5. Разработка условий инвестора (заказчика) при подготовке и объявлении подрядных торгов

5. РАЗРАБОТКА УСЛОВИЙ ИНВЕСТОРА (ЗАКАЗЧИКА) ПРИ ПОДГОТОВКЕ

И ОБЪЯВЛЕНИИ ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ

5.1. При выполнении условий, перечисленных в предыдущем разделе, т.е. при наличии материальных средств и необходимой разрешительной документации, одной из первых проблем, которую необходимо решить заказчику, является определение и назначение организатора торгов.

В самом деле, принятие решения о назначении и времени проведения подрядных торгов осуществляется заказчиком, который, являясь собственником объекта или обладая правом распоряжения собственностью (средствами) или оперативного управления (ведения), принимает решение об организации и проведении подрядных торгов путем издания официального распорядительного документа в форме, принятой в организации заказчика, например, приказ, постановление, распоряжение и т.д. В этом документе заказчик определяет в его организации подразделение, которому он поручает выполнение функций организатора торгов, и назначает лицо, ответственное за эту работу.

Функции организатора торгов заказчик может поручить одной из специализированных фирм, имеющей лицензию на этот вид деятельности. В этом случае заказчик заключает договор (контракт) с организацией, которой он поручает выполнение функций организатора торгов. В нем определяются права и обязанности договаривающихся сторон, условия выполнения ими предмета договора.

В общем случае можно рекомендовать, как это в настоящее время осуществлено в ряде регионов России, приказом главы администрации определить фирму, которой поручается работа по подготовке, организации проведения и регулирования последствий торгов на всей территории данного субъекта Федерации. Аналогично можно рекомендовать и для отраслевых министерств и ведомств России.

Финансовые взаимоотношения между заказчиком и организатором торгов регулируются распорядительным документом по организации заказчика, а в случае привлечения специализированной фирмы - соответствующим разделом договора (контракта).

Организатор торгов осуществляет оплату всех финансовых расходов деятельности тендерного комитета по подготовке и проведению торгов, а также несет ответственность по всем видам расходов.

Необходимыми условиями успешной работы организатора торгов и его сотрудников являются четкое понимание ими условий заказчика и возможный выигрыш или экономические потери в результате непонимания или ненадлежащего выполнения ими задач, реализующих условия заказчика.

Выполнение условий заказчика обеспечивается как нормативными законодательными актами государства, так и теми полномочиями, которыми он наделяет организатора торгов. В соответствии с этим организатор торгов обладает следующими правами.

Организатор торгов является официальным юридическим лицом, от имени которого проводятся торги.

Организатор торгов выполняет следующие функции:

формирует и утверждает состав тендерного комитета;

готовит документы для объявления торгов, осуществляет публикацию объявления или рассылку предложений.

Организует:

разработку тендерной документации;

распространение тендерной документации;

разработку документации для предварительной квалификации претендентов и ее распространение;

подготовку и распространение другой необходимой для проведения торгов документации.

Кроме этого, организатор торгов:

утверждает результаты торгов;

рассматривает апелляции на решение тендерного комитета;

ликвидирует тендерный комитет.

Полномочия организатора торгов подтверждаются распорядительным документом заказчика или соответствующим договором в зависимости от статуса обоих юридических лиц. Организатор торгов имеет право делегировать часть своих полномочий тендерному комитету.

Организатор торгов осуществляет покрытие всех финансовых и ресурсных издержек по подготовке и проведению торгов, а также несет ответственность по всем видам рисков.

В зависимости от объекта или предмета торгов заказчик (или организатор торгов) самостоятельно формирует тендерный комитет.

Тендерный комитет - постоянный или временный орган. По своей сути он коллегиальный орган, сформированный организатором торгов из своих представителей, представителей инвестора (заказчика), а также представителей местной (региональной) администрации, сотрудников архитектурно-проектных управлений, санитарно-эпидемиологических служб, пожарной охраны, а также экспертных и консультационных организаций. В состав тендерного комитета могут привлекаться представители Министерства строительства Российской Федерации и Межведомственной комиссии.

В соответствии со своим назначением тендерный комитет выполняет следующие основные функции:

собирает заявки на участие претендентов в предварительной квалификации, а также регистрирует конкурсные предложения и другую входящую документацию;

оформляет все необходимые документы, обеспечивающие подготовку и проведение торгов;

разрабатывает тендерную документацию или заказывает ее разработку инженерно-консультационной организации;

разрабатывает документацию по предквалификации (или заказывает ее разработку);

проводит заседания согласно утвержденному регламенту и оформляет их протоколами;

определяет победителя торгов и представляет протокол на утверждение заказчику (организатору торгов);

рассматривает споры между участниками торгов, а также претензии участников к тендерному комитету в первой инстанции.

Тендерный комитет является рабочим органом торгов, именно он по поручению заказчика или организатора торгов реализует в процессе проведения торгов на всех его этапах условия заказчика. При этом тендерный комитет может активно воздействовать на формирование этих условий, осуществляя на практике для заказчика принцип "обучаться по ходу дела".

Подбор кадров (экспертов) в тендерный комитет и организация их работы являются сложной задачей. Для ее практического решения можно воспользоваться Методическими рекомендациями "Регламент работы тендерного комитета", утвержденными Межведомственной комиссией Министерства строительства Российской Федерации.

5.2. До объявления о торгах организатор торгов, реализуя условия заказчика, которому принадлежит право выбора, решает вопрос о виде торгов.

5.2.1. Открытые, или публичные торги - это торги с участием в них в качестве оферентов всех лиц, пожелавших выступить в этом качестве. Объявление о назначении открытых торгов и их результаты должны быть опубликованы.

Согласно Положению объявление о торгах должно быть обязательно опубликовано в "Строительной газете" или в газете "Развитие".

Без указанного объявления в печати могут проводиться закрытые торги с участием в качестве оферентов только тех лиц, которых приглашает организатор торгов, в случае:

если заказчик или организатор торгов располагают достоверными сведениями, что только данное лицо в состоянии выполнять все условия заказчика;

если имеются объективные требования о сохранении сделки в тайне (например, по объектам оборонного и специального назначения);

если имеются другие, не менее важные, чем вышеприведенные, объективные причины.

5.2.2. Торги с предварительной квалификацией.

В некоторых случаях при объявлении торгов на достаточно сложные объекты и при прогнозировании большого количества возможных претендентов на участие в торгах целесообразно применять двухступенчатую систему торгов.

В первом туре (на нем происходит отбор фирм, называемый предквалификацией) принимают участие все желающие претенденты, во втором только те, которые прошли предквалификацию и были допущены ко второму туру.

Предварительная квалификация претендентов на участие в подрядных торгах - это процедура по определению технических, экономических, организационных и других потенциальных возможностей претендента к выполнению представляемого на торги подряда.

Предварительная квалификация проводится в случае принятия заказчиком решения о проведении торгов с предварительной квалификацией претендентов.

Предварительная квалификация обеспечивает определенные гарантии отбора возможных претендентов в условиях перехода к рыночной экономике. Как претендент рассматривается отдельная организация, фирма или консорциум, под чьим именем подана заявка.

К предквалификации допускаются отдельные организации, фирмы, консорциумы (отечественные и международные) независимо от форм собственности, обладающие опытом проведения работ или услуг, являющихся предметом торгов.

Сообщение о проведении предварительной квалификации должно обязательно содержаться в объявлении о торгах. Объявление о торгах, публикуемое в печати, составляется в произвольной форме.

При проведении закрытых торгов сообщение о предварительной квалификации содержится в приглашении.

Более полная информация об условиях проведения предварительной квалификации изложена в "Методических рекомендациях по проведению предварительной квалификации претендентов". Следует особо отметить, что решение предквалификационной комиссии о предоставлении права претенденту участвовать в торгах не может рассматриваться им как гарантия победы на торгах.

5.2.3. Торги без предварительной квалификации - это торги с участием в них в качестве оферентов всех претендентов, выполнивших все необходимые условия тендерного комитета и получивших статус оферента.

5.2.4. Первичные торги - это торги, назначенные в первый раз по данному предмету торгов данного объекта торгов.

5.2.5. Повторные торги - это торги, назначаемые во второй или третий раз по данному предмету торгов данного объекта торгов. Повторные торги назначаются в случае, если результат первичных торгов не удовлетворил заказчика.

5.2.6. Международные торги - это торги с участием исключительно иностранных оферентов.

5.2.7. Смешанные торги или смешанные международные торги - это торги с участием иностранных и отечественных оферентов.

5.2.8. Национальные, или внутренние торги - это торги с участием исключительно отечественных оферентов.

5.2.9. Гласные торги - это торги с участием оферентов или их полномочных представителей в процедуре торгов и с оглашением их результатов.

5.2.10. Негласные торги - это торги без участия в любой форме оферентов в процедуре торгов и с сообщением результатов только их победителю.