II. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти

II. Государственная регистрация нормативных правовых

актов федеральных органов исполнительной власти

10. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия, наличия в них сведений, составляющих государственную тайну, или сведений конфиденциального характера, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, содержащие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, которые в том числе:

а) затрагивают:

гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

гарантии осуществления прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;

механизм реализации прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

б) устанавливают правовой статус организаций (типовые, примерные положения (уставы) об органах, организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также об организациях, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации выполняют отдельные наиболее важные государственные функции);

в) обязательны для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не подведомственных федеральным органам исполнительной власти, совместно издавшим нормативный правовой акт.

(п. 10 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2023 N 218)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:

правовую экспертизу соответствия нормативного правового акта законодательству Российской Федерации, включающую в себя в том числе проверку:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2023 N 218)

(см. текст в предыдущей редакции)

наличия компетенции на издание нормативного правового акта;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2023 N 218)

проведения в отношении проекта нормативного правового акта обязательных процедур, предусмотренных настоящими Правилами, и документов (в том числе заключений, протоколов), подтверждающих проведение указанных обязательных процедур;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2023 N 218)

положений нормативного правового акта на предмет соответствия нормам актов законодательства Российской Федерации;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2023 N 218)

наличия в нормативном правовом акте обязательных требований (с учетом позиции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере установления и оценки применения обязательных требований);

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2023 N 218)

наличия нормативных правовых актов органа, представившего нормативный правовой акт на государственную регистрацию, регулирующих сходные отношения или имеющих идентичные названия, а также актов других органов, которые должны быть признаны утратившими силу (не подлежащими применению) одновременно с вступлением в силу представленного на государственную регистрацию нормативного правового акта;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2023 N 218)

соблюдения разработчиком нормативного правового акта иных требований, содержащихся в настоящих Правилах;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2023 N 218)

антикоррупционную экспертизу этого акта;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.02.2010 N 72)

принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;

присвоение регистрационного номера;

занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Министерство юстиции Российской Федерации не осуществляет проверку соответствия редакции нормативного правового акта, направленного на государственную регистрацию, редакции проекта нормативного правового акта, согласованного в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2023 N 218)

При представлении на государственную регистрацию нормативных правовых актов о внесении изменений в зарегистрированные нормативные правовые акты Министерством юстиции Российской Федерации также осуществляется проведение правовой и антикоррупционной экспертиз нормативных правовых актов, в которые вносятся изменения.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2023 N 218)

12. Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения) представляются в Министерство юстиции Российской Федерации на бумажном носителе или в форме электронных документов. При этом нормативные правовые акты, созданные на бумажном носителе, содержащие в том числе сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, представляются в 2 экземплярах (подлинник и одна копия). Нормативные правовые акты представляются на государственную регистрацию с сопроводительным письмом, подписанным руководителем или заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти. Административные регламенты, которые разрабатываются в реестре услуг, направляются в Министерство юстиции Российской Федерации в реестре услуг.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.09.2012 N 890, от 31.07.2017 N 909, от 18.03.2021 N 412, от 20.07.2021 N 1228)

(см. текст в предыдущей редакции)

Представление на государственную регистрацию нормативного правового акта, изданного совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, возлагается на орган, который указан первым в числе подписавших (утвердивших) акт.

К нормативному правовому акту (за исключением случаев разработки нормативных правовых актов об утверждении административных регламентов в реестре услуг) прилагается справка, содержащая:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.07.2021 N 1228)

(см. текст в предыдущей редакции)

основания, цели и мотивы издания нормативного правового акта и (или) внесения в него изменений;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2019 N 1200)

(см. текст в предыдущей редакции)

сведения о результатах изучения вопросов, указанных в абзаце первом пункта 5 настоящих Правил;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.09.2019 N 1200)

сведения о всех действующих нормативных правовых актах по данному вопросу и информацию о сроках их приведения в соответствие с принятым актом;

сведения о наличии или отсутствии в акте обязательных требований, соответствующих виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля, виде разрешительной деятельности и предполагаемая ответственность за их нарушение или последствия несоблюдения;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.09.2019 N 1200; в ред. Постановления Правительства РФ от 18.03.2021 N 412)

(см. текст в предыдущей редакции)

сведения о согласовании нормативного правового акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами, если такое согласование требуется в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил (с приложением копий писем в случае, если согласование осуществлялось письмами), или сведения о получении проекта нормативного правового акта федеральным органом исполнительной власти или другим государственным органом (дата поступления и входящий номер) в случае несогласования нормативного правового акта в сроки, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2023 N 218)

(см. текст в предыдущей редакции)

сведения о проведении независимой антикоррупционной экспертизы с приложением копий заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.02.2010 N 72)

(см. текст в предыдущей редакции)

сведения о направлении проекта акта на заключение об оценке регулирующего воздействия с приложением копии заключения либо об отсутствии оснований для направления проекта акта на заключение об оценке регулирующего воздействия;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.06.2012 N 629)

сведения о раскрытии федеральным органом исполнительной власти информации о разработке нормативного правового акта в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 18.12.2012 N 1334)

сведения о предварительном обсуждении на заседаниях общественного совета при федеральном органе исполнительной власти с приложением копии заключения соответствующего общественного совета или об отсутствии основания для проведения такого обсуждения;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 18.12.2012 N 1334)

сведения о результатах проведения педагогической экспертизы нормативного правового акта (в случае ее проведения);

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 17.02.2014 N 120)

сведения о проведении согласительного совещания в случае наличия разногласий по проекту нормативного правового акта, выявленных по результатам проведения оценки регулирующего воздействия, по результатам которого разногласия были урегулированы, с приложением копии протокола согласительного совещания;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2015 N 83; в ред. Постановления Правительства РФ от 07.11.2022 N 2000)

(см. текст в предыдущей редакции)

сведения о результатах обязательной метрологической экспертизы требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений, содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 N 830)

сведения о результатах экспертизы, проводимой Министерством экономического развития Российской Федерации, и о проведении согласительного совещания в случае наличия разногласий по проекту нормативного правового акта (с приложением оригинала протокола согласительного совещания и оригинала заключения);

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

сведения о том, что расходные обязательства публично-правовых образований, возникшие на основании нормативного правового акта, будут исполняться в пределах соответствующих бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете бюджетной системы Российской Федерации, и их увеличение не потребуется, либо сведения о наличии заключения Министерства финансов Российской Федерации, в котором дается оценка финансовых последствий принятия соответствующих решений, с приложением копии такого заключения.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.10.2019 N 1319)

В случае, установленном абзацем шестнадцатым пункта 3 настоящих Правил, к нормативному правовому акту прилагается решение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1048)

Нормативные правовые акты, содержащие положения, которыми устанавливаются, изменяются или признаются утратившими силу обязательные требования в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", направляются на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации с приложением протокола заседания рабочей группы в сфере деятельности федерального органа исполнительной власти при подкомиссии Правительственной комиссии по проведению административной реформы (при наличии рабочей группы) или протокола заседания указанной подкомиссии или Правительственной комиссии по проведению административной реформы, на котором рассматривался проект соответствующего нормативного правового акта, за исключением нормативных правовых актов в области регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, одобренных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 18.03.2021 N 412; в ред. Постановления Правительства РФ от 02.06.2022 N 1005)

(см. текст в предыдущей редакции)

Нормативные правовые акты, на проекты которых дано заключение об оценке регулирующего воздействия, содержащее вывод о наличии в проекте акта положений, способствующих возникновению дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, а также снижению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, направляются на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации с приложением протокола заседания Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации и (или) ее президиума (штаба), на котором рассматривался проект соответствующего нормативного правового акта.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 N 1106)

В случае направления на государственную регистрацию нормативного правового акта, по которому имеются не урегулированные по результатам проведенных согласительных совещаний разногласия, к нормативному правовому акту прилагаются копии протоколов согласительных совещаний (в том числе не подписанных в установленный срок руководителем (заместителем руководителя) согласующего федерального органа исполнительной власти, с которым имеются неурегулированные разногласия) с приложением позиции, содержащей замечания, и представлением сведений о получении протокола федеральным органом исполнительной власти, замечания которого не учтены (даты поступления и входящего номера), и уведомления о направлении акта на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации, направленного в федеральный орган исполнительной власти, замечания которого не были учтены в ходе согласительных совещаний (руководителем (заместителем руководителя) которого не подписан протокол согласительного совещания).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2023 N 218)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае внесения изменений в нормативный правовой акт к справке прилагается сравнительная таблица положений нормативного правового акта в действующей редакции и в редакции предлагаемых изменений, а также обоснование предлагаемых изменений.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.09.2019 N 1200)

Прилагаемая к нормативному правовому акту справка, созданная на бумажном носителе, должна быть подписана собственноручно руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти, издающего этот акт, а созданная в форме электронного документа, - указанным должностным лицом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2012 N 890)

(см. текст в предыдущей редакции)

На обороте каждого листа подлинника нормативного правового акта, созданного на бумажном носителе, руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти проставляется собственноручная виза. Нормативный правовой акт, созданный в форме электронного документа, руководитель юридической службы федерального органа исполнительной власти визирует с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2012 N 890)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации в срок до 20 рабочих дней с даты получения акта.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.07.2006 N 418, от 14.09.2019 N 1200)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае необходимости срок государственной регистрации нормативного правового акта может быть продлен Министерством юстиции Российской Федерации до 40 рабочих дней.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2019 N 1200)

(см. текст в предыдущей редакции)

Государственная регистрация административных регламентов, которые разрабатываются в реестре услуг, осуществляется в срок до 15 рабочих дней с даты получения административного регламента. В случае необходимости срок государственной регистрации административного регламента может быть продлен Министерством юстиции Российской Федерации до 20 рабочих дней.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1228)

14. В государственной регистрации нормативного правового акта может быть отказано, если при проведении правовой экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству Российской Федерации и если при проведении антикоррупционной экспертизы в этом акте будут выявлены коррупциогенные факторы.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.02.2010 N 72, от 27.03.2013 N 274, от 14.09.2019 N 1200)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Нормативные правовые акты, в государственной регистрации которых отказано, возвращаются Министерством юстиции Российской Федерации издавшему их органу с указанием причин отказа.

В течение 10 дней со дня получения отказа в государственной регистрации руководитель федерального органа исполнительной власти или лицо, исполняющее его обязанности, издает соответствующий документ об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого отказано, и направляет его копию в Министерство юстиции Российской Федерации.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 11.02.1999 N 154)

В случае если федеральный орган исполнительной власти, в регистрации нормативного правового акта которого было отказано в связи с выявлением в нем коррупциогенных факторов, не согласен с заключением Министерства юстиции Российской Федерации, этот федеральный орган исполнительной власти проводит с Министерством юстиции Российской Федерации совещание в течение 10 дней со дня получения отказа. По результатам совещания в случае неурегулирования разногласий по оценке указанных в заключении Министерства юстиции Российской Федерации коррупциогенных факторов федеральный орган исполнительной власти, издавший нормативный правовой акт, оформляет протокол, который подписывается Министром юстиции Российской Федерации и руководителем этого федерального органа исполнительной власти либо по указанию руководителей федеральных органов исполнительной власти их заместителями.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 27.03.2013 N 274)

Руководитель федерального органа исполнительной власти, издавшего нормативный правовой акт, направляет в течение 10 дней со дня проведения совещания протокол этого совещания с приложением указанного акта и изложением своей позиции по этому вопросу в Правительство Российской Федерации для рассмотрения.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 27.03.2013 N 274)

Указанные материалы рассматриваются в течение 1 месяца Председателем Правительства Российской Федерации, заместителями Председателя Правительства Российской Федерации (в соответствии с распределением обязанностей) с участием Министра юстиции Российской Федерации и руководителя федерального органа исполнительной власти, издавшего нормативный правовой акт (лиц, исполняющих их обязанности). По решению Председателя Правительства Российской Федерации материалы могут быть рассмотрены на заседании Правительства Российской Федерации.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 27.03.2013 N 274)

В случае принятия решения об отсутствии в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов этот акт подлежит в течение 5 дней со дня принятия такого решения повторному представлению на государственную регистрацию в порядке, установленном настоящими Правилами.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 27.03.2013 N 274)

В случае принятия решения о наличии в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов федеральный орган исполнительной власти, издавший акт, издает в течение 5 дней соответствующий документ о его отмене.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 27.03.2013 N 274)

16. Нормативный правовой акт может быть возвращен Министерством юстиции Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти без государственной регистрации по просьбе федерального органа исполнительной власти, представившего этот акт на государственную регистрацию, а также если нарушены установленный порядок представления акта на государственную регистрацию или настоящие Правила.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2019 N 1200)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае возвращения нормативного правового акта без государственной регистрации при нарушении установленного порядка представления на государственную регистрацию или настоящих Правил нарушения должны быть устранены, а акт - повторно представлен на государственную регистрацию в течение месяца либо в Министерство юстиции Российской Федерации должна быть направлена копия документа об отмене нормативного правового акта.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 11.02.1999 N 154)

Нормативный правовой акт не может быть представлен на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации более 3 раз.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.09.2019 N 1200)

В случае выявления по результатам правовой и антикоррупционной экспертиз несоответствия нормативного правового акта, в который вносятся изменения, законодательству Российской Федерации (наличия коррупциогенных факторов) Министерство юстиции Российской Федерации направляет в федеральный орган исполнительной власти обязательное для исполнения представление о приведении нормативного правового акта, в который вносится изменение, в соответствие с законодательством Российской Федерации в течение 4 месяцев со дня получения такого представления.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2023 N 218)

17. Подлинник нормативного правового акта в течение 5 рабочих дней после дня государственной регистрации выдается представителю федерального органа исполнительной власти, направившего нормативный правовой акт на государственную регистрацию. В случае неполучения подлинника нормативного правового акта Министерство юстиции Российской Федерации направляет нормативный правовой акт в федеральный орган исполнительной власти, представивший его на государственную регистрацию.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 N 2006)

(см. текст в предыдущей редакции)

Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Министерство юстиции Российской Федерации в течение 5 дней после государственной регистрации нормативных правовых актов, подлежащих официальному опубликованию, направляет их электронные копии (электронные образы) в федеральное государственное бюджетное учреждение "Редакция "Российской газеты" и в Федеральную службу охраны Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.07.2017 N 909)

(см. текст в предыдущей редакции)

При опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на номер и дату его государственной регистрации является обязательным.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.07.2017 N 909)

(см. текст в предыдущей редакции)

Нормативный правовой акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит размещению (опубликованию) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Порядок вступления нормативного правового акта в силу определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим его.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1348)

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Изменения, вносимые в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат регистрации в порядке, установленном настоящими Правилами.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2019 N 1200)

(см. текст в предыдущей редакции)

19. Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования.

При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.

20. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 07.07.2006 N 418.

(см. текст в предыдущей редакции)