3. Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации

3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Инвестиционное законодательство - это система нормативных правовых документов, обеспечивающих от имени государства экономическую целесообразность инвестиционной деятельности и гарантию сохранения инвестиций для всех форм собственности и всех уровней управления экономикой. Данная система разрабатывается и рассматривается как единая система взаимосвязанных документов в целях создания правовых предпосылок для перевода управления экономикой на рыночные механизмы, которая включает следующие документы:

законы Российской Федерации;

указы Президента Российской Федерации;

постановления Правительства Российской Федерации;

нормативные документы министерств и ведомств Российской Федерации - государственных заказчиков;

территориальные нормативные документы субъектов Российской Федерации.

Государственные нормативные документы в области инвестиционной деятельности (первые четыре), в составе которых неотъемлемой частью является тендерное законодательство, обязательны на все объекты федеральных программ развития Российской Федерации, а также на все объекты, финансирование или финансовая поддержка реализации которых осуществляются из средств федерального бюджета.

Территориальные нормативные документы в области организации и проведения подрядных торгов устанавливаются и применяются в пределах соответствующих государственно- и административно-территориальных образований Российской Федерации (обязательные и рекомендуемые), учитывают местные климатические и экономические возможности, а также национальные традиции республик, краев и областей Российской Федерации.

Территориальные нормативные документы принимают и вводят в действие органы власти республик, краев, областей (городов), входящих в состав Российской Федерации.

Правовой основой по разработке условий инвестора (заказчика) при проведении подрядных торгов по объектам, финансируемым из местных (областных, районных, муниципальных) бюджетов, является Положение о подрядных торгах в Российской Федерации.

Положение определяет общий порядок подготовки, организации, проведения, регулирования последствий подрядных торгов на выполнение всего комплекса работ и оказание услуг, связанных со строительством новых, расширением, реконструкцией и ремонтом действующих объектов на территории Российской Федерации.

Положение обязательно при проведении подрядных торгов на размещение заказов на вновь начинаемое строительство для федеральных государственных нужд.

В остальных случаях заказчик может принять решение о проведении подрядных торгов в соответствии со своими требованиями (условиями) в порядке, установленном данным Положением.

При разработке условий инвестора (заказчика) необходимо учитывать, что в соответствии с Положением при Министерстве строительства Российской Федерации создана и функционирует Межведомственная комиссия по подрядным торгам, основными функциями которой являются:

правовое и методическое обеспечение подрядных торгов;

координация разработки тендерного законодательства;

содействие созданию системы информационного обеспечения и сети инженерно-консультационных фирм;

консультирование по вопросам проведения подрядных торгов.

В соответствии со своим назначением Межведомственная комиссия координирует разработку и утверждает для практического использования взаимосвязанную систему нормативно-методических документов по подрядным торгам.

К настоящему времени утверждены или готовятся к утверждению следующие методические материалы:

Методические рекомендации по процедуре подрядных торгов.

Методические рекомендации по проведению предварительной квалификации претендентов на участие в подрядных торгах.

Методические рекомендации по подготовке тендерной документации.

Методические рекомендации по оценке оферт и выбору лучшего предложения из представленных на подрядные торги.

Методические рекомендации по разработке коммерческой части документации заказчика и оферты претендента.

Методические рекомендации по разработке технической части тендерной документации и оферты претендента.

Регламент работы тендерного комитета.

Методические рекомендации по разработке условий инвестора (заказчика) при проведении подрядных торгов.

При формировании условий инвестора на организацию, проведение подрядных торгов и утверждение их результатов целесообразно использовать материалы следующих нормативных документов:

Закон РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24 декабря 1990 г.

Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25 декабря 1990 г.

Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г.

Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 г.

Земельный кодекс РСФСР, утвержденный 25 апреля 1991 г.

Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" от 26 июня 1991 г.

Закон РСФСР "О поставках продукции и товаров для государственных нужд" от 28 мая 1992 г.

Закон РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" от 6 июня 1991 г.

Закон Российской Федерации "Об арбитражном суде".

Постановление Совета Министров Российской Федерации - Правительства Российской Федерации "Об утверждении Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд" от 14 августа 1993 г. N 812.

Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Временного положения о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации" от 21 марта 1994 г. N 220.

Указ Президента Российской Федерации "О мерах государственного регулирования инвестиционных процессов и усилении инвестиционной активности банков и других финансовых институтов".

Указ Президента Российской Федерации "О частных инвестициях в Российской Федерации".

Здесь приведены лишь основные правовые документы, по своему существу являющиеся обязательными положениями определения условий инвестора при проведении подрядных торгов. Этот список может быть дополнен рядом других документов, так или иначе имеющих отношение к подрядным торгам и оказывающих влияние на формирование условий заказчика. Сформированные и определенные условия излагаются заказчиком или по его поручению его представителем в тендерной документации и в проекте контракта, который является неотъемлемой частью тендерной документации. Это, в частности, определено в статье 7 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР": "Основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие отношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними".

Разработка и согласование условий реализации инвестиционного проекта является исключительно компетенцией субъектов инвестиционной деятельности при условии их непротиворечия действующему законодательству.