I. Подготовка нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти

I. Подготовка нормативных правовых актов федеральных

органов исполнительной власти

1. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (далее - нормативные правовые акты) издаются при наличии в федеральных конституционных законах, федеральных законах, актах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации полномочий на издание того или иного нормативного правового акта или группы актов.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2023 N 218)

(см. текст в предыдущей редакции)

Подготовка проектов нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти планами на очередной календарный год.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2015 N 83)

В планы подлежат включению нормативные правовые акты, разработка которых относится к компетенции соответствующего федерального органа исполнительной власти, но срок на издание которых прямо не предусмотрен актами законодательства Российской Федерации, поручениями или указаниями Президента Российской Федерации, а также поручениями Председателя Правительства Российской Федерации.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2015 N 83; в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.09.2019 N 1200, от 14.02.2023 N 218)

(см. текст в предыдущей редакции)

Внесение изменений в указанные планы осуществляется федеральными органами исполнительной власти по согласованию с заместителями Председателя Правительства Российской Федерации, в обязанности которых входит координация вопросов деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2015 N 83 (ред. 27.08.2015))

Указанные планы, а также информация о внесении в них изменений подлежат размещению на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 дней со дня внесения изменений.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2015 N 83 (ред. 27.08.2015); в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2019 N 1200)

(см. текст в предыдущей редакции)

Установление требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, представления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), в нормативных правовых актах осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2453; в ред. Постановления Правительства РФ от 18.03.2021 N 412)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Нормативные правовые акты издаются в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Акты, издаваемые в ином виде, не должны содержать предписания нормативно-правового характера.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2023 N 218)

(см. текст в предыдущей редакции)

Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2019 N 1200)

(см. текст в предыдущей редакции)

Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.

Акты рекомендательного характера не могут содержать предписания нормативно-правового характера. В таких актах должны использоваться формулировки, указывающие на рекомендательный характер документа. При необходимости включения в акт рекомендательного характера нормативно-правового предписания, содержащегося в нормативном правовом акте, необходимо делать ссылку с указанием всех реквизитов и структурной единицы такого нормативного правового акта.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2023 N 218)

3. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими. При издании нормативного правового акта совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти полномочия на издание нормативного правового акта должны быть у каждого из указанных органов.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2023 N 218)

(см. текст в предыдущей редакции)

Проект нормативного правового акта и нормативный правовой акт создаются на бумажном носителе или в форме электронных документов (за исключением случаев, когда проект нормативного правового акта и нормативный правовой акт содержат сведения, составляющие государственную тайну).

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 N 890)

Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также если проект нормативного правового акта содержит положения межотраслевого значения или предусматривает совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти.

Согласование проектов нормативных правовых актов, подготавливаемых в рамках реализации федеральных проектов, по решению проектного комитета по национальному проекту или федеральному проекту, утверждаемому президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, осуществляется с учетом особенностей, установленных Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации".

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.10.2018 N 1288)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 18.09.2013 N 819.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случаях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 877 "Об утверждении состава нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти", проект нормативного правового акта подлежит обязательному предварительному обсуждению на заседаниях общественных советов при федеральных органах исполнительной власти (при наличии указанных советов).

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 18.12.2012 N 1334)

Проект нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, которым регулируются отношения в области страхового дела, подлежит согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 07.07.2011 N 546)

Проект нормативного правового акта, устанавливающего требования пожарной безопасности, подлежит согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1104)

Проекты нормативных правовых актов и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, предусматривающих мероприятия по использованию информационно-коммуникационных технологий, созданию, развитию, эксплуатации информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры (далее - мероприятия по информатизации), подлежат направлению в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на заключение, в котором дается оценка целесообразности проведения мероприятий по информатизации и (или) их финансирования. К проекту акта, направляемому на заключение об оценке целесообразности проведения мероприятий по информатизации и (или) их финансирования в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, прилагается технико-экономическое обоснование, содержащее необходимые расчеты, обоснования, перечень мероприятий по информатизации, описание ожидаемых конечных результатов мероприятий по информатизации, информацию о соответствии указанных мероприятий по информатизации документам стратегического планирования Российской Федерации и информацию о включении мероприятия по информатизации в ведомственную программу цифровой трансформации, а в случае, если мероприятия по информатизации направлены на создание или развитие государственных информационных систем, также прилагается проект концепции создания соответствующей государственной информационной системы, предусмотренной требованиями к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации".

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.10.2020 N 1646)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу с 1 июля 2013 года. - Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 N 1318.

(см. текст в предыдущей редакции)

Проект нормативного правового акта, созданный на бумажном носителе, визируется собственноручно руководителем федерального органа исполнительной власти или его заместителем, а созданный в форме электронного документа, в том числе проект административного регламента предоставления государственных услуг, который разрабатывается в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее соответственно - проект административного регламента, реестр услуг), - указанным руководителем (его заместителем) с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, направляется на согласование и для получения заключения в случаях, установленных настоящим пунктом.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 N 890; в ред. Постановления Правительства РФ от 20.07.2021 N 1228)

(см. текст в предыдущей редакции)

Согласование проекта нормативного правового акта или подготовка заключений, предусмотренных настоящим пунктом, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленной сферой его деятельности в течение 12 рабочих дней со дня поступления проекта нормативного правового акта или заключения в федеральный орган исполнительной власти. Подготовка заключений об оценке целесообразности проведения мероприятий по информатизации и (или) их финансирования осуществляется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 20-дневный срок со дня поступления проекта нормативного правового акта, содержащего мероприятия по информатизации. Согласование проекта административного регламента, который разрабатывается в реестре услуг, осуществляется в течение 5 рабочих дней со дня поступления его на согласование в реестре услуг.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.05.2016 N 392, от 25.09.2018 N 1138, от 20.07.2021 N 1228, от 14.02.2023 N 218)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае непредставления по истечении указанного срока федеральным органом исполнительной власти документа, подтверждающего согласование проекта нормативного правового акта или содержащего замечания к этому проекту, проект нормативного правового акта или нормативного документа федерального органа исполнительной власти считается согласованным.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.12.2012 N 1318)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае представления федеральным органом исполнительной власти замечаний и возражений, выходящих за пределы установленной сферы деятельности федерального органа исполнительной власти, представившего их, такие замечания и возражения могут не учитываться федеральным органом исполнительной власти, разработавшим проект нормативного правового акта.

Согласование проекта нормативного правового акта осуществляется письмами, подписанными руководителем (заместителем руководителя) согласующего федерального органа исполнительной власти, или может оформляться визами, заключение подписывается руководителем (заместителем руководителя). Письмо о согласовании не может содержать замечания. Виза на проекте нормативного правового акта, созданного на бумажном носителе, включает в себя наименование должности руководителя федерального органа исполнительной власти или его заместителя, собственноручную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату, а на проекте нормативного правового акта, созданного в форме электронного документа, - наименование должности указанного руководителя (его заместителя) и усиленную квалифицированную электронную подпись визирующего. Подпись на заключении, созданном на бумажном носителе, включает в себя наименование должности уполномоченного должностного лица федерального органа исполнительной власти, его собственноручную подпись, расшифровку подписи и дату, а на заключении, созданном в форме электронного документа, - наименование должности указанного уполномоченного должностного лица и его усиленную квалифицированную электронную подпись. Согласование проекта административного регламента, который разрабатывается в реестре услуг, оформляется посредством проставления усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя федерального органа исполнительной власти или его заместителя в листе согласования проекта административного регламента в реестре услуг, за исключением случая, предусмотренного пунктом 40(1) Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2021 г. N 1228 "Об утверждении Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.05.2016 N 392, от 20.07.2021 N 1228, от 14.02.2023 N 218, от 19.02.2024 N 186)

(см. текст в предыдущей редакции)

Визы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника нормативного правового акта, созданного на бумажном носителе.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2012 N 890)

(см. текст в предыдущей редакции)

При наличии возражений проект нормативного правового акта визируется с замечаниями, которые оформляются на бланке федерального органа исполнительной власти, подписываются соответствующим руководителем (его заместителем) и прилагаются к указанному проекту (его копии) либо создаются в форме электронного документа и подписываются руководителем (его заместителем) с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2012 N 890)

(см. текст в предыдущей редакции)

При наличии разногласий по проекту нормативного правового акта, в том числе выявленных по результатам проведения оценки регулирующего воздействия, предусмотренной пунктом 3(1) настоящих Правил, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий разработку проекта нормативного правового акта, обеспечивает обсуждение указанного проекта и выявленных разногласий с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с целью поиска взаимоприемлемого решения. В случае если в заключении Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на проект нормативного правового акта или проект нормативного документа федерального органа исполнительной власти сделан вывод о нецелесообразности проведения мероприятий по информатизации и (или) их финансирования, федеральный орган исполнительной власти проводит с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации согласительное совещание. При недостижении согласия федеральные органы исполнительной власти оформляют протоколы согласительных совещаний, которые подписываются соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти или по указанию руководителей их заместителями, имеющими разногласия. Протоколы, созданные в форме электронных документов, указанные руководители (их заместители) подписывают с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Протоколы согласительных совещаний подписываются в течение 5 рабочих дней со дня их поступления в федеральный орган исполнительной власти. В случае неподписания протокола или ненаправления замечаний по нему в течение указанного срока такой протокол считается подписанным.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.02.2011 N 94, от 25.04.2012 N 394, от 06.09.2012 N 890, от 17.12.2012 N 1318, от 25.09.2018 N 1138, от 14.02.2023 N 218)

(см. текст в предыдущей редакции)

Проект нормативного правового акта, по которому имеются не урегулированные по результатам проведенных согласительных совещаний разногласия (за исключением не урегулированных по результатам проведения оценки регулирующего воздействия разногласий), может быть подписан (утвержден) руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти и направлен на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.11.2022 N 2000)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае принятия руководителем федерального органа исполнительной власти решения о подписании (об утверждении) проекта нормативного правового акта, по которому имеются не урегулированные по результатам проведенных согласительных совещаний разногласия, этот федеральный орган исполнительной власти уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти, замечания которого не были учтены в ходе согласительных совещаний.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.03.2021 N 412)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае принятия руководителем федерального органа исполнительной власти решения о подписании (об утверждении) проекта нормативного правового акта или нормативного документа федерального органа исполнительной власти, по которому имеются не урегулированные по результатам проведенных согласительных совещаний разногласия (за исключением не урегулированных по результатам проведения оценки регулирующего воздействия разногласий), руководитель федерального органа исполнительной власти, замечания которого не были учтены в ходе согласительных совещаний, вправе направить Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации (в соответствии с распределением обязанностей), а по проекту нормативного правового акта или нормативного документа федерального органа исполнительной власти, по которому дано отрицательное заключение об оценке целесообразности проведения мероприятий по информатизации и (или) их финансирования, - в Правительственную комиссию по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности материалы разногласий, проект нормативного правового акта или проект нормативного документа федерального органа исполнительной власти, по которому имеются неурегулированные разногласия (за исключением не урегулированных по результатам проведения оценки регулирующего воздействия разногласий), и протоколы согласительных совещаний для рассмотрения с участием руководителей федеральных органов исполнительной власти, имеющих разногласия (за исключением не урегулированных по результатам проведения оценки регулирующего воздействия разногласий), и принятия в отношении указанных разногласий соответствующего решения.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.04.2012 N 394, от 22.11.2013 N 1056, от 02.02.2019 N 77, от 01.07.2021 N 1106, от 07.11.2022 N 2000)

(см. текст в предыдущей редакции)

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (в соответствии с распределением обязанностей) может дать поручение Министерству юстиции Российской Федерации о приостановке регистрации акта до принятия соответствующего решения.

Рассмотрение разногласий может проводиться на заседании соответствующего правительственного координационного или совещательного органа.

В случае если в соответствии с решением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации (в соответствии с распределением обязанностей) либо в случае, установленном настоящим пунктом, решением Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности проект нормативного правового акта требует доработки, такой проект подлежит доработке и согласованию с федеральными органами исполнительной власти в соответствии с настоящими Правилами.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.04.2012 N 394, от 22.11.2013 N 1056, от 02.02.2019 N 77, от 01.07.2021 N 1106, от 07.11.2022 N 2000)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае если в соответствии с указанным решением проект нормативного правового акта не требует доработки, такой проект не нуждается в повторном согласовании с федеральными органами исполнительной власти, а нормативный правовой акт после подписания (утверждения) направляется на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации с приложением соответствующего решения.

В случае если после государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации нормативного правового акта, по которому имеются не урегулированные по результатам проведенных согласительных совещаний разногласия, Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации (в соответствии с распределением обязанностей) либо Правительственной комиссией по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности рассмотрено обращение в отношении указанных разногласий и принято решение о целесообразности доработки нормативного правового акта с учетом замечаний соответствующего федерального органа исполнительной власти, руководитель федерального органа исполнительной власти, которым подписан (утвержден) такой нормативный правовой акт, вносит в соответствии с настоящими Правилами изменения в указанный нормативный правовой акт.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.05.2010 N 336, от 25.04.2012 N 394, от 22.11.2013 N 1056, от 02.02.2019 N 77, от 01.07.2021 N 1106, от 07.11.2022 N 2000)

(см. текст в предыдущей редакции)

3(1). Проекты нормативных правовых актов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, содержащие обязательные требования, регулирующие отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), отношения по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, отношения в области создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц и осуществления ими своей деятельности, отношения в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, к выполнению работ и оказанию услуг, в области порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации, в области оценки соответствия, в области безопасности процессов производства, а также в области применения мер ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации в указанных сферах, проекты актов, устанавливающие требования к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществлению полномочий органов местного самоуправления, подлежат оценке регулирующего воздействия, которая проводится федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.12.2020 N 2453, от 18.03.2021 N 412, от 01.07.2021 N 1106)

(см. текст в предыдущей редакции)

3(2). Проект нормативного правового акта, оказывающего влияние на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, подлежит направлению с финансово-экономическим обоснованием решений, предлагаемых к принятию указанным проектом нормативного правового акта, в Министерство финансов Российской Федерации на заключение, в котором дается оценка финансовых последствий принятия соответствующих решений для соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

К проектам нормативных правовых актов, подлежащим направлению на заключение, указанным в абзаце первом настоящего пункта, относятся проекты нормативных правовых актов:

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.10.2019 N 1319)

устанавливающие новые расходные обязательства публично-правовых образований;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.10.2019 N 1319)

приводящие к изменению поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.10.2019 N 1319)

приводящие к увеличению (уменьшению) объемов бюджетных ассигнований, необходимых для реализации принятых расходных обязательств.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.10.2019 N 1319)

Указанное заключение готовится в течение 30 дней со дня поступления проекта нормативного правового акта.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.10.2019 N 1319)

В случае возникновения сомнений относительно соответствия проектов нормативных правовых актов критериям, предусмотренным настоящим пунктом, такие проекты также подлежат направлению на заключение в Министерство финансов Российской Федерации.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.10.2019 N 1319)

(п. 3(2) введен Постановлением Правительства РФ от 18.09.2013 N 819)

3(3). Финансово-экономическое обоснование решений, предлагаемых к принятию проектом нормативного правового акта, составляется по форме, устанавливаемой Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, и представляет собой описание экономического эффекта от реализации нормативного правового акта, основывается на содержащихся в пояснительной записке к проекту нормативного правового акта финансовом, экономическом и (или) статистическом анализе текущей ситуации по решениям, предлагаемым к принятию проектом нормативного правового акта, прогнозе экономических и иных последствий реализации таких решений, содержит оценку влияния (в том числе косвенного) реализации проекта нормативного правового акта на доходы и расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, юридических и физических лиц, а также в зависимости от содержания нормативного правового акта включает расчеты в денежном выражении (тыс. рублей):

а) расходов соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в связи с реализацией нормативного правового акта, прекращением (отменой) действия других нормативных правовых актов с установлением объема финансового обеспечения, в том числе:

бюджетных ассигнований с указанием направлений расходов (с их обоснованием) на реализацию решений, предлагаемых к принятию проектом нормативного правового акта, сведений об источниках финансового обеспечения в текущем финансовом году, в очередном финансовом году и плановом периоде, а также за пределами планового периода в случае, если срок реализации решений, предлагаемых к принятию проектом нормативного правового акта, выходит за пределы планового периода;

дополнительных расходов соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на реализацию решений, предлагаемых к принятию проектом нормативного правового акта, с указанием источников их финансового обеспечения;

б) финансового обеспечения расходов из иных источников;

в) расходов юридических и физических лиц по исполнению решений, предлагаемых к принятию проектом нормативного правового акта (при реализации нормативного правового акта, прекращении (отмене) его действия);

г) доходов соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в случае, если решения, предлагаемые к принятию проектом нормативного правового акта, повлекут сокращение (увеличение) доходов (расходов) соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

д) увеличения (уменьшения) поступлений налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации;

е) увеличения (уменьшения) доходов физических лиц при реализации решений, предлагаемых к принятию проектом нормативного правового акта (рассчитывается суммарно и в виде денежной суммы, процента роста (снижения) к среднему доходу);

ж) дополнительных доходов юридических и физических лиц, выраженных в снижении налогового бремени в связи с реализацией решений, предлагаемых к принятию проектом нормативного правового акта.

(п. 3(3) введен Постановлением Правительства РФ от 18.09.2013 N 819)

4. Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений федерального органа исполнительной власти с учетом их функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости - организации, привлекаемые к этой работе.

В подготовке проекта нормативного правового акта участвует юридическая служба федерального органа исполнительной власти.

Абзац утратил силу с 1 января 2009 года. - Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 N 1048.

(см. текст в предыдущей редакции)

Для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, могут создаваться рабочие группы.

Абзац утратил силу с 30 сентября 2019 года. - Постановление Правительства РФ от 14.09.2019 N 1200.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов федеральный орган исполнительной власти - разработчик проекта нормативного правового акта в течение рабочего дня, соответствующего дню его направления на рассмотрение в юридическую службу этого федерального органа исполнительной власти, размещает проект нормативного правового акта на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", созданном для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.02.2010 N 72, от 18.12.2012 N 1334)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В процессе работы над проектом нормативного правового акта должны быть изучены относящиеся к теме проекта законодательство Российской Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, практика применения соответствующих нормативных правовых актов, научная литература и материалы периодической печати по рассматриваемому вопросу, а также данные социологических и иных исследований, если таковые проводились.

При подготовке нормативного правового акта проводится его правовая экспертиза, а также антикоррупционная экспертиза в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти, и согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.02.2010 N 72)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.

В нормативном правовом акте дается вступительная часть - преамбула для разъяснения оснований, целей и мотивов принятия нормативного правового акта. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2019 N 1200)

(см. текст в предыдущей редакции)

Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.

Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.

При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.09.2019 N 1200, от 14.02.2023 N 218)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзацы шестой - седьмой утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 14.02.2023 N 218.

(см. текст в предыдущей редакции)

Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения.

7. Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей.

Если в соответствии с федеральным законом разработка проекта нормативного правового акта влечет за собой необходимость признания утратившим силу акта Правительства Российской Федерации, одновременно с проектом нормативного правового акта должен быть разработан в установленном порядке проект акта Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу акта Правительства Российской Федерации. В этом случае проект нормативного правового акта должен предусматривать положение о порядке его вступления в силу, согласно которому он вступает в силу с даты вступления в силу акта Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу акта Правительства Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются или признаются утратившими силу совместно или по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти. Нормативные правовые акты, изданные по согласованию с несколькими федеральными органами исполнительной власти, изменяются или признаются утратившими силу (не подлежащими применению) по согласованию с теми федеральными органами исполнительной власти, интересы которых затрагивают такие изменения или признание утратившими силу (не подлежащими применению).

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.09.2019 N 1200, от 14.02.2023 N 218)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения об изменении или о признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст нормативного правового акта.

Федеральным органом исполнительной власти может быть издан нормативный правовой акт о приостановлении действия (неприменении) нормативного правового акта или его отдельных положений с указанием срока, на который осуществляется такое приостановление (устанавливается неприменение).

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2023 N 218)

(п. 7 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1048)

(см. текст в предыдущей редакции)

7(1). Нормативный правовой акт реорганизованного (преобразованного) федерального органа исполнительной власти, функции по осуществлению нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности которого переданы нескольким федеральным органам исполнительной власти, изменяется или признается утратившим силу нормативным правовым актом, издаваемым совместно этими федеральными органами исполнительной власти, за исключением случаев, когда компетенция этих органов по изданию указанного нормативного правового акта определена в федеральных конституционных законах, федеральных законах, указах и распоряжениях Президента Российской Федерации, постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации.

В случае передачи полномочий по осуществлению нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности реорганизованного (преобразованного), упраздненного федерального органа исполнительной власти одному федеральному органу исполнительной власти федеральный орган исполнительной власти, которому переданы указанные полномочия, утверждает новый нормативный правовой акт в пределах таких полномочий и признает нормативный правовой акт реорганизованного (преобразованного), упраздненного федерального органа исполнительной власти не подлежащим применению, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность изменения или признания утратившими силу нормативных правовых актов реорганизованного (преобразованного), упраздненного федерального органа исполнительной власти федеральным органом исполнительной власти, которому переданы указанные полномочия.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 21.03.2016 N 222)

В случае передачи полномочий по осуществлению нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности федерального органа исполнительной власти без его реорганизации (преобразования), упразднения другому (другим) федеральному органу исполнительной власти одновременно с утверждением федеральным органом исполнительной власти, которому переданы указанные полномочия, в пределах таких полномочий нового нормативного правового акта федеральный орган исполнительной власти, полномочия по осуществлению нормативно-правового регулирования которого переданы, признает утратившим силу ранее изданный им в пределах таких полномочий нормативный правовой акт.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 21.03.2016 N 222)

Нормативный правовой акт переименованного федерального органа исполнительной власти изменяется или признается утратившим силу нормативным правовым актом, издаваемым этим федеральным органом исполнительной власти.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.09.2019 N 1200)

(п. 7(1) введен Постановлением Правительства РФ от 29.11.2012 N 1235)

8. Если при подготовке нормативного правового акта выявились необходимость внесения существенных изменений в ранее изданные нормативные правовые акты, в том числе изменения названия, предмета правового регулирования, оснований его издания, или наличие по одному и тому же вопросу нескольких актов, то в целях их упорядочения разрабатывается единый новый акт. В проект такого акта включаются новые, а также содержащиеся в ранее изданных актах нормативные предписания, которые сохраняют свою силу.

(п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2019 N 1200)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству Российской Федерации, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти.

Нормативные правовые акты, созданные на бумажном носителе, подписываются (утверждаются) руководителем федерального органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности, собственноручно, а созданные в форме электронных документов, - с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2012 N 890)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзацы третий - шестой утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 07.07.2006 N 418.

(см. текст в предыдущей редакции)

Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:

наименование органа (органов), издавшего акт;

наименование вида акта и его название;

дата подписания (утверждения) акта и его номер;

наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.

Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, должен иметь соответствующие номера и единую дату.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 11.02.1999 N 154)