соответствии с Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; примерное постановление Правительства субъекта РФ "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Несмотря на то, что установление невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях лиц указанной категории, а также включение их в список субъекта Российской Федерации осуществляется по месту жительства, проверку на предмет обеспеченности жилым помещением нуждающегося гражданина необходимо проводить в целом по Российской Федерации.

Для целей формирования списка детей-сирот и лиц из их числа, а также выявления нуждаемости в жилых помещениях специализированного жилищного фонда необходимо:

- правильно устанавливать место жительство граждан указанной категории;

- осуществлять взаимодействие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая межведомственное взаимодействие, по вопросам формирования списка детей-сирот и лиц из их числа, выявления ранее занимаемых ими жилых помещений и установления невозможности проживания в таких жилых помещениях.

Место жительства гражданина определяется согласно ст. 20 Гражданского кодекса, как место его постоянного или преимущественного проживания. Местом жительства малолетних детей (несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста) признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов. При этом определение места жительства детей, оставшихся без попечения родителей, имеет некоторые особенности.

До внесения изменений в Федеральный закон N 159-ФЗ место жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определялось иначе, чем предусмотрено ст. 20 Гражданского кодекса. Местом жительства указанных граждан признавалось место закрепления за ними жилого помещения. Учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья признавались для указанных граждан местом пребывания (ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ в редакции до внесения изменения Федеральным законом N 15-ФЗ). Таким образом, приемная семья, опекун, учреждение для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, хотя и являлись законными представителями ребенка, оставшегося без попечения родителей, проживание с ними такого ребенка не определяло его место жительства, а только место пребывания. Указанная норма ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ являлась несовершенной, во-первых, потому что находилась в несоответствии со ст. 20 Гражданского кодекса. Во-вторых, порождала спорные ситуации с определением места жительства ребенка, лишенного родительского попечения, если у него отсутствовало закрепленное за ним жилое помещение, и ребенок проживал в учреждении для детей-сирот или в семье опекуна, приемной семье. С 01.01.2013 положения ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ о месте жительства и месте пребывании ребенка, оставшегося без попечения родителей, утрачивают силу.

При определении места жительства ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимо руководствоваться следующим положениями.

В соответствии со ст. 27 Конституции каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Реализация данного права зависит от дееспособности гражданина. Свобода выбора места пребывания и жительства граждан связана с достижением ими 14 лет, поскольку до 14 лет место жительства детей должно определяться исключительно по месту жительства их законных представителей (родители, усыновители, приемные родители, опекуны, учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей). В то же время согласно п. 2 ст. 36 Гражданского кодекса опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного. Для несовершеннолетнего, достигшего 14 лет, не имеющего родительского попечения, свобода выбора места жительства ограничена обязательностью проживания с ним законного представителя до совершеннолетия ребенка. В исключительном случае с 16 лет ребенку может быть разрешено органом опеки и попечительства раздельное проживание с попечителем. Однако это не означает, что место жительства ребенка, достигшего возраста 14 лет, не может изменяться. Так, например, законные представители, назначенные несовершеннолетнему, оставшемуся без попечения родителей, могут сменить место жительства, что повлечет изменение и места жительства подопечного. Если проживание ребенка обеспечивается в принадлежащем несовершеннолетнему жилом помещении (на праве собственности или праве социального найма), могут быть произведены продажа или обмен данного жилого помещения в связи с переездом на новое место жительства в интересах подопечного.

Для правильного учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо исходить из понятий места пребывания и места жительства, которые определены ст. 2 Закона Российской Федерации N 5242-1 <1>.

--------------------------------

<1> Местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно. Местом жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 2 Закона РФ N 5242-1 от 25.06.1993 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в РФ").

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Пленума N 14 от 02.07.2009 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении ЖК РФ".

Наличие или отсутствие регистрации детей-сирот и лиц из их числа в определенном жилом помещении само по себе не означает наличие (отсутствие) места жительства ребенка в указанном жилом помещении и наличие (отсутствие) права пользования этим жилым помещением. Отсутствие регистрации гражданина по месту жительства (пребывания) не может являться основанием для отказа во включении его в список детей-сирот и лиц из их числа для предоставления жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения.

Местом жительства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, должно признаваться, по общему правилу, место выявления и устройства указанных лиц в зависимости от формы устройства и воспитания, предусмотренной Семейным кодексом и Федеральным законом N 48-ФЗ. Таким образом, местом жительства детей-сирот и лиц из их числа должно признаваться жилое помещение опекуна (попечителя), приемных родителей, в домах системы социального обслуживания населения (специализированных учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей). При этом место закрепленного за детьми-сиротами и лицами из их числа жилого помещения и место устройства лиц указанной категории могут не совпадать.

Это обусловлено тем обстоятельством, что, находясь под опекой/попечительством, в приемной семье, в специализированном учреждении для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, ребенок постоянно проживает в жилом помещении законного представителя. При наличии у ребенка собственного жилого помещения или права пользования жилым помещением по договору социального найма вопрос о возможности проживания в указанном жилом помещении и/или возврата ребенка в указанное жилое помещение после прекращения опеки (попечительства) только подлежит установлению с учетом обстоятельств, предусмотренных в ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ. Если возможность проживания в жилом помещении, право на которое имеется у ребенка, будет установлена, оснований для предоставления ему специализированного жилого помещения не возникнет. Напротив, если при решении вопроса о включении детей в список для предоставления иного жилого помещения будет установлена невозможность проживания в закрепленных за ними жилых помещениях, то эти помещения не станут местом жительства лиц указанной категории. Кроме того, возвращение ребенка в населенный пункт, где у него имеется ранее закрепленное жилое помещение, но проживание в котором признано невозможным, может вступать в противоречие с интересами детей-сирот и лиц из их числа, так как связывает их с негативными воспоминаниями, возвращает в прежнюю среду, к общению с определенным окружением.

Поэтому, если форма устройства ребенка выбрана в ином субъекте Российской Федерации, место жительства должно определяться именно по месту устройства ребенка. При этом следует учитывать, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не приобретают самостоятельного права на жилое помещение опекуна (попечителя), приемных родителей, если только не признаются членами их семьи. Но даже в случае, если дети-сироты и лица из их числа приобретут право пользования жилыми помещениями своих опекунов (попечителей), приемных родителей как члены их семьи, данное право, регулируемое ст. 31 Жилищного кодекса, не означает обеспечение детей указанной категории жилыми помещениями, а только определяет их место жительства. Проживание детей-сирот в учреждениях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, также носит временный характер. В них дети находятся до достижения в основном 16 - 17 лет, до окончания обучения. Однако именно жилые помещения в указанных учреждениях являются местом постоянного проживания детей-сирот. В ранее закрепленных на праве собственности или социального найма жилых помещениях дети в период нахождения в специализированных учреждениях не проживают.

Не исключена ситуация, когда проживание ребенка со своим законным представителем (опекуном/попечителем, приемными родителями) осуществляется в принадлежащем ребенку на праве собственности или праве социального найма жилом помещении. В этом случае жилое помещение ребенка будет являться местом его жительства. Проживающие с ним законные представители (опекун/попечитель, приемные родители) не приобретают самостоятельного права пользования жилым помещением детей-сирот в соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса, если только указанные представители не приобрели право пользование жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, до назначения их опекунами (попечителями, приемными родителями, например из числа родственников).

При смене места жительства детей-сирот (их законных представителей) либо смене формы устройства детей-сирот, если это влечет изменение места жительства детей (например, выезд из специализированного учреждения в семью опекуна), должны быть внесены изменения в список учета детей-сирот и лиц из их числа, формируемый уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.

При изменении места жительства детей-сирот из одного субъекта Российской Федерации в другой субъект Российской Федерации в законодательстве субъекта Российской Федерации должен быть установлен порядок взаимодействия органов исполнительной власти между субъектами Российской Федерации в целях своевременной передачи учетных дел детей-сирот из одного субъекта Российской Федерации в другой. Рекомендуемый срок передачи учетных дел должен составлять от 3-х до 5-ти рабочих дней.

В законодательстве субъекта Российской Федерации также должен быть установлен механизм взаимодействия между субъектами Российской Федерации по вопросам выявления имеющихся у детей-сирот и лиц из их числа жилых помещений, проверки указанных жилых помещений на предмет наличия обстоятельств невозможности проживания, закрепленных в ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ и законодательстве субъекта Российской Федерации. Место жительства детей-сирот и лиц из их числа может не совпадать с местом нахождения закрепленного за ними жилого помещения. Так, жилое помещение, принадлежащее ребенку (на праве собственности или праве социального найма) может находиться в одном субъекта Российской Федерации, а место жительства по месту жительства назначенного в установленном порядке законного представителя - в другом субъекте Российской Федерации. Поэтому сведения о состоянии закрепленного жилого помещения детей-сирот и лиц из их числа, о составе проживающих в нем граждан должны быть получены от органов субъекта Российской Федерации, на территории которого это жилое помещение находится, в т.ч. акты обследования жилого помещения, признания его непригодным для проживания. Признание невозможным проживания в таком жилом помещении осуществляется при этом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого у детей-сирот и лиц из их числа находится место жительства, в частности у опекуна (попечителя), в специализированном учреждении для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Например, ребенок, оставшийся без попечения родителей, проживал в Челябинской области в жилом помещении, перешедшем в собственность в порядке наследования. Опека над ребенком была установлена в Ростовской области, где проживали дальние родственники несовершеннолетнего. Находясь под опекой, а затем под попечительством, ребенок проживал на территории Ростовской области, был призван на срочную военную службу, по окончании которой встал вопрос о реализации права на получение жилого помещения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Такой ребенок должен быть включен в список граждан, нуждающихся в жилом помещении, на территории Ростовской области. Но для признания невозможности проживания лица в закрепленном за ним в Челябинской области жилом помещении, необходимо обследовать это жилое помещение на предмет соответствия предъявляемым к жилому помещению требованиям, запросить документы в Челябинской области о составе проживающих в жилом помещении и зарегистрированных гражданах. Соответственно, для признания невозможности проживания в указанном жилом помещении необходимо взаимодействие органов исполнительной власти Ростовской области и Челябинской области, обследование жилого помещения осуществляет орган исполнительной власти Челябинской области, решение о признании невозможным проживания в жилом помещении принимает орган исполнительной власти Ростовской области.

Субъектам Российской Федерации рекомендуется предусмотреть процедуру урегулирования разногласий о месте жительства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в досудебном порядке, посредством взаимодействия между органами двух или более субъектов, на территории которых возможно определение места жительства льготника и существует неясность в этом вопросе. Данный порядок должен предусматривать исключение ситуации, при которой ребенок-сирота, лицо из числа сирот получает отказ в предоставлении жилья, как на территории субъекта, где имеется фактическое проживание, так и субъекта (субъектов), на территории которого(ых) имеется закрепленное жилье или была выбрана форма устройства несовершеннолетнего.

Особую актуальность решение данного вопроса приобретает в отношении лиц из числа детей-сирот, по которым возникла на 01.01.2013 жилищная задолженность. Указанные лица в силу нерешенности их жилищного вопроса вынуждены менять место своего фактического проживания, переезжая по месту работы, найма жилого помещения, исходя из финансовых возможностей, при создании семьи - по месту жительства новых ее членов. Поскольку предоставляемое жилое помещение из специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, призвано обеспечивать жилищную потребность лиц указанной категории, предоставление такого жилого помещения вне места фактического проживания лица из числа детей-сирот, удаленного от места работы и проживания семьи льготника, не отвечает целям реализации государственной гарантии решения жилищного вопроса сирот, лиц из их числа.

Место жительства лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей должно определяться с учетом требования ст. 20 Гражданского кодекса. В случае, если по каким-либо причинам указанные лица не были включены в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, либо были включены в список на территории одного субъекта, но не получили там жилого помещения, и после окончания попечительства их место жительства изменилось, например, при переезде в другой субъект Российской Федерации в связи с устройством на работу, место жительства указанных лиц должно определяться согласно ст. 20 Гражданского кодекса и ст. 2 Закона Российской Федерации N 5242-1 <1> - по месту их фактического проживания (постоянного или преимущественного проживания).

--------------------------------

<1> Закон РФ N 5242-1 от 25.06.1993 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в РФ".

Таким образом, неправомерным для целей предоставления жилья по Федеральному закону N 159-ФЗ в конкретном субъекте Российской Федерации является установление в законодательстве этого субъекта Российской Федерации минимального срока, в течение которого дети-сироты и лица из их числа должны проживать на территории субъекта Российской Федерации либо ограничительных условий, таких как выявление детей на территории данного субъекта и устройство их в специализированную организацию (к попечителю, в приемную семью) либо нахождение в этом субъекте Российской Федерации ранее закрепленного жилого помещения и др. В определении места жительства дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие совершеннолетия, зависимы от избранной им формы устройства и места жительства законных представителей.

Орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) включает гражданина в список детей-сирот и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, после проведения проверки представленных документов и наличия установленных в законодательстве Российской Федерации и субъекта Российской Федерации оснований (обстоятельств). Проверка проводится в порядке, предусмотренном законодательством субъекта Российской Федерации <1>, и включает в себя:

--------------------------------

<1> Модельный закон субъекта РФ, принимаемый в соответствии с Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; примерное постановление Правительства субъекта РФ "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; примерное постановление Правительства субъекта РФ "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

- установление правильного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в который подано заявление о включении в список детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жильем - определение места жительства ребенка (лица). В случае обращения лица в ненадлежащий орган (не по месту жительства) орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, в который поданы документы, обязан в течение срока, установленного законодательством субъекта Российской Федерации, направить документы в надлежащий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, письменно уведомив об этом заявителя;

- установление категории лица, подлежащего включению в список, проверка его статуса и статуса его законных представителей;

- установление нуждаемости в предоставлении жилого помещения (определение обеспеченности жилым помещением на праве собственности или по договору социального найма, признание невозможности проживания в ранее закрепленном жилом помещении).

Если лицо, подлежащее включению в список граждан, имеет закрепленное жилое помещение, невозможность проживания в нем должна устанавливаться отдельным актом органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации. Данный акт может быть обжалован самостоятельно или вместе с решением органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации об отказе во включении в список субъекта Российской Федерации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жильем.

На основании проведенной проверки и принятия Акта о возможности/невозможности проживания в ранее закрепленном за детьми-сиротами и лицами из их числа жилом помещении орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) выносит одно из следующих решений:

1) о включении детей-сирот и лиц из их числа в список;

2) об отказе во включении детей-сирот и лиц из их числа в список.

Решение оформляется в форме акта, предусмотренного законодательством субъекта Российской Федерации. Копия акта в течение 5 рабочих дней направляется заявителю.

Решение об отказе во включении детей-сирот и лиц из их числа в список может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

Решение об отказе во включении детей-сирот и лиц из их числа в список принимается в случае отсутствия предусмотренных действующим законодательством оснований для включения в список.

В случае возникновения до достижении детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 18 лет новых оснований и/или обстоятельств для включения их в список, законный представитель вправе повторно обратиться с заявлением о включении указанных лиц в список.