О признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета

О признании незаконным решения об отказе в осуществлении

кадастрового учета

1. В суд с исковым заявлением к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета обратилось физическое лицо. Истец обратился в орган кадастрового учета с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка. К заявлению была приложена в том числе выкопировка из правил землепользования и застройки (далее - ПЗЗ). Согласно представленным документам заявитель просил изменить вид разрешенного использования с "для садового участка" на вид разрешенного использования в соответствии с ПЗЗ для соответствующей территориальной зоны - "для размещения дач".

Органом кадастрового учета было выявлено, что местоположение земельного участка установлено в границах соответствующей территориальной зоны, для которой предельные размеры земельного участка для размещения дач составляют от 1 000 кв. м до 2 000 кв. м, в то же время согласно сведениям государственного кадастра недвижимости площадь земельного участка, используемого для садоводства, составляет 700 кв. м. В этой связи органом кадастрового учета было принято решение об отказе в учете изменений, так как при изменении вида разрешенного использования земельного участка его площадь не будет соответствовать предельному минимальному значению, установленному градостроительным регламентом для заявленного вида разрешенного использования; изменение видов разрешенного использования земельных участков, на которые распространяется действие градостроительных регламентов, должно осуществляться в соответствии с градостроительным регламентом, установленным для территориальной зоны, в границах которой они расположены, в связи с чем заявитель вправе изменять виды разрешенного использования предоставленного земельного участка на иные виды разрешенного использования в рамках, предусмотренных правилами землепользования и застройки (данная позиция также изложена в письме Минэкономразвития России от 06.12.2011 N Д23-5006).

Суд поддержал позицию, изложенную органом кадастрового учета, и в удовлетворении требований истцу было отказано.

2. В суд были обжалованы решения органа кадастрового учета об отказе в учете изменений, принятые на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Закона о кадастре, в связи с несоотвествием межевого плана по форме и содержанию установленным требованиям, а именно низкого качества подготовки включенных в межевые планы схем расположения земельных участков, утвержденных органом местного самоуправления, что не позволяло определить местоположение земельных участков.

Судом требования заявителей удовлетворены, решения признаны незаконными. Суд указал, что пунктами 75, 76 Требований установлены требования к схеме расположения земельных участков как к разделу межевого плана. Вместе с тем какие-либо требования к схеме расположения земельных участков, утверждаемой органом местного самоуправления, отсутствуют.

3. В настоящее время на рассмотрении арбитражного суда находится несколько дел, по которым филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" выступает в качестве заинтересованного лица, связанных с вопросами внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о правообладателях земельных участков - лицах, владеющих участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, в тех случаях, когда владение данных лиц прекращено ввиду выбытия объектов недвижимости, расположенных на таких участках, из их владения (собственности). (Речь идет о случаях, когда при прекращении прав собственности на здания, строения, сооружения не прекращены права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельными участками, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, и в орган кадастрового учета не поступали соответствующие документы о прекращении указанных вещных прав на земельные участки.)

При этом в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2012 N ВАС-12955/11 изложена следующая позиция.

В силу статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации у собственника здания, строения, сооружения возникло право на земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для его использования.

Из пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение их в аренду у публичного собственника, а не у обладателя права постоянного (бессрочного) пользования.

Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением либо на приобретение этого участка в аренду.

Аналогичная правовая позиция сформулирована в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 1489/11, N 3771/11, N 4275/11.

В соответствии с определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2012 N ВАС-12955/11 при наличии у собственника объекта недвижимости исключительного права на приобретение соответствующего земельного участка в собственность или в аренду прекращение права постоянного (бессрочного) пользования не требуется.

Вместе с тем орган кадастрового учета в силу пункта 5 части 2 статьи 27 Закона о кадастре принимает решения об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений сведений о таких земельных участках, так как с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо. Данные решения являются в настоящее время предметом обжалования в арбитражном суде.