Распоряжением Правительства РФ от 06.10.2021 N 2816-р утвержден Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

Прогноз роста тарифов на товары (услуги) инфраструктурных компаний для населения и тарифов на услуги организаций ЖКХ в 2016 - 2030 гг. (по вариантам)

Прогноз роста тарифов на товары (услуги) инфраструктурных

компаний для населения и тарифов на услуги организаций

ЖКХ в 2016 - 2030 гг. (по вариантам)

Вариант

2011 - 2015

2016 - 2020

2021 - 2025

2026 - 2030

2016 - 2030

Рост цен на газ для населения (до указанного в скобках года - оптовых цен, далее - включая надбавки ГРО и ПССУ), %

1 (2020)

197

201

166

113

377

2 (2019)

201

136

110

301

3 (2018)

176

124

123

268

Рост тарифов на электроэнергию для населения на розничном рынке с учетом сверхнормативного потребления (включая льготные категории), %

1

155 - 165 <1>

179

164

136

401

2

179

154

128

352

3

179

154

114

313

Соотношение цен (тарифов) на электроэнергию для населения (без учета оплаты населением за сверхнормативное потребление) и цен для прочих категорий потребителей, на конец периода (раз)

1

0,77

0,99

1,3

1,7

2

1,1

1,4

1,7

3

1,2

1,7

1,7

Тепловая энергия

рост тарифов, %

1

163 - 164

140

130

115

209

2

134

127

115

195

3

131

126

117

193

Справочно:

Рост тарифов на услуги ЖКХ, %

1

160 - 161

149

137

119

243

2

147

132

119

231

3

143

131

120

223

Инфляция (ИПЦ), %

1

134 - 134,5

127

121

114

176

2

127

120

114

174

3

124

119

116

171

--------------------------------

<1> Без учета оплаты за сверхнормативное потребление.

Повышение тарифов на тепловую энергию также будет ограничиваться, учитывая его существенное влияние на рост тарифов на услуги организаций ЖКХ для населения (свыше 50% в корзине коммунальных услуг), за счет чего инфляция в России остается выше, чем в других странах.

Рост регулируемых тарифов на тепловую энергию на долгосрочный период определялся с учетом: поэтапного перехода теплоснабжающих организаций на регулирование цен методом доходности на инвестируемый капитал (RAB-регулирование); стимулирования производства тепловой энергии мощностями, работающими в режиме комбинированной выработки и сокращения производства тепла низкоэффективными самостоятельными котельными; перераспределения расходов топлива между производством электрической и тепловой энергии, а также снижения объема перекрестного субсидирования между тепловой и электрической энергией. Также предполагается, что в прогнозный период в организациях теплоснабжения существенно вырастет производительность труда и сократятся потери тепла при передаче теплосетями по мере их обновления, произойдет оптимизация издержек.

Вместе с тем рост тарифов на теплоэнергию во всех сценариях будет превышать инфляцию за счет роста цен на энергоносители и повышения оплаты труда (из-за ее значительного отставания от других сфер деятельности экономики), потребности в инвестициях, а также вследствие сокращения объемов полезного отпуска по мере расширения оплаты за услуги по показаниям приборов учета.

Учитывая это, для ограничения роста тарифов следует оптимизировать механизмы установления регулируемых тарифов путем перехода на долгосрочное тарифообразование методами долгосрочной индексации и доходности инвестированного капитала с использованием относительной меры эффективности (бенчмаркинга) подконтрольных операционных расходов регулируемой организации, обеспечить контроль за проведением процедур закупки топливно-энергетических ресурсов и ценообразованием на поставляемые локальными монополиями нерегулируемые виды топлива (уголь, мазут) и других материальных ресурсов со стороны органов антимонопольного регулирования.

Аналогичная практика должна быть распространена на сферу водоснабжения и водоотведения.