Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3. Определения

В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. Автопоезд: комбинация транспортных средств, состоящая из тягача и полуприцепа или прицепа(ов), соединенных тягово-сцепным(и) устройством(ами).

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1а. Автоматический корректор фар: устройство для автоматического регулирования наклона пучка ближнего и (или) дальнего света в зависимости от загрузки АТС, профиля дороги и условий видимости.

(п. 3.1а введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

3.1б. Автоматическое (аварийное) торможение: торможение прицепа (полуприцепа), выполняемое тормозной системой без управляющего воздействия водителя при разрыве магистралей тормозного привода.

(п. 3.1б введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

3.2. Антиблокировочная тормозная система (АБС): тормозная система АТС с автоматическим регулированием в процессе торможения степени проскальзывания колес транспортного средства в направлении их вращения.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2а. Блокирование колеса: прекращение качения колеса в дорожных условиях при наличии его перемещения по опорной поверхности или прекращение вращения колеса, установленного на роликовый стенд АТС, при продолжающемся вращении роликов стенда.

(п. 3.2а введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

3.2б. Негабаритные АТС: автотранспортные средства, движение которых по дорогам допускается только по специальным правилам [1] ввиду превышения габаритами и (или) осевой массой установленных ограничений.

(п. 3.2б введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

3.2в. Внешние световые сигнальные приборы (сигнальные огни): устройства для наружной световой сигнализации.

(п. 3.2в введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

3.3. Время срабатывания тормозной системы: интервал времени от начала торможения до момента времени, в который замедление АТС принимает установившееся значение при проверках в дорожных условиях (обозначено 00000001.wmz в приложении Б) <*>, либо до момента, в который тормозная сила при проверках на стендах или принимает максимальное значение, или происходит блокировка колеса АТС на роликах стенда.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<*> Не приводится.

3.4. Время запаздывания тормозной системы: интервал времени от начала торможения до момента появления замедления (тормозной силы). Обозначено 00000002.wmz в приложении Б.

3.5. Время нарастания замедления: интервал времени монотонного роста замедления до момента, в который замедление принимает установившееся значение. Обозначено 00000003.wmz в приложении Б.

3.6. Вспомогательная (бесконтактная или износостойкая) тормозная система: тормозная система, предназначенная для уменьшения энергонагруженности тормозных механизмов рабочей тормозной системы АТС.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.7. Заднее защитное устройство: часть конструкции АТС категорий N2, N3, O3 и O4, предназначенная для защиты от попадания под них автомобилей категорий M1 и N1 при наезде сзади.

3.8. Запасная тормозная система: тормозная система, предназначенная для снижения скорости АТС при выходе из строя рабочей тормозной системы.

3.9. Исправное состояние АТС: состояние, соответствующее всем требованиям нормативных документов, предъявляемым к конструкции и техническому состоянию АТС.

3.10. Изменение конструкции АТС: исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией АТС составных частей и предметов оборудования, влияющих на его характеристики безопасности.

3.10а. Каплепадение: падение капель, повторяющееся с интервалом не более 20 с.

(п. 3.10а введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

3.11. Категория АТС: (См. Приложение А).

(п. 3.11 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.12. Исключен. - Изменение N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.13. Колесные тормозные механизмы: устройства, предназначенные для создания искусственного сопротивления движению АТС за счет трения между невращающимися частями и тормозным диском (барабаном).

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.14. Конец торможения: момент времени, в который исчезло искусственное сопротивление движению АТС или оно остановилось. Обозначено точкой К в приложении Б.

3.15. Контурная маркировка АТС: ряд полос из светоотражающего материала, нанесенных на АТС с целью указания его габаритов (очертаний) сбоку (боковая маркировка) и сзади (задняя маркировка).

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.15а. Контурные огни: источники света, монтируемые на конструктивно возможной наибольшей высоте у крайней точки габаритной ширины АТС и предназначенные для точного указания его габаритной ширины.

(п. 3.15а введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

3.16. Коридор движения: часть опорной поверхности, правая и левая границы которой обозначены для того, чтобы в процессе движения горизонтальная проекция АТС на плоскость опорной поверхности не пересекала их ни одной точкой.

3.16а. Коэффициент сцепления колеса с опорной поверхностью: отношение результирующей продольной и поперечной сил реакций опорной поверхности, действующих в контакте колеса с опорной поверхностью, к величине нормальной реакции опорной поверхности на колесо.

(п. 3.16а введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

3.17. Место крепления ремней безопасности: часть конструкции кузова (кабины) или какой-либо другой части АТС (например, каркаса сиденья), к которой крепится ремень безопасности.

3.17а. Масса транспортного средства в снаряженном состоянии (снаряженная масса): масса порожнего транспортного средства с кузовом и сцепным устройством в случае тягача или масса шасси с кабиной, если завод-изготовитель не устанавливает кузов и (или) сцепное устройство, включая массы охлаждающей жидкости, масла, 90% топлива, 100% других жидкостей (за исключением использованной воды), инструментов, запасного колеса, массу водителя (75 кг) и - для городских и междугородных автобусов - массу члена экипажа (75 кг), если в транспортном средстве предусмотрено для него сиденье.

(п. 3.17а введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

3.18. Начало торможения: момент времени, в который тормозная система получает сигнал о необходимости осуществить торможение. Обозначено точкой Н в приложении Б.

3.18а. Начало поворота управляемого колеса: угол поворота управляемого колеса на (0,06 +/- 0,01)°, измеряемый от положения прямолинейного движения.

(п. 3.18а введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

3.19. Начальная скорость торможения - скорость АТС в начале торможения.

3.20. Нейтральное положение рулевого колеса (управляемых колес): положение, соответствующее прямолинейному движению АТС при отсутствии возмущающих воздействий.

3.20а. Оптическая ось прибора для проверки и регулировки фар: линия, проходящая через центр объектива на экране, встроенном в прибор для проверки и регулировки фар, или на матовом экране.

(п. 3.20а введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

3.20б. Оптический центр (центр отсчета): точка пересечения оси отсчета с наружной поверхностью рассеивателя светового прибора.

(п. 3.20б введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

3.20в. Ось отсчета светового прибора: линия пересечения плоскостей, проходящих через оптический центр светового прибора параллельно продольной центральной плоскости АТС и опорной поверхности.

(п. 3.20в введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

3.21. Орган управления тормозной системы: совокупность устройств, предназначенных для подачи сигнала начать торможение и для управления энергией, поступающей от источника или аккумулятора энергии к тормозным механизмам.

3.22. Органолептическая проверка: проверка, выполняемая с помощью органов чувств квалифицированного специалиста без использования средств измерений.

3.22а. Осевая масса: масса, соответствующая статической вертикальной нагрузке, передаваемой осью на опорную поверхность, обусловленная конструкцией оси и транспортного средства и установленная изготовителем транспортного средства.

(п. 3.22а введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

3.23. Ось отсчета: линия пересечения плоскостей, проходящих через центр рассеивателя светового прибора параллельно продольной центральной плоскости АТС и опорной поверхности.

3.23а. Подтекание: появление жидкости на поверхности деталей герметичных систем привода или питания, воспринимаемое на ощупь.

(п. 3.23а введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

3.24. Полное торможение: торможение, в результате которого АТС останавливается.

3.24а. Прицеп (полуприцеп) - тяжеловоз: прицеп (полуприцеп) с числом осей более трех или (и) числом колес на оси более четырех, предназначенный для перевозки неделимых крупногабаритных, в том числе негабаритных и тяжеловесных, грузов.

(п. 3.24а введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

3.25. Продольная центральная плоскость АТС: плоскость, перпендикулярная к плоскости опорной поверхности и проходящая через середину колеи АТС.

3.25а. Проскальзывание колеса на роликовых стендах: несоответствие окружной скорости колеса автомобиля окружной скорости вращения рабочей поверхности роликов стенда.

(п. 3.25а введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

3.26. Технически допустимая максимальная масса: максимальная масса снаряженного АТС с грузом (пассажирами), установленная изготовителем в качестве максимально допустимой согласно эксплуатационной документации.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.27. Работоспособность АТС и его частей: состояние, при котором значения параметров, характеризующих способность АТС выполнять транспортную работу, соответствуют требованиям нормативных документов.

3.28. Рабочая тормозная система: тормозная система, предназначенная для снижения скорости и (или) остановки АТС.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.29. Светоотражающий маркировочный материал: Материал, от поверхности которого при наличии излучения в их направлении отражается относительно значительная часть световых лучей первоначального излучения.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.30. Снаряженное состояние АТС: см. п. 3.17а.

(п. 3.30 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.31. Составные части и предметы оборудования АТС: агрегаты, узлы и детали, устанавливаемые и (или) используемые в конструкции АТС, к которым предъявляют требования, регламентируемые нормативными документами.

3.32. Стояночная тормозная система: тормозная система, предназначенная для удержания АТС неподвижным.

3.32а. Стояночные огни: два источника света белого цвета спереди и два красного цвета сзади АТС для обозначения габаритов АТС при остановках и на стоянках.

(п. 3.32а введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

3.33. Суммарный люфт в рулевом управлении: угол поворота рулевого колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в одну сторону, до положения, соответствующего началу их поворота в противоположную сторону от положения, примерно соответствующего прямолинейному движению АТС.

(п. 3.33 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.34. Техническое состояние АТС: совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств и установленных нормативными документами параметров АТС, определяющая возможности его применения по назначению.

3.35. Торможение: процесс создания и изменения искусственного сопротивления движению АТС.

3.36. Тормозная сила: реакция опорной поверхности на колеса АТС, вызывающая замедление АТС и (или) колес АТС. Для оценки технического состояния тормозных систем используют наибольшие величины тормозных сил.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.37. Тормозная система: совокупность частей АТС, предназначенных для его торможения при воздействии на орган управления тормозной системы.

3.38. Тормозное управление: совокупность всех тормозных систем АТС.

3.39. Тормозной привод: совокупность частей тормозного управления, предназначенных для управляемой передачи энергии от ее источника к тормозным механизмам с целью осуществления торможения.

3.40. Тормозной путь: расстояние, пройденное АТС от начала до конца торможения.

3.40а. Угол регулировки светового пучка фар ближнего света АТС: угол между наклонной плоскостью, содержащей левую (от АТС) часть светотеневой границы пучка ближнего света, и горизонтальной плоскостью.

(п. 3.40а введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

3.41. Удельная тормозная сила: отношение суммы тормозных сил на колесах АТС к произведению массы АТС на ускорение свободного падения (для тягача и прицепа или полуприцепа рассчитывают раздельно).

3.42. Установившееся замедление: среднее значение замедления за время торможения 00000004.wmzтау от момента окончания периода времени нарастания замедления до начала его спада в конце торможения. Обозначено 00000005.wmz в приложении Б.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.43. Устойчивость АТС при торможении: способность АТС двигаться при торможениях в пределах коридора движения.

3.44. Фары типов R, HR, DR: фары дальнего света.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.44а. Фары R, C, CR: фары дальнего R, ближнего C и двухрежимные (ближнего и дальнего) CR света с лампами накаливания.

(п. 3.44а введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

3.45. Фары типов C, HC, DC: фары ближнего света.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.45а. Фары HR, HC, HCR: фары с галогенными источниками дальнего HR и ближнего НС света и двухрежимные фары HCR.

(п. 3.45а введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

3.46. Фары типов CR, HCR, DCR: фары ближнего и дальнего света.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.46а. Фары DR, DC, DCR: фары с газоразрядными источниками света категории D дальнего DR и ближнего DC света и двухрежимные DCR фары.

(п. 3.46а введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

3.47. Фары типа B: фары противотуманные.

3.47а. Фотоприемник: устройство, основанное на внутреннем или внешнем фотоэффекте. Изменение состояния фотоприемника под действием потока оптического излучения используется для измерения этого излучения.

(п. 3.47а введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)

3.48. "Холодный" тормозной механизм: тормозной механизм, температура которого, измеренная на поверхности трения тормозного барабана или тормозного диска, менее 100 °С.

3.49. Экстренное торможение: торможение с целью максимально быстрого уменьшения скорости АТС.

3.50. Эффективность торможения: мера торможения, характеризующая способность тормозной системы создавать необходимое искусственное сопротивление движению АТС.

3.51. Юз колеса: состояние колеса, при котором его окружная (относительно оси вращения колеса) скорость равна нулю во время движения АТС".

(п. 3.51 введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 47-ст)