Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3. Требования охраны труда во время работы в пути следования поезда

3.1. Электромеханик не должен допускать, чтобы главный пакетный переключатель в распределительном щите каждого вагона был установлен в нулевое положение (при этом отключится система контроля нагрева букс колесных пар), что может привести к аварийной ситуации.

3.2. Перед техническим обслуживанием и ремонтом высоковольтного и низковольтного электрооборудования вагона электромеханик должен отключить напряжение. Закрыть щит на ключ и повесить табличку "Работают люди". Произвести запись о выполнении работы в журнале.

3.3. Переключение электроснабжения неисправного вагона к соседнему исправному вагону (не более одного вагона) должно выполняться при остановленном поезде и при огражденных вагонах.

3.4. Все работы по ремонту, обслуживанию электрических защитных устройств, генератора электромеханик должен проводить только на стоянке поезда.

3.5. Во время стоянки, при выяснении причин посторонних шумов или стуков, возникших при движении поезда электромеханику запрещается подлезать под вагоны не огражденного состава.

3.6. При показаниях системы контроля замыкания проводов на корпус вагона электромеханик должен определить цепи с пониженным сопротивлением изоляции, места нарушения изоляции в ней и устранить неисправности, а при невыявленной причине снижения сопротивления изоляции отключить электрическую цепь.

3.7. Электромеханик должен надевать приводной ремень на шкив генератора или снимать его только после остановки поезда и его ограждения сигналами остановки.

3.8. При наличии напряжения в высоковольтной магистрали запрещается:

- открывать кожух нагревательных элементов котла;

- ремонтировать подвагонное оборудование;

- разъединять межвагонные электрические соединения;

- открывать подвагонный высоковольтный ящик.

3.9. При осмотре котельного отделения и техническом обслуживании отопительной установки боковые двери тамбура должны быть заперты.

Техническое обслуживание отопительной установки электромеханик должен выполнять в рукавицах.

3.10. Производить долив воды в систему отопления допускается только при выключенном электроотоплении на распределительном щите.

3.11. При устранении течи воды из котла комбинированного отопления вагона и удалении скопившейся воды электромеханик должен отключить высоковольтные нагреватели котла отопления установкой переключателя режимов отопления вагона в нулевое положение и снять предохранитель "отопление" или отключить автоматический выключатель "управление отоплением" на пульте вагона.

3.12. При прибытии поезда на станцию, где будет производиться смена локомотива, прицепка или отцепка вагонов в поезде и выполнение технологических операций соединения и разъединения высоковольтной магистрали между головным вагоном и электровозом, электромеханик должен находиться в головном вагоне.

3.13. В зимнее время при остановке состава на 15 и более минут электромеханик может проводить очистку снега и льда с подвагонного оборудования только после закрепления состава тормозными башмаками. Тормоз должен быть отпущен с проверкой отхода тормозных колодок от колес или тормозных накладок от тормозных дисков.

Для предотвращения переохлаждения и обморожения электромеханик должен использовать для обогрева перерывы в работе.

При производстве работ электромеханик должен надевать сигнальный жилет со световозвращающими полосами, головной убор или каску и защитные очки.

3.14. Электромеханику в пути следования запрещается:

- производить ремонт электрооборудования при наличии напряжения в ремонтируемой цепи;

- использовать нетиповые плавкие вставки, устанавливать в предохранители плавкие вставки, не отвечающие номинальным значениям защищаемой цепи;

- использовать временно проложенные кабели (провода), сращенные скруткой или пайкой, как внутри вагона, так и из вагона в вагон;

- садиться в вагон после начала движения, а также выходить из вагона до полной остановки поезда;

- открывать во время движения боковые тамбурные двери, спускаться на подножки вагона, высовываться из двери или окна тамбура, переходить с подножки одного вагона на подножку соседнего вагона;

- спускаться на подножки тамбура при движении поезда для наблюдения за работой подвагонного оборудования;

- производить соединение-разъединение электрических межвагонных соединений через открывающиеся фартуки переходных суфле;

- подниматься на крышу вагона при движении поезда, на остановках при неогражденном составе, в снег, дождь, при тумане или сильном ветре, а также на электрифицированных участках железнодорожных путей.

3.15. Разводные ключи, плоскогубцы, отвертки и другой слесарный инструмент должны быть с изолирующими рукоятками. Отвинчивание гаек, требующее применения больших усилий, необходимо производить ключами с удлиненными рукоятками. Не допускается наращивание ключей и заполнение зазора между губками ключа и гайкой прокладками. Не допускается отворачивать гайки зубилом и молотком.

3.16. Для снятия предохранителя, находящегося на распределительном щитке, электромеханик должен использовать специальную рукоятку.

Запрещается заменять предохранители, находящиеся под напряжением.

3.17. Не допускается переход электромеханика из вагона в вагон при наличии повреждений фартуков переходных площадок и их фиксаторов, резинового ограждения переходов, угрожающих безопасному проходу.

При поднятых фартуках опускать их необходимо плавно действием "от себя".

Для опускания фартука соседнего вагона необходимо выйти из вагона, перейти в соседний вагон и опустить фартук действием "от себя".

При переходе из вагона в вагон необходимо становиться на верхнюю поверхность фартука, а рукой держаться за специальную скобу межвагонного суфле.

В зимнее время переходные площадки могут быть покрыты льдом и снегом, поэтому становиться на поверхность площадки надо всей ступней.

Двери закрывать и открывать необходимо только за ручки дверей.

Держаться за дверные пазы, наружные решетки, а также закрывать снаружи боковые тамбурные двери, держась за решетку, не допускается.

3.18. При отсутствии высокой платформы перед выходом из вагона электромеханик должен поднять откидную площадку и надежно закрепить ее на фиксатор. Если откидная площадка не открылась под действием пружины, поднять откидную площадку вручную, находясь при этом на безопасном расстоянии от нее.

3.19. При осмотре и ремонте вагонного оборудования не допускается вставать на откидные столики, дверные ручки, упираться ногами в стенки и перегородки вагона, а также пользоваться стремянками на ходу поезда.

3.20. Для дополнительного освещения электромеханик должен применять переносной светильник с предохранительной сеткой и лампой напряжением не выше 42 В или переносной светильник с автономным источником питания.

3.21. Электромеханику в целях обеспечения пожарной безопасности в пути следования запрещается:

- включать силовую и осветительную сеть при наличии неисправного электрооборудования, при нагреве аппаратов или отдельных мест на пульте управления;

- включать электроплитки и другие электроприборы, не предусмотренные электрической схемой вагона;

- хранить посторонние предметы в нишах с электроаппаратурой, складывать горючие материалы вблизи приборов отопления, светильников и бытовых электроприборов, предусмотренных конструкцией вагона;

- включать электрообогреватели водоналивных и сливных труб, не имеющих устройств автоматического отключения, более чем на 15 - 20 минут;

- включать в ручном режиме обогрев вагона с электрическим отоплением более чем на 30 минут;

- включать электрокалориферы при неработающей вентиляции и допускать нагрев воздуха выше 28 °C;

- оставлять межвагонные электрические соединения (штепсели, головки) не убранными в холостые розетки и защитные коробки;

- эксплуатировать неисправные аккумуляторные батареи и производить их зарядку неустановленным способом;

- закрывать переходные тамбурные двери при неисправной вызывной сигнализации на внутренний замок.

3.22. При производстве маневровых работ электромеханик, находящийся в вагоне, должен прекратить работу, сесть на диван и не производить никаких работ до полной остановки состава.