III. Требования к минимуму содержания программы "Архитектура"

III. Требования к минимуму содержания

программы "Архитектура"

3.1. Минимум содержания программы "Архитектура" должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП художественно-исполнительских и теоретических знаний, навыков и умений.

3.2. Результатом освоения программы "Архитектура" является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области архитектурно-художественного творчества:

- знания терминологии в области архитектуры;

- знания способов изображения объемно-пространственной композиции на плоскости;

- умение и навыки работы в различных техниках с применением разнообразных художественных материалов;

- умение использовать и трансформировать полученные знания по изучению природных форм при создании архитектурных композиций;

- умение создания образов на основе ассоциаций;

- знания основных архитектурно-художественных стилей и направлений;

- навыки интерпретации архитектурных стилей в новые образы;

- умение анализировать и обобщать художественно-конструктивное видение окружающего мира;

- умение создавать объемно-пространственную композицию;

- умение гармонично сочетать формообразующие фигуры и предметы в плоскостных и объемных композициях;

- знание основных изобразительных техник и инструментов;

- умение выполнять графическую часть проекта, макет, оригиналы художественно-графических элементов проекта;

- умение графического изображения предметов на плоскости;

- умение графического изображения объемно-пространственных фигур и тел вращения на плоскости;

- умение решать задачи по построению геометрических фигур;

- навыки подготовки работ к экспозиции;

- навыки работы профессиональными инструментами;

- навыки работы с оргтехникой;

- знание основных возможностей различных графических программ, особенностей их применения;

в области пленэрных занятий:

- знания форм и конструкций объектов живой природы, особенностей работы над пейзажем с архитектурными мотивами;

- знания способов передачи большого пространства на плоскости (аксонометрия, перспектива обратная и прямая);

- умения применять навыки, приобретенные на учебных предметах "рисунок", "живопись";

в области истории искусств:

- знания основных этапов развития изобразительного искусства и истории развития архитектурного искусства, в том числе истории об охране архитектурного наследия;

- первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

- умения использовать полученные теоретические знания в художественно-творческой деятельности.

3.3. Результатом освоения программы "Архитектура" с дополнительным годом обучения сверх обозначенных в пункте 3.2 настоящих ФГТ предметных областей является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области архитектурно-художественного творчества:

- знания основных методов и способов проектирования и моделирования;

- умения применять конструктивное мышление в объемно-пространственной композиции;

- навыков самостоятельно применять различные материалы и техники;

в области пленэрных занятий:

- знания закономерностей построения архитектурной формы и особенностей ее восприятия и воплощения;

- умения сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;

- навыков техники работы над эскизом с подробной проработкой деталей;

в области истории искусств:

- знания истории создания, стилистических особенностей лучших образцов изобразительного искусства, архитектурного искусства;

- навыков восприятия окружающей среды, организованной памятниками истории и культуры и современными архитектурными сооружениями.

3.4. Результаты освоения программы "Архитектура" по учебным предметам обязательной части должны отражать:

3.4.1. Архитектурно-художественное проектирование:

- знание основных элементов композиции, закономерностей построения объемно-пространственной формы;

- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;

- умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции (ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте) в композиционных работах;

- умение находить художественные средства, соответствующие композиционному замыслу;

- умение находить объемно-пластические решения для каждой творческой задачи;

- навыки по созданию композиционно-пространственной работы.

3.4.2. Изобразительная грамотность. Художественные материалы и технологии:

- знание законов изобразительной грамотности и композиции;

- знание художественных материалов и средств;

- знание законов цветоведения;

- знание способов построения аксонометрии, обратной и прямой перспективы;

- знание способов изображения объема на плоскости;

- умение пользоваться художественными и чертежными инструментами;

- умение создавать различные по сложности композиции;

- умение точно определять габариты, пропорции и масштаб изображаемого предмета;

- умение грамотно и последовательно применять художественные материалы с учетом их свойств и особенностей;

- умение применять различные техники при решении творческих задач;

- навыки создания объемных форм из различных материалов;

- навыки развития глазомера.

3.4.3. Рисунок:

- знание понятий "габариты", "пропорция", "симметрия и асимметрия", "светотень";

- знание законов перспективы;

- умение использовать приемы линейной и воздушной перспективы;

- умение моделировать форму предметов тоном;

- умение последовательно вести длительную постановку;

- навыки владения линией, штрихом, пятном;

- навыки выполнения линейного и живописного рисунка;

- навыки передачи фактуры и материала предмета;

- умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;

- навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.

3.4.4. Живопись:

- знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;

- знание разнообразных техник живописи;

- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;

- умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

- навыки использования основных техник и материалов;

- навыки последовательного ведения живописной работы.

3.4.5. Объемно-пространственная композиция:

- умение создавать объемно-пространственную композицию;

- умение гармонично организовать форму предмета в макете;

- знание физических и химических свойств материалов, применяемых при выполнении архитектурного макета;

- навыки работы в различных техниках и материалах.

3.4.6. Компьютерное композиционное моделирование:

- навыки работы с компьютерной операционной системой;

- навыки работы с графическими редакторами;

- умение выразить свой творческий замысел с помощью компьютерного 2D или 3D моделирования;

- умение совмещать в цифровой форме результаты других видов моделирования (отсканированных рисунков, фото с макетов, подобранных иллюстраций на заданную тему).

3.4.7. Черчение:

- навыки графического изображения предметов на плоскости;

- навыки графического изображения объемно-пространственных фигур и тел вращения на плоскости.

3.4.8. Беседы об искусстве:

- сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства;

- знание особенностей языка различных видов искусства;

- первичные навыки анализа произведения искусства;

- навыки восприятия художественного образа.

3.4.9. История изобразительного искусства и архитектуры:

- знание основных этапов развития изобразительного искусства и архитектуры;

- знание основных художественных школ в западно-европейском и русском изобразительном искусстве и архитектуре;

- умение определять в произведении изобразительного искусства и архитектуры основные черты художественного стиля, выявлять средства выразительности;

- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников и архитекторов, об охране архитектурного наследия, о произведениях изобразительного искусства и архитектуры;

- навыки по восприятию произведений изобразительного искусства и архитектуры, умение проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;

- навыки анализа и сравнения произведений изобразительного искусства и архитектуры.

3.4.10. Пленэр:

- знание закономерностей построения архитектурной формы и особенностей ее восприятия и воплощения;

- знание способов передачи большого пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;

- умение применять сформированные навыки по учебным предметам: рисунок, живопись, композиция;

- умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;

- навыки восприятия натуры в естественной природной среде;

- навыки передачи перспективы, работы над архитектурным эскизом с подробной проработкой деталей.