Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

II. Выявление и предупреждение конфликтных ситуаций

2.1. С целью выявления конфликтных ситуаций уполномоченному органу исполнительной власти рекомендуется осуществлять постоянный мониторинг состояния конфликтности в межнациональных отношениях, задачами которого являются:

1) получение, обработка и анализ данных о состоянии межнациональных отношений, а также информации о деятельности общественных объединений, в том числе этнокультурных и казачьих, религиозных организаций, диаспор, национальных меньшинств и т.д.;

2) своевременное выявление и прогнозирование процессов, происходящих в сфере межнациональных отношений.

2.2. Объектом мониторинга может быть влияющая на состояние межнациональных отношений в субъекте Российской Федерации деятельность:

1) органов местного самоуправления;

2) образовательных учреждений;

3) средств массовой информации;

4) коммерческих организаций;

5) некоммерческих организаций, представляющих интересы этнических общностей;

6) казачьих обществ и общественных объединений казаков;

7) религиозных организаций и религиозных объединений;

8) групп лиц, представляющих интересы диаспор;

9) отдельных лиц, активно распространяющих информацию по вопросам межнациональных отношений в сети Интернет.

2.3. Предметом мониторинга являются формирующиеся межнациональные конфликтные ситуации, а также процессы, воздействующие на состояние межнациональных отношений, например:

1) экономические (уровень и сферы занятости населения, уровень благосостояния, распределение собственности);

2) политические (представительство различных этнических общностей в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, формы реализации политических прав);

3) социальные (доступ к услугам, предоставляемым социальной инфраструктурой);

4) культурные (удовлетворение языковых, образовательных, этнокультурных и религиозных потребностей);

5) иные процессы, которые могут оказывать воздействие на состояние межнациональных отношений.

2.4. Мониторинг рекомендуется проводить путем:

1) сбора и обобщения информации от объектов мониторинга;

2) проведения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации целевых опросов общественного мнения, определяющих состояние межнациональных и межконфессиональных отношений;

3) сбора и анализа оценок ситуации независимых экспертов в сфере межнациональных отношений;

4) создания и обеспечения деятельности колл-центра (контактного центра) по приему информации о конфликтных ситуациях;

5) иными методами, способствующими выявлению конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений.

2.5. В случае поступления информации о наличии скрытых противоречий и социальной напряженности, полученной в результате мониторинга или взаимодействия с этнокультурными объединениями, руководителю уполномоченного органа исполнительной власти рекомендуется:

1) установить связь с руководством органа местного самоуправления, на территории которого возможна конфликтная ситуация, лидерами общественных объединений, в том числе этнокультурных и казачьих, религиозных организаций и выяснить ситуацию;

2) проинформировать курирующее должностное лицо или (при необходимости) руководителя субъекта Российской Федерации о наличии скрытых противоречий и социальной напряженности и действиях, предпринимаемых для их предотвращения, а также, по согласованию с ним, аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе и соответствующее структурное подразделение Минрегиона России о наличии скрытых противоречий и социальной напряженности и действиях, предпринимаемых для их предотвращения (с момента возникновения конфликтной ситуации до ее полного урегулирования рекомендуется информировать ежедневно);

3) принять план первоочередных мер по предупреждению возможной конфликтной ситуации и командировать (направить) на место конфликтной ситуации сотрудника уполномоченного органа исполнительной власти по согласованию с руководителем субъекта Российской Федерации или его заместителем, курирующим сферу межнациональных отношений;

4) установить, поддерживать и развивать связь с редакциями и корреспондентами центральных, региональных и местных печатных и электронных средств массовой информации, в том числе посредством проведения пресс-конференций, распространения пресс-релизов и других методов, включая в том числе работу в сети Интернет;

5) организовать проведение мониторинга освещения данной ситуации в печатных и электронных средствах массовой информации, сети Интернет и обеспечивать разъяснительную работу, направленную на предотвращение публикации материалов, способных привести к развитию конфликтной ситуации;

6) установить, в случае необходимости, связь с руководителями правоохранительных органов субъекта Российской Федерации и способствовать их привлечению к анализу и урегулированию ситуации;

7) взаимодействовать, в случае необходимости, с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, участвующими в обеспечении правопорядка, национальной безопасности и сохранении стабильности на территории субъекта Российской Федерации;

8) организовать совместное командирование (направление) представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти на место конфликтной ситуации для ее изучения, и вносить предложения о формировании рабочей группы (комиссии) для комплексного рассмотрения на месте ситуации, способной привести к социальной напряженности и конфликтной ситуации;

9) проводить встречи с руководителями этнокультурных объединений, лидерами религиозных организаций, пользующимися авторитетом деятелями науки и культуры, общественными и политическими деятелями, руководителями организаций и учреждений по вопросам формирующейся конфликтной ситуации;

10) проводить внеочередные заседания координационных (консультативных) органов по вопросам межнациональных отношений, созданных при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации с приглашением, при необходимости, представителей Консультативного совета по делам национально-культурных автономий при Минрегионе России.