Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

XII. Направление нормативных правовых актов на государственную регистрацию в Минюст России

XII. Направление нормативных правовых актов

на государственную регистрацию в Минюст России

73. Государственной регистрации в Минюсте России подлежат нормативные правовые акты:

1) содержащие правовые нормы, затрагивающие:

- гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

- гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;

- механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

2) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных) и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции;

3) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему ФТС России, утвердившей (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из указанных признаков, так и несколькими.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок), в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

74. В случае возникновения сомнений относительно соответствия нормативных правовых актов критериям, указанным в пункте 73, такие акты также подлежат направлению на государственную регистрацию в Минюст России. Окончательное решение вопроса о необходимости государственной регистрации принимает Минюст России после проведения юридической экспертизы актов.

75. Не подлежат направлению на государственную регистрацию:

1) индивидуальные правовые акты:

- персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.);

- действие которых исчерпывается однократным применением;

- срок действия которых истек;

- оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

2) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России;

3) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений ФТС России и не содержащие новых правовых норм;

4) технические акты (тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм;

5) акты рекомендательного характера.

76. Правовое управление:

1) обеспечивает соблюдение установленного порядка направления нормативных правовых актов на государственную регистрацию в Минюст России;

2) организовывает сопровождение прохождения государственной регистрации нормативных правовых актов в Минюсте России;

3) ведет учет зарегистрированных нормативных правовых актов, а также актов, в государственной регистрации которых отказано, признанных не нуждающимися в государственной регистрации, возвращенных без государственной регистрации;

4) направляет копии нормативных правовых актов, возвращенных без государственной регистрации, а также актов, в государственной регистрации которых отказано, на доработку в подразделения-исполнители;

5) готовит соответствующие распорядительные документы об отмене нормативных правовых актов, в государственной регистрации которых отказано, либо актов, возвращенных без государственной регистрации и не доработанных в установленные сроки;

6) информирует таможенные органы Российской Федерации, учреждения, находящихся в ведении ФТС России, об источниках официального опубликования и вступлении в силу зарегистрированных нормативных правовых актов;

7) осуществляет возврат в Управление делами подлинников нормативных правовых актов;

8) контролирует состояние прохождения государственной регистрации нормативных правовых актов;

9) направляет ежемесячно в Минюст России перечни изданных нормативных правовых актов ФТС России, а также информацию об источнике опубликования нормативного правового акта ФТС России, признанного не нуждающимся в государственной регистрации.

77. Необходимость направления нормативного правового акта на государственную регистрацию в Минюст России определяет начальник Правового управления либо лицо, исполняющее его обязанности, на этапе согласования проекта нормативного правового акта.

Одновременно с визированием проекта акта согласно установленному порядку начальник Правового управления либо лицо, исполняющее его обязанности, делает на оборотной стороне последнего листа проекта (листа согласования) запись: "С государственной регистрацией", заверяемую специальным штампом "Подлежит госрегистрации".

78. Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты направляются в Минюст России не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения).

Представление на государственную регистрацию нормативного правового акта, изданного ФТС России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организациями), осуществляется ФТС России, если она указана первой в числе подписавших (утвердивших) акт.

В случае, если нормативный правовой акт утвержден совместно ФТС России и органами (организациями), акты которых не подлежат государственной регистрации, и данные органы (организации) указаны первыми, нормативный правовой акт представляется ФТС России на государственную регистрацию.

79. Направление на государственную регистрацию нормативных правовых актов осуществляет Правовое управление совместно с Управлением делами при участии подразделения-разработчика в случае, указанном в пункте 81 Правил.

80. Управление делами в течение 3 дней со дня подписания (утверждения) нормативного правового акта, подлежащего государственной регистрации, представляет в Правовое управление подлинник такого акта и шесть его копий. На копиях нормативного правового акта проставляется заверительная надпись "Верно", должность лица заверившего копию, личная подпись, расшифровка подписи, дата заверения.

В случае проведения оценки регулирующего воздействия нормативного правового акта подразделение-разработчик в течение 3 дней со дня подписания (утверждения) нормативного правового акта представляет в Правовое управление заключение Минэкономразвития России.

Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, представляются в двух экземплярах (подлинник и одна копия).

Копии нормативных правовых актов должны быть четкими для прочтения, и текст должен располагаться на листе без оборота и без уменьшения масштаба.

Если нормативный правовой акт подписан (утвержден) лицом, исполняющим обязанности руководителя ФТС России, Управление делами представляет в Правовое управление копию распорядительного документа о возложении соответствующих обязанностей для приложения к нормативному правовому акту.

81. В случае, если нормативный правовой акт издан ФТС России совместно с другим федеральным органом исполнительной власти, иным органом (организацией) и подписан (утвержден) лицом, исполняющим обязанности руководителя органа (организации), подразделение-разработчик обеспечивает получение копии распорядительного документа о возложении соответствующих обязанностей для приложения к нормативному правовому акту. Указанный документ представляется в Правовое управление.

По требованию Правового управления в необходимых случаях подразделение-разработчик предоставляет для Минюста России одну копию подлежащего направлению на государственную регистрацию нормативного правового акта на электронном носителе.

82. К нормативному правовому акту, подлежащему направлению на государственную регистрацию, прилагается справка (в одном экземпляре), которую подписывает начальник Правового управления либо лицо, исполняющее его обязанности.

Справку, прилагаемую к нормативному правовому акту, подписанному (утвержденному) руководителем ФТС России и руководителями других федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций), подписывают начальник Правового управления и руководители юридических служб соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций).

Справку готовит Правовое управление с участием подразделения-разработчика, ответственное должностное лицо которого предоставляет необходимую информацию для составления справки.

83. В соответствии с пунктом 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, в справке, указанной в пункте 82, отражаются:

1) основания издания нормативного правового акта:

- сведения об актах законодательства Российской Федерации (наименование акта, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов), которыми ФТС России или совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организациями) поручается разработать нормативный правовой акт, а также номер и дата поручения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (копия поручения прилагается к справке);

- сведения об актах законодательства Российской Федерации (наименование акта, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов), определяющие компетенцию ФТС России, иного органа (организации), в случае издания нормативного правового акта по инициативе ФТС России, иного органа (организации);

2) сведения о всех действующих нормативных правовых актах, издаваемых ФТС России, иным органом (организацией) по данному вопросу, в том числе о зарегистрированных в Минюсте России, с указанием регистрационных номеров и даты регистрации, и информация о сроках их приведения в соответствие с принятым актом.

В случае отсутствия необходимости внесения изменений и дополнений в действующие акты информация об этом также должна быть отражена в справке;

3) сведения о согласовании нормативного правового акта ФТС России с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организациями), если такое согласование является обязательным;

4) перечень актов законодательства Российской Федерации, использованных при разработке нормативного правового акта (наименование акта, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов);

5) сведения о проведении независимой антикоррупционной экспертизы с указанием даты размещения проекта нормативного правового акта на сайте regulation.gov.ru, даты окончания приема экспертных заключений от независимых экспертов и приложением копий экспертных заключений (в случае их поступления);

6) сведения о направлении проекта акта на заключение об оценке регулирующего воздействия с приложением копии заключения либо об отсутствии оснований для направления проекта акта на заключение об оценке регулирующего воздействия;

7) сведения о раскрытии федеральным органом исполнительной власти информации о разработке нормативного правового акта в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851;

8) сведения о предварительном обсуждении на заседаниях общественного совета при федеральном органе исполнительной власти с приложением копии заключения соответствующего общественного совета или об отсутствии основания для проведения такого обсуждения.

При наличии в нормативном правовом акте ссылок на нормативные правовые акты ФТС России (в том числе совместно изданные с другими федеральными органами исполнительной власти, иными органами, организациями), не нуждающиеся в государственной регистрации, в справке указываются номер и дата письма Минюста России, которым акт признан не нуждающимся в государственной регистрации.

Если нормативный правовой акт направляется на государственную регистрацию повторно, а также, если он издан взамен акта, в регистрации которого было отказано, в справке указываются номер и дата письма Минюста России об отказе в государственной регистрации, либо возвращении нормативного правового акта без государственной регистрации.

В справке указываются телефоны и фамилии начальника подразделения-исполнителя и ответственного должностного лица.

84. Направление нормативного правового акта на государственную регистрацию сопровождается письмом ФТС России с приложением необходимых документов (подлинника нормативного правового акта, пяти копий акта, заверенных Управлением делами, копии акта на электронном носителе (в случае необходимости), справки Правового управления и других).

Сопроводительное письмо подписывает статс-секретарь - заместитель руководителя ФТС России, или лицо, его замещающее.

На обороте каждого листа подлинника нормативного правового акта проставляются виза начальника Правового управления либо лица, исполняющего его обязанности, и специальный штамп "Правовое управление".

Направление указанных документов в Минюст России осуществляет уполномоченное должностное лицо Правового управления. Допускается направление документов по почте.

Правовое управление служебной запиской информирует подразделение-разработчика о направлении нормативного правового акта в Минюст России в целях обеспечения сопровождения прохождения государственной регистрации нормативного правового акта.

85. При поступлении в ФТС России запросов Минюста России о представлении в Минюст России на правовую экспертизу для решения вопроса о государственной регистрации нормативных правовых актов Правовое управление совместно с Управлением делами обеспечивает направление таких актов в десятидневный срок.

Информация о запросе Минюста России направляется в Управление делами служебной запиской Правового управления для получения подлинника нормативного правового акта и его копий согласно установленному порядку.

Копия запроса Минюста России направляется Правовым управлением в соответствующее подразделение ФТС России, которое подготовило нормативный правовой акт, указанный в запросе Минюста России.

Направление и сопровождение прохождения государственной регистрации нормативного правового акта в Минюсте России осуществляются в соответствии с Правилами.