Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Процессный подход

Настоящий стандарт направлен на применение "процессного подхода" при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества в целях повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.

Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая в целях преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.

Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов, направленный на получение желаемого результата, могут быть определены как "процессный подход".

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.

При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:

a) понимания и выполнения требований;

b) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавляемой ими ценности;

c) достижения запланированных результатов выполнения процессов и обеспечения их результативности;

d) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.

Приведенная на рисунке 1 модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами, представленными в разделах 4 - 8. Эта модель показывает, что потребители играют существенную роль в установлении требований, рассматриваемых в качестве входов. Мониторингу удовлетворенности потребителей требует оценки информации о восприятии потребителями выполнения их требований. Приведенная на рисунке 1 модель охватывает все основные требования настоящего стандарта, но не показывает процессы на детальном уровне.

Примечание - Кроме того, ко всем процессам может быть применен цикл "Plan - Do - Check - Act" (PDCA). Цикл PDCA можно кратко описать так:

- планирование (plan) - разработка целей и процессов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации;

- осуществление (do) - внедрение процессов;

- проверка (check) - постоянные контроль и измерение процессов и продукции в сравнении с политикой,

целями и требованиями на продукцию и сообщение о результатах;

- действие (act) - принятие действий по постоянному улучшению показателей процессов.

┌────────────────────────────┐

│ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ СИСТЕМЫ│

│ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА │

└────────────────────────────┘

/\

││

││

┌─────────┐ ┌─────────────────────────┴┴─────┐ ┌──────────┐

│ПОТРЕ- │ │ ┌───────────────┐ │ │ПОТРЕБИ- │

│БИТЕЛИ │ │ │ОТВЕТСТВЕННОСТЬ│ │ │ТЕЛИ │

│ │<.......│.....>│ РУКОВОДСТВА │ │ │ │

│ │ │ └───────────────┘ │ │ │

│ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │

│ │ │ ┌───────────┐ │ │ │

│ │ │ ┌──────────┐ │ ИЗМЕРЕНИЕ,│ │ │┌────────┐│

│ │ │ │МЕНЕДЖМЕНТ│ │ АНАЛИЗ │<...............>││Удовлет-││

│ │ │ │ РЕСУРСОВ │ │И УЛУЧШЕНИЕ│ │ ││ворен- ││

│ │ │ └──────┬───┘ └───────────┘ │ ││ность ││

│ │ │ │ │ │└────────┘│

│ │ │ \/ │ │ │

│┌──────┐ │ │ ┌────────────────┐ │ │ │

││Требо-│ │ Вход │ │ПРОЦЕССЫ │ ┌─────┴─────┐ Выход │ │

││вания ├─┼────────┼───>│ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА├────┤ Продукция ├────────>│ │

│└──────┘ │ │ │ПРОДУКЦИИ │ └─────┬─────┘ │ │

│ │ │ └────────────────┘ │ │ │

└─────────┘ └────────────────────────────────┘ └──────────┘

Условные обозначения:

──────────> - деятельность, добавляющая ценность;

..........> - поток информации.

Рисунок 1 - Модель системы менеджмента качества, основанной

на процессном подходе