Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2.3. Организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и формирования бюджетной отчетности

В рамках данного мероприятия координируется деятельность Федерального казначейства по следующим направлениям:

санкционирование расходов;

ведение бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных, автономных учреждений и иных организаций;

управление ликвидностью единого счета федерального бюджета;

распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

ведение сводного реестра главных администраторов и администраторов доходов, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципального образования, а также гражданско-правовых договоров федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетных учреждений;

открытие и ведение лицевых счетов;

развитие системы бюджетных платежей по следующим направлениям:

создание и развитие корреспондентского счета Казначейства России;

развитие инструментов управления свободными остатками денежных средств (ликвидностью) на корреспондентском счете Казначейства России;

использование современных электронных платежных сервисов;

развитие Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП);

минимизация наличного денежного обращения в секторе государственного управления.

Планируется разработать Концепцию реформирования системы бюджетных платежей, в которой будет предусмотрена поэтапная реализация мероприятий реформирования системы бюджетных платежей, согласованная с соответствующими мероприятиями Банка России по реализации Концепции развития платежной системы Банка России.

На первом этапе предполагается сокращение расчетных счетов, открытых органам Федерального казначейства в подразделениях расчетной сети Банка России и кредитных организациях, и получение органами Федерального казначейства статуса прямого участника платежной системы Банка России.

На следующем этапе предполагается объединение всех платежных операций на едином счете, открытом Федеральному казначейству в Банке России.

В рамках реформирования системы бюджетных платежей предполагается поэтапный перевод на обслуживание в органы Федерального казначейства всех участников бюджетного процесса, счета которых в настоящее время открыты в учреждениях Банка России и кредитных организациях.

В рамках перечисленных направлений будут реализованы следующие меры.

1. С 1 января 2013 года будет осуществляться поэтапный перевод на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства бюджетов государственных внебюджетных фондов. Это позволит завершить переход к казначейской системе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повысить прозрачность (открытость) их исполнения и обеспечит соблюдение единых стандартов и бюджетных процедур.

2. Создание и развитие корреспондентского счета Казначейства России.

Создание корреспондентского счета позволит сосредоточить счета организаций сектора государственного управления и иных клиентов (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) в Казначействе России.

Функционирование системы бюджетных платежей в условиях использования корреспондентского счета позволит Казначейству России:

исключить дублирование операций за счет проведения операций, связанных с распределением поступающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставлением межбюджетных трансфертов, уплатой налогов, сборов и иных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации клиентами Федерального казначейства, внутри баланса Казначейства России путем осуществления записей на соответствующих счетах клиентов;

повысить эффективность управления денежными средствами бюджетной системы Российской Федерации.

Для осуществления Казначейством России валютных операций, а также операций с платежными картами предполагается открытие корреспондентского счета в иностранной валюте с установлением корреспондентских отношений Казначейства России с кредитными организациями и получение членства в Сообществе Всемирных Интербанковских Финансовых Телекоммуникаций (SWIFT).

В настоящее время в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте. Данное положение позволяет бюджетным, казенным и автономным учреждениям без проведения процедур санкционирования расходов осуществлять валютные операции на банковских счетах (банковских вкладах), открытых им в уполномоченных банках в иностранной валюте.

В связи с чем, в целях сосредоточения всех средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на корреспондентском счете Казначейства России, целесообразно предусмотреть возможность осуществления на нем валютных операций клиентами Казначейства России. Для этого потребуется наделить Казначейство России полномочиями агента валютного контроля в части контроля за операциями бюджетных, казенных, автономных учреждений.

3. Развитие инструментов управления свободными остатками денежных средств на корреспондентском счете Казначейства России. Использование корреспондентского счета Казначейства России позволит обеспечить управление всеми свободными остатками денежных средств, находящимися на этом счете. Совершенствование инструментов управления свободными остатками позволит сократить объем остатков на корреспондентском счете до необходимого среднедневного объема для обеспечения обязательств клиентов Казначейства России.

Доходы, получаемые от управления свободными остатками на корреспондентском счете Казначейства России будут распределяться пропорционально остаткам средств на счетах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Необходимо использовать различные инструменты размещения временно свободных средств (банковские депозиты, сделки РЕПО, бюджетные кредиты, предоставляемые на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов)) и инструменты привлечения средств для покрытия кассовых разрывов (дневной овердрафт по корреспондентскому счету Казначейства России, предоставляемый Банком России, привлечение средств от кредитных организаций и др.)

4. Использование современных электронных платежных сервисов. Необходимо расширить перечень способов в части осуществления платежей, имеющих публичный характер. Использование современных электронных платежных сервисов способствует повышению доступности и обеспечивает более удобные и современные способы осуществления расчетов.

5. Развитие ГИС ГМП, которое позволит аккумулировать информацию о начислениях и платежах в целях оказания государственных и муниципальных услуг.

В результате полноценного развертывания ГИС ГМП повысится качество администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ускорится прохождение платежей в доход бюджетов за счет своевременного информирования плательщиков о задолженности перед государством.

6. Минимизация наличного денежного обращения в секторе государственного управления.

Реализация данного направления предусматривает постепенный отказ от использования наличных денежных средств организациями сектора государственного управления и переход к осуществлению безналичных расчетов при помощи корпоративных банковских карт. Для этого Казначейству России необходимо получить статус участника международных платежных систем (VISA, Mastercard), разработать механизмы эмиссии банковских карт и обеспечить возможность осуществления Казначейством России функции эквайринга, а также функции Интернет-эквайринга.

7. Установление порядка уточнения органами Федерального казначейства на прочие неналоговые доходы федерального бюджета по главе 100 "Федеральное казначейство" невостребованных более 5 лет плательщиками (администраторами поступлений в бюджет) платежей, учтенных как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, а также установление порядка возврата плательщикам (уточнения соответствующими администраторами поступлений в бюджет) указанных платежей после их уточнения органами Федерального казначейства по вышеуказанному коду классификации доходов федерального бюджета.

Стремясь к полной прозрачности кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, необходимо обеспечить отражение операций в учетной системе Федерального казначейства, в частности, на лицевых счетах в органах Федерального казначейства.

С 2011 года осуществляется кассовое обслуживание автономных учреждений федерального уровня, а также учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с отражением операций на лицевых счетах, открытых в органах Федерального казначейства.

Существующие проблемы обуславливают необходимость совершенствования системы кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:

не осуществлен переход на кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов органами Федерального казначейства;

существует значительное количество отдельно открытых каждому публично-правовому образованию счетов по учету средств бюджетной системы (более 24 тысяч).

Обеспечен перевод на кассовое обслуживание исполнения бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Федеральным казначейством с 1 января 2013 года, а бюджетов государственных внебюджетных фондов - с 1 января 2014 года.

В условиях проводимых Центральным банком Российской Федерации мероприятий по оптимизации своей расчетной сети, а также по развитию платежной системы в направлении централизации осуществления расчетных операций становится актуальным вопрос об изменении принципов взаимоотношений платежных систем Центрального банка Российской Федерации и Федерального казначейства при выполнении функции по кассовому обслуживанию бюджетов публично-правовых образований.

Опыт ряда зарубежных стран показывает, что орган кассового обслуживания исполнения бюджетов (казначейство) может являться единственным, кроме кредитных организаций, участником платежной системы Банка России, обеспечивающим расчеты публично-правовых образований с использованием одного банковского счета, открытого этому органу в платежной системе Банка России, с представлением доступа клиентам ко всем расчетным услугам через систему соответствующих балансовых счетов.

Реализация такого подхода в Российской Федерации:

позволит обеспечить ускорение распределения поступлений в бюджетную систему Российской Федерации между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

приведет к упрощению и унификации документооборота;

создаст возможность осуществления платежей в бюджетную систему Российской Федерации и из бюджетной системы Российской Федерации путем применения современных банковских и иных платежных технологий;

позволит оперативно обеспечить администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации персонифицированной информацией о платежах каждого плательщика налогов, сборов и иных обязательных платежей.

Для дальнейшего внедрения указанного выше подхода подпрограммой предусматривается реализация мер, направленных на реформирование технологий Федерального казначейства с целью их унификации с банковскими расчетными технологиями, в рамках развития системы бюджетных платежей.

В настоящее время недостаточно эффективен порядок предоставления из федерального бюджета целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации.

Неиспользованные остатки средств финансовой помощи на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации достигали 275 млрд. рублей, выверка и взыскание их из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является трудоемким и длительным процессом.

Учитывая тот факт, что современная бюджетная политика государства направлена на максимально эффективное использование финансовых ресурсов Российской Федерации, с 2012 года внедрен новый подход к порядку предоставления межбюджетных трансфертов, исходя из фактической потребности субъекта Российской Федерации в целевых средствах на дату совершения платежной операции.

Вместе с тем, потребность бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в средствах может быть удовлетворена посредством механизма предоставления Федеральным казначейством краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах указанных бюджетов.

Указанные преобразования повысят эффективность использования средств федерального бюджета, исключат предпосылки скрытого кредитования региональных и местных бюджетов при одновременном создании действенного инструмента для поддержки ликвидности счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Показатели деятельности Федерального казначейства будут определяться ежегодным планом Федерального казначейства.

Мероприятия по совершенствованию кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации будут определяться ежегодными планами деятельности Федерального казначейства.