Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Реализация государственной политики в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлена на защиту национальных интересов Российской Федерации, жизни и здоровья граждан посредством повышения эффективности государственного регулирования алкогольного рынка.

В настоящее время одной из угроз национальной безопасности страны является злоупотребление алкогольной продукцией, что подтверждается данными демографической статистики. Кроме того, анализ объемов производства и продажи алкогольной продукции также показывает высокий уровень ее злоупотребления.

В настоящее время в структуре потребления алкогольной продукции (в пересчете на абсолютный алкоголь на душу населения в год) около половины приходится на водку и ликероводочные изделия. Одной из причин столь значительной доли потребления крепких спиртных напитков является их ценовая доступность.

Вместе с тем по итогам 2011 года в структуре розничной продажи алкогольной продукции и пива (в натуральном выражении (млн. дкл.)), доля крепких спиртных напитков составила 8%, вина - 6%, пива - 75%.

По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения, превышение допустимого уровня потребления алкогольной продукции (из расчета 8 литров абсолютного алкоголя в год на душу населения) является крайне опасным для здоровья нации. Злоупотребление алкогольной продукцией приводит к преждевременной смерти от предотвратимых причин. Так, число умерших от случайных отравлений алкоголем на 100 тыс. человек составило в 2009 году - 15,0 чел, в 2010 году - 10,1 чел.

По предварительным оценкам Росстата, потребление абсолютного алкоголя на душу населения в Российской Федерации в 2011 году составило 9,2 литра, в 2010 году составило 8,9 литра и снизилось на 2% по сравнению с 9,1 литра в 2009 году (данный показатель составлял в 2008 году 10 литров).

На сегодняшний день наиболее актуальными проблемами, которые обуславливают необходимость совершенствования государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции являются следующие.

1. Высокий уровень нелегального производства и оборота алкогольной продукции.

Высокий уровень производства и оборота нелегально произведенной алкогольной продукции, включая суррогатную, делает ее более доступной по цене, опасной для здоровья и жизни и как результат, вызывает увеличение прямых и косвенных экономических потерь.

2. Высокая доступность алкогольной продукции.

В настоящее время алкогольная продукция, включая водку, доступна по цене широким слоям населения. Вместе с тем исследования показывают, что рост доходов населения при прочих равных условиях приводит к увеличению потребления спиртного, поэтому снижение потребления алкогольной продукции возможно за счет дифференцированного повышения цен на все виды алкогольной продукции одновременно с борьбой с нелегальным рынком.

Помимо проблемы ценовой доступности алкогольной продукции существует проблема шаговой доступности. Так, существует сильная зависимость между количеством торговых точек, продающих алкогольную продукцию, и заболеваемостью, смертностью, преступностью, связанными со злоупотреблением алкоголем.

Необходимо отметить, что по данным органов государственной власти субъектов Российской Федерации на территории Российской Федерации действуют 298,5 тыс. предприятий, реализующих алкогольную продукцию, т.е. 1 торговая точка приходится на 479 человек (шаговая доступность). При этом в соответствии с докладом, утвержденным Советом Общественной палаты Российской Федерации 13 мая 2009 года "Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации: социально-экономические последствия и меры противодействия", одной из наиболее эффективных мер социально ответственной алкогольной политики в рамках решения проблемы алкоголизации общества является сокращение числа торговых точек до уровня не более одной на 5 тысяч человек.

Кроме того, введение ограничений по месту и времени продажи алкогольной продукции снижает не только ее потребление, но и число несчастных случаев, произошедших в состоянии алкогольного опьянения.

3. Структура потребления алкогольной продукции.

Необходимо изменение структуры потребления населением алкогольной продукции за счет уменьшения доли потребления крепких спиртных напитков при одновременном существенном снижении общего уровня потребления алкогольной продукции.

Также в Российской Федерации распространено потребление суррогатной продукции (т.е. спиртосодержащих жидкостей непищевого - технического, медицинского и парфюмерного назначения), доступность которой заключается в ее дешевизне.

В результате реализации комплекса мер по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также по совершенствованию государственного контроля и надзора за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции к 2020 году доля нелегально произведенной алкогольной продукции должна быть значительно снижена. Кроме того, к 2020 году предусматривается значительно сократить потребление алкогольной продукции населением, особенно детьми и молодежью, за счет снижения уровня потребления крепких спиртных напитков в структуре потребления алкогольной продукции при общем существенном снижении уровня потребления алкогольной продукции, а также снизить уровень смертности в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией. В целом уровень потребления алкогольной продукции на душу населения должен составить 4,5 литра абсолютного алкоголя на человека, а также должны быть созданы условия для дальнейшего постоянного снижения потребления алкогольной продукции.