Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, межотраслевых правил по охране труда при электро- и газосварочных работах и предназначена для электрогазосварщиков при выполнении ими работ согласно их профессии и квалификации.

1.2. При выполнении сварочных работ необходимо соблюдать требования ГОСТ 12.3.003-86 "Работы электросварочные. Требования безопасности", ГОСТ 12.3.036-84 "Газопламенная обработка металлов. Требования безопасности", ГОСТ 12.1.019-2009 "Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты", ГОСТ 12.1.030-81 "Защитное заземление. Зануление", СТО РЖД 1.15.10-2009 "Система управления пожарной безопасностью в открытом акционерном обществе "Российские железные дороги" Организация обучения", требования статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации "Обязанности работника в области охраны труда".

1.3. Электрогазосварщик обязан:

- соблюдать требования охраны труда;

- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

- знать правила внутреннего трудового распорядка;

- знать действие на человека опасных и вредных производственных факторов;

- знать требования электробезопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии;

- знать место расположения аптечки и уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;

- знать места расположения главных и запасных выходов и пути эвакуации в случае аварии или пожара;

- выполнять только входящую в его должностные обязанности работу или порученную руководителем работу;

- применять безопасные приемы выполнения работ и технологические операции, предусмотренные технологическим процессом;

- во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;

- выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей;

- соблюдать правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы;

- содержать рабочее место в чистоте и порядке;

- содержать в исправном состоянии и чистоте инструмент, сварочное оборудование, приспособления, а также спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты.

1.4. К самостоятельной работе по профессии электрогазосварщика допускаются лица не моложе 18 лет, годные по состоянию здоровья, прошедшие теоретическое и практическое обучение в дорожно-технических школах по 72-часовой программе с присвоением II группы по электробезопасности, обучение мерам пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума с отрывом от производства и получившие соответствующие удостоверения.

1.5. При приеме на работу электрогазосварщик должен пройти вводный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности, а в первый день выхода на работу - первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда и пожарной безопасности.

1.6. Получив вводный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности, электрогазосварщик должен расписаться в журнале регистрации вводного инструктажа и в личной карточке после того, как лицо, проводившее инструктаж, сделает запись о его проведении и распишется.

После обучения и проверки знания требований безопасности электрогазосварщик в течение первого периода выполняет работу под наблюдением руководителя работ, после чего оформляется допуск электрогазосварщика к самостоятельной работе в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте и личной карточке.

1.7. В процессе работы электрогазосварщик должен проходить повторные (не реже одного раза в три месяца), внеплановые и целевые инструктажи по охране труда, а также ежегодно, 1 раз в год, должен проходить периодическую проверку знаний по охране труда с подтверждением группы комиссией, назначаемой приказом руководителя предприятия, а также ознакомление с правилами пожарной безопасности.

1.8. Так как электрогазосварочные работы являются работами с повышенной пожарной опасностью, повторный противопожарный инструктаж проводят не реже одного раза в полугодие в соответствии с графиком, утвержденным руководителем структурного подразделения филиала ОАО "РЖД".

1.9. Работников, не прошедших противопожарный инструктаж, к самостоятельной работе не допускают.

1.10. Внеочередную проверку знаний требований пожарной безопасности работников проводят:

- при утверждении новых или внесении изменений в нормативные правовые акты, содержащие требования пожарной безопасности (при этом осуществляют проверку знаний только этих нормативных правовых актов);

- при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по пожарной безопасности (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);

- по требованию руководителя, ответственного за обеспечение пожарной безопасности;

- после происшедших пожаров, а также при выявлении нарушений работниками требований нормативных правовых актов по пожарной безопасности;

1.11. К сварочным работам на высоте <*> допускаются лица, прошедшие специальное медицинское освидетельствование, имеющие стаж верхолазных работ не менее одного года и разряд сварщика не ниже III.

--------------------------------

<*> На высоте более 5 м от поверхности земли, перекрытия или рабочего настила, над которым производятся работы непосредственно с конструкцией, когда основным средством, предохраняющим от падения с высоты, является предохранительный пояс.

Верхолазные работы относятся к работам повышенной опасности и проводятся по наряду-допуску, в котором должны предусматриваться организационные и технические мероприятия по подготовке и безопасному выполнению этих работ.

1.12. Не допускаются к сварке женщины в соответствии с перечнем производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещено применение труда женщин, утвержденным в соответствии с установленным порядком.

1.13. Сварочные работы должны выполняться сварщиками, выдержавшими испытания в соответствии с Правилами аттестации сварщиков и имеющими удостоверение установленного образца.

Не позднее одного месяца после приема на работу электрогазосварщик должен пройти обучение по оказанию первой помощи пострадавшим.

1.14. Электрогазосварщик обязан проходить обязательные периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

1.15. Электрогазосварщики работают согласно разработанному и утвержденному руководством структурного подразделения графику производства работ.

1.16. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

1.17. Опасные и вредные производственные факторы:

В процессе работы на электрогазосварщика могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

- наличие в воздухе рабочей зоны химических веществ и аэрозолей преимущественно фиброгенного действия (пыли);

- недостаточная освещенность места работы;

- возможность поражения электротоком;

- опасность взрывов;

- движущийся подвижной состав;

- движущиеся машины и механизмы;

- подвижные части производственного оборудования;

- повышенная температура свариваемых изделий и сварочной ванны;

- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

- интенсивное излучение сварочной дуги в оптическом диапазоне (ультрафиолетовое, видимое, инфракрасное);

- искры, брызги и выбросы расплавленного металла;

- повышенный уровень шума на рабочем месте;

- статическая нагрузка (статическая нагрузка на руки при ручной сварке, наплавке и резке металлов зависит от массы и формы электрододержателей, горелок, резаков, гибкости и массы шлангов, проводов, длительности непрерывной работы).

1.18. При невозможности по условиям технологии снизить уровни опасных и вредных производственных факторов до предельно допустимых значений производить сварку, наплавку и резку металлов без использования соответствующих средств коллективной и индивидуальной защиты запрещается.

1.19. Для предотвращения охлаждения и обморожения при работе на открытом воздухе в зимнее время при низких температурах электрогазосварщик должен пользоваться технологическими перерывами в работе для обогрева.

1.20. При выполнении сварочных работ, в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, электрогазосварщики должны использовать: костюм для сварщика (из арамидной ткани), ботинки юфтевые на нитрильной подошве, сапоги юфтевые на нитрильной подошве, краги спилковые, перчатки комбинированные или с полимерным покрытием, очки защитные со светофильтрами, щиток защитный лицевой со светофильтрами, респиратор противогазоаэрозольный, жилет сигнальный 2 класса защиты из ткани с огнезащитной пропиткой, перчатки диэлектрические; в зимний период: костюм для электрогазосварщика (зимний), шапка-ушанка со звукопроводными вставками, краги спилковые утепленные, сапоги юфтевые утепленные на маслобензостойкой подошве или валенки с резиновым низом; на тоннельных участках дополнительно: плащ для защиты от воды, каска защитная с фонарем шахтерским, наушники противошумные, перчатки резиновые или из полимерных материалов, противогаз фильтрующий.

1.21. Электрогазосварщик должен соблюдать следующие требования пожарной безопасности:

- курить только в специально отведенных и приспособленных для этих целей местах, обеспеченных средствами пожаротушения, оснащенных урнами или ящиками с песком и обозначенных надписью "Место для курения";

- знать сигналы оповещения о пожаре, места расположения противопожарного оборудования и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;

- не загромождать проходы и доступы к противопожарному оборудованию;

- не применять нестандартные электронагревательные приборы, не использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные детали защиты электросети от перегрузок и короткого замыкания;

- не пользоваться электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами без подставок из негорючих материалов;

- не применять для освещения открытый огонь (факелы, свечи);

- не оставлять без присмотра включенные в электросеть электронагревательные приборы.

1.22. Электрогазосварщику запрещается:

- находиться и работать под поднятым и перемещаемым грузом;

- прикасаться к движущимся, вращающимся частям машин и оборудования, работать у движущихся или вращающихся их частей, не огражденных предохранительными сетками или щитами;

- выполнять работы, на которые у него нет разрешения руководителя работ;

- находиться во время движения в кузове автомобиля, на платформе дрезины, мотовоза и других транспортных средств при перевозке в них станков, агрегатов малой механизации и других тяжеловесных грузов;

- оставлять без присмотра электрододержатель, находящийся под напряжением;

- допускать в зону производства сварочных работ (на расстояние менее 5 м) посторонних и не занятых непосредственно на сварке работников;

- допускать к работе вспомогательных работников, если у них нет защитных очков, а для оказания помощи непосредственно при сварке без очков защитных со светофильтрами;

- касаться руками горячего электрода (газовой горелки) и нагретых мест свариваемых деталей;

- работать при утечке горючих газов, жидкостей из баллонов, трубопроводов.

1.23. При производстве работ вблизи неотключенных и незаземленных устройств контактной сети и воздушных линий электропередачи электросварщику запрещается приближаться самому или приближать используемые в работе приспособления и инструменты к находящимся под напряжением проводам контактной сети и воздушных линий электропередачи на расстояние менее 2 м.

1.24. Запрещается прикасаться к оборванным проводам контактной подвески, воздушной линии электропередачи и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций.

При обнаружении оборванного провода контактной подвески или воздушной линии электропередачи, а также свисающих с них посторонних предметов электрогазосварщик должен сообщить о случившемся руководителю работ, на ближайший дежурный пункт района контактной сети или района электроснабжения, дежурному по станции, энергодиспетчеру или поездному диспетчеру. До прибытия бригады района контактной сети или района электроснабжения необходимо оградить это место и следить за тем, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние ближе 8 м. В случае если оборванные провода или другие элементы контактной подвески и воздушной линии электропередачи выходят за пределы габарита приближения строений и могут быть задеты при проходе поезда, необходимо оградить это место как место препятствия сигналами остановки согласно Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России от 4 июня 2012 года N 162 (Приложение N 7 к Правилам по технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации).

Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного провода, следует выходить из опасной зоны мелкими, не превышающими длину стопы шагами, не отрывая ступней ног от земли.

1.25. При получении травмы или при заболевании электрогазосварщик должен прекратить работу, поставить в известность руководителя работ и обратиться за помощью в медпункт или лечебно-профилактическое учреждение.

1.26. При нахождении на железнодорожных путях (далее - пути) электрогазосварщик должен соблюдать следующие требования безопасности:

- к месту работы и с работы проходить только по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход";

- при переходе путей на территории железнодорожных станций пользоваться тоннелями, пешеходными мостами и настилами;

- проходить вдоль путей по обочине или по середине междупутья, обращая внимание на движущиеся по смежным путям локомотивы, вагоны и другой подвижной состав;

- переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельс, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущихся на опасном расстоянии локомотивов или вагонов;

- переходить путь, занятый подвижным составом, пользуясь переходными площадками вагонов и предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки. При сходе с вагона держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода и убедившись в исправности поручней и подножек, а также в отсутствие движущихся по смежному пути локомотивов и вагонов. В темное время суток место схода следует осветить фонарем;

- проходить между расцепленными вагонами, локомотивами и секциями локомотивов, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м;

- обходить состав вагонов или локомотивы, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

- обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.

Запрещается:

- переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся подвижным составом;

- подниматься и сходить с подвижного состава, а также находиться на подножке, лестнице или переходной площадке во время его движения;

- прыгать с платформы на железнодорожный путь;

- переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, в желоб на стрелочном переводе;

- при переходе железнодорожных путей наступать на головки рельсов;

- садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, электроприводы, путевые коробки и другие напольные устройства;

- пролезать под стоящими вагонами и перелезать через автосцепные устройства и под ними между вагонами;

- стоять на междупутье при безостановочном движении поездов по смежным путям;

- находиться на территории станции, дистанции пути в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", при прохождении подвижного состава или специального подвижного состава - наступать на концы железобетонных шпал;

- переходить пути в пределах расположения вагонных замедлителей механизированных и автоматизированных сортировочных горок.

1.27. При движении по железнодорожному пути группой идти следует друг за другом, выполняя требования впереди идущего специально выделенного руководителя работ, ограждающего группу развернутым красным флагом (ночью - фонарем с красным светом).

При приближении поезда следует сойти с пути на ближайшую обочину земляного полотна на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса, когда поезд находится на расстоянии не менее 400 м.

1.28. Выходя на железнодорожный путь из помещения, а также из-за стрелочных постов, платформ, зданий и других сооружений, затрудняющих видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава.

1.29. На участках движения скоростных пассажирских поездов все работы на пути и напольных устройствах должны быть прекращены не менее чем за 10 минут до прохода скоростного пассажирского поезда. Железнодорожный путь должен быть приведен в состояние, обеспечивающее безопасный пропуск поезда, материалы и инструмент убраны с пути за пределы габарита приближения строений и не позднее чем за 5 минут до прохода скоростного пассажирского поезда электрогазосварщик вместе с другими работниками по команде старшего электромеханика или другого руководителя работ должен отойти на расстояние не менее 4 м от крайнего рельса при пропуске поезда со скоростями от 141 до 160 км/ч и не менее 5м - при скоростях движения от 161 до 200 км/ч.

1.30. Работы на пути, соседнем с тем, по которому ожидается проследование скоростного пассажирского поезда, должны быть прекращены, и работающие должны отойти на обочину этого пути за 5 минут до его прохода. Возобновлять работы на этих путях до проследования скоростного пассажирского поезда запрещается.

1.31. При работе на пути, расположенном в стесненных условиях, где по обеим сторонам пути расположены высокие платформы, здания, заборы, крутые откосы, а также на мостах и в тоннелях, необходимо заранее наметить безопасные места, на которые можно будет отойти, если появится поезд. На мостах длиной более 50 м при появлении поезда следует уйти на специальные площадки, в тоннелях длиной более 50 м - в ниши.

1.32. На участках движения скоростных пассажирских поездов работы на мостах независимо от их длины следует прекратить заблаговременно, чтобы успеть сойти с моста и отойти от пути на безопасное расстояние за 5 минут до прохода скоростного пассажирского поезда.

1.33. После выхода в ночное время из освещенного помещения необходимо выждать некоторое время для темновой адаптации глаз.

1.34. При доставке к месту проведения работы электропоездом, дизель-поездом, дрезиной или автомобильным транспортом (далее - транспортное средство) электрогазосварщик должен выполнять требования, установленные Инструкцией по перевозке рабочих железнодорожным и автомобильным транспортом, обслуживанию жилых и служебных вагонов в организациях путевого хозяйства железных дорог Российской Федерации, утвержденной МПС России 30.06.2000 N ЦП-769.

1.35. Посадку (высадку) на транспортное средство необходимо производить только при полной остановке транспортного средства.

Посадку и высадку из вагонов на станциях и остановочных пунктах следует производить с пассажирской платформы. При отсутствии пассажирской платформы посадку и высадку из вагонов производить с полевой стороны (на обочину).

1.36. При невозможности доставки работников к месту работ транспортными средствами проход вдоль железнодорожных путей должен осуществляться:

- на станции - маршрутом служебного прохода по широкому междупутью, по пассажирским и грузовым платформам, обочине земляного полотна (не ближе 2,5 м от крайнего рельса пути) или в стороне от железнодорожного пути. При этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, смотреть под ноги, чтобы видеть препятствия (предельные и пикетные столбики, водоотводные, лотки и другие устройства и сооружения станционного хозяйства);

- на перегонах в стороне от железнодорожного пути или по обочине земляного полотна на расстоянии не ближе 2,5 м от крайнего рельса пути при скоростях движения поездов до 140 км/ч.

1.37. При невозможности прохода на станции или перегоне в стороне от пути или по обочине земляного полотна (в тоннелях, на мостах, при разливе рек, отсутствии обочин, во время снежных заносов и в других случаях) допускается проход по пути с соблюдением особой осторожности. Идти следует по одному друг за другом или по двое в ряд, не допуская отставания.

1.38. Работники при невыполнении ими требований правил, норм и инструкций по охране труда, пожарной и промышленной безопасности привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в зависимости от характера и последствий нарушения.