Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Общие положения

1.1. Нормативными правовыми основаниями разработки методических рекомендаций являются:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

Федеральный закон от 6 октябре 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации";

Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии";

Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации";

Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и дальнего Востока Российской Федерации";

Федеральный закон от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и дальнего Востока Российской Федерации";

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";

Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";

распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. N 132-р об утверждении Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 1226-р об утверждении плана мероприятий по реализации в 2013 - 2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года;

приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 июня 2007 г. N 57 "Об организации работы по проведению мониторинга в сфере межнациональных отношений";

иные нормативные правовые акты и международные обязательства Российской Федерации.

1.2. В настоящих методических рекомендациях используются следующие понятия:

межнациональный конфликт - столкновение интересов двух и более этнических общностей, принимающее различные формы противостояния, в котором национальная принадлежность и национальные различия становятся доминирующей мотивацией действий;

конфликтная ситуация в сфере межнациональных отношений - наличие скрытых противоречий и социальной напряженности, основанных на ущемлении законных интересов, потребностей и ценностей граждан либо представляющих их интересы некоммерческих организаций; искаженной и непроверенной информации; неадекватном восприятии происходящих в обществе или отдельных социальных группах изменений, проецируемых на этническую или религиозную почву;

этническая общность - общность людей, исторически сложившаяся на основе происхождения, территории, языка и культуры;

государственная национальная политика Российской Федерации - деятельность органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере укрепления единства многонационального народа Российской Федерации, гармонизации межнациональных отношений и этнокультурного развития народов Российской Федерации;

коренные народы Российской Федерации - народы, исторически проживающие в Российской Федерации, внесшие свой вклад в становление российской государственности;

коренные малочисленные народы Российской Федерации - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями;

диаспоры - группы лиц, относящих себя к определенной этнической общности и находящихся вне исторической территории расселения.

1.3. Цель методических рекомендаций - оказание методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации в создании общего алгоритма действий по выявлению формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их предупреждению и действиям, направленным на ликвидацию их последствий.

1.4. Задачами методических рекомендаций являются:

1) разработка порядка осуществления мониторинга формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений;

2) определение типовых мер предупреждения межнациональных конфликтов;

3) разработка примерного порядка действий, направленных на ликвидацию последствий межнациональных конфликтов.

1.5. Мониторинг направлен на:

1) выявление конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений;

2) предупреждение или ликвидацию последствий межнационального конфликта.

1.6. Методические рекомендации могут применяться в деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти; уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - подразделений в структуре исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственных за реализацию государственной национальной политики, курирующих сферу межнациональных отношений и осуществляющих взаимодействие с национальными общественными объединениями (далее - уполномоченный орган исполнительной власти).

1.7. К конфликтным ситуациям, требующим оперативного реагирования со стороны уполномоченных органов исполнительной власти, могут быть отнесены:

1) публичные конфликтные ситуации между отдельными гражданами или их группами и представителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

2) конфликтные ситуации между одной или несколькими этническими общностями либо представляющими их интересы некоммерческими организациями и хозяйствующими субъектами, деятельность которых затрагивает экологические и этнокультурные интересы населения;

3) общественные акции протеста на национальной или религиозной почве;

4) открытые (публичные) проявления национальной, расовой или религиозной нетерпимости, в том числе в средствах массовой информации.