Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

11.5. Выбор и расчет средств крепления. Допускаемые нагрузки на средства крепления

11.5. Выбор и расчет средств крепления. Допускаемые нагрузки

на средства крепления

Крепление груза в зависимости от его конфигурации и параметров, характера возможных перемещений и других факторов осуществляется растяжками, обвязками, упорными и распорными брусками, ложементами и другими средствами крепления (таблица 31).

У техники на колесном и гусеничном ходу, способ размещения и крепления которой устанавливается МТУ или НТУ, поворотную в горизонтальной плоскости часть техники, не демонтированную или частично демонтированную стрелу дополнительно к креплению, предусмотренному требованиями технической документации на груз, закрепляют в соответствии с пунктом 8 главы 7 или пунктами 2.6.2 и 2.6.3 главы 8 настоящих ТУ.

Таблица 31

Рекомендации по выбору средств крепления грузов

Грузы

Возможные перемещения груза

Рекомендуемые средства крепления

Штучные с плоскими опорами

Поступательные продольные и поперечные перемещения

Упорные, распорные бруски; растяжки, обвязки

Опрокидывание продольное, поперечное

Растяжки, обвязки; упорные бруски; кассеты, каркасы, пирамиды и пр.

Цилиндрической формы, размещаемые на образующую

Продольное (поперечное) поступательное перемещение

Упорные, распорные бруски; растяжки, обвязки

Перекатывание поперек (вдоль) вагона

Упорные бруски, ложементы; обвязки, растяжки

На колесном ходу

Перекатывание вдоль (поперек) вагона

Упорные бруски; растяжки; многооборотные колесные упоры (башмаки)

Продольное, поперечное поступательное перемещение

Упорные, распорные бруски; растяжки

С плоскими опорами, размещаемые штабелями

Поступательные продольные и поперечные перемещения всего штабеля или отдельных единиц

Упорные, распорные бруски; увязки, растяжки, обвязки; щиты ограждения; стойки; каркасы, кассеты

Длинномерные

Продольные и поперечные поступательные перемещения

Растяжки, обвязки; щиты ограждения, стойки

Поперечное опрокидывание

Обвязки, растяжки; подкосы, упорные бруски; ложементы

11.5.1. Продольное 00000120.wmz и поперечное 00000121.wmz усилия, которые воспринимают средства крепления, определяются по формулам:

00000122.wmz; (34)

00000123.wmz, (35)

где n - коэффициент, значение которого принимается равным 1,0 при разработке способов размещения и крепления грузов, включаемых в настоящие ТУ или МТУ, и 1,25 - для НТУ.

Эти усилия могут восприниматься как одним, так и несколькими видами средств крепления:

00000124.wmz; (36)

00000125.wmz, (37)

где 00000126.wmz, 00000127.wmz, 00000128.wmz, 00000129.wmz, 00000130.wmz, 00000131.wmz - части продольного или поперечного усилия, воспринимаемые соответственно растяжками, брусками, обвязками.

При разработке способов крепления грузов от продольного смещения предпочтительно обеспечивать их устойчивость одним видом средств крепления.

В случае, когда коэффициент трения 00000132.wmz между подкладками и полом меньше коэффициента трения 00000133.wmz между грузом и подкладками 00000134.wmz, для реализации величин сил трения Fтрпр и Fтрп подкладки должны быть закреплены к полу вагона. Суммарное количество гвоздей для закрепления подкладок определяется по формуле:

00000135.wmz, (38)

где Rгв - допускаемое усилие на один гвоздь, принимается по таблице 34.

11.5.2. При закреплении груза от смещения растяжками (рисунок 45а) величину усилий в растяжках с учетом увеличения сил трения от вертикальных составляющих усилий в них определяют по формулам:

- от сил, действующих в продольном направлении:

00000136.wmz; (39)

- от сил, действующих в поперечном направлении:

00000137.wmz, (40)

где Rрпрi, Rрпi - усилия в i-той растяжке;

nрпрi, nрпi - количество растяжек, работающих одновременно в одном направлении, расположенных под одинаковыми углами 00000138.wmz, 00000139.wmz, 00000140.wmz;

00000141.wmz - угол наклона i-той растяжки к полу вагона;

00000142.wmz, 00000143.wmz - углы между проекцией i-той растяжки на пол вагона и, соответственно, продольной, поперечной плоскостями симметрии вагона;

00000144.wmz - коэффициент трения между контактирующими поверхностями груза и вагона (подкладок).

В случаях, когда растяжки используются для закрепления груза одновременно от смещения и опрокидывания, растяжки должны рассчитываться по суммарным усилиям (Rрпр + Rпро) и (Rрп + Rпо).

00000145.png

Рисунок 45 - Расчетные схемы усилий в растяжке, обвязке

а) - в растяжке; б), в) - в обвязке

Количество нитей в растяжке или ее сечение определяется по большему усилию (Rрпр + Rпро) или (Rрп + Rпо) в соответствии с таблицами 32 и 33.

В случае использования проволочных растяжек, работающих на одном грузе в одном направлении и отличающихся по длине более чем в 2 раза или имеющих разные углы наклона к полу вагона, расчет параметров растяжек следует производить по методике, приведенной в Приложении 3 к настоящей главе.

Не рекомендуется устанавливать проволочные растяжки длиной более 4 метров.

Таблица 32

Допускаемые растягивающие нагрузки на проволочные средства

крепления в зависимости от диаметра проволоки

и числа нитей (кгс)

Число нитей

Диаметр проволоки, мм

4,0

4,5

5,0

5,5

6,0

6,3

6,5

7,0

7,5

8,0

2

270

----

440

350

----

560

430

----

680

530

----

840

620

----

980

680

----

1080

730

----

1150

850

----

1350

970

----

1550

1100

-----

1750

4

540

----

880

700

----

1120

860

----

1360

1060

-----

1680

1240

-----

1960

1360

-----

2160

1460

-----

2300

1700

-----

2700

1940

-----

3100

2200

-----

3500

6

810

----

1320

1050

-----

1680

1290

-----

2040

1590

-----

2520

1860

-----

2940

2040

-----

3240

2190

-----

3450

2550

-----

4050

2910

-----

4650

3300

-----

5250

8

1080

-----

1760

1400

-----

2240

1720

-----

2720

2120

-----

3360

2480

-----

3920

2720

-----

4320

2920

-----

4600

3400

-----

5400

3880

-----

6200

4400

-----

7000

Примечание. В числителе приведены значения для способов крепления по НТУ, в знаменателе - для способов крепления по МТУ, а также для способов, приведенных в других главах настоящих ТУ.

11.5.3. При закреплении груза от продольного и поперечного смещения обвязками, расположенными в плоскости, параллельной поперечной плоскости симметрии вагона (рисунок 45б), усилие в обвязке определяют по формулам:

- от сил, действующих в продольном направлении:

00000146.wmz; (41)

- от сил, действующих в поперечном направлении:

00000147.wmz, (42)

где nоб - количество обвязок.

Допускается для закрепления груза от продольного и поперечного смещения применять обвязки, расположенные в плоскости, перпендикулярной продольной плоскости симметрии вагона и не параллельной поперечной плоскости симметрии вагона (рисунок 45в) ("наклонные обвязки").

В этом случае расчет крепления груза выполняется:

- в продольном направлении - в соответствии с пунктом 11.5.2 настоящей главы, при этом принимается, что каждая боковая ветвь одной обвязки эквивалентна одной растяжке. Усилие в ветвях обвязки определяется по формуле:

Rобпр = 1,2 Rрпр (тс), (43)

где Rрпр - усилие в растяжке, определенное по формуле (39) при nрпр = 2 nоб;

- в поперечном направлении - по формуле:

00000148.wmz, (44)

где 00000149.wmz - угол между проекцией ветви обвязки на пол вагона и поперечной плоскостью симметрии вагона.

11.5.4. Площадь сечения растяжек и обвязок, за исключением проволочных, определяют по формуле:

00000150.wmz, (45)

где R - усилие в растяжке, обвязке, тс;

00000151.wmz - допускаемые напряжения на растяжение; принимают в зависимости от марки стали по таблице 33.

Таблица 33

Допускаемые напряжения стальных элементов крепления

в зависимости от вида нагружения

Виды нагружения

Марка стали по ГОСТ 380, ГОСТ 1050 и ГОСТ 6713

Допускаемые напряжения, кгс/см2

Растяжение - сжатие

Ст. 3, Ст. 5 и сталь 20

1650

То же

Сталь 30

1850

Изгиб

Ст. 3 и сталь 20

1650

То же

Ст. 5 и сталь 30

1850

Срез

Ст. 3, Ст. 5 и сталь 20

1200

Смятие

Ст. 3 и сталь 20

2500

Растяжение для болтов

Ст. 3 и сталь 20

1400

11.5.5. При закреплении груза от смещения брусками количество гвоздей для крепления упорного или распорного бруска к полу вагона определяют по формулам:

- от сил, действующих в продольном направлении:

00000152.wmz; (46)

- от сил, действующих в поперечном направлении:

00000153.wmz, (47)

где nбпр, nбп - количество брусков, одновременно работающих в одном направлении;

Rгв - допускаемое усилие на один гвоздь, принимается по таблице 34.

Таблица 34

Допускаемые усилия на гвозди

Диаметр гвоздя, мм

Длина гвоздя, мм

Допускаемое усилие на гвоздь, кгс

4,0

100 - 120

47

5,0

100 - 150

75

6,0

150 - 200

108

8,0

250

192

11.5.6. Грузы цилиндрической формы и на колесном ходу закрепляются от перекатывания деревянными брусками, многооборотными упорами (например, ложементами, упорными рамами, колесными упорами) или упорными деревянными брусками совместно с растяжками (обвязками). При закреплении цилиндрических грузов и грузов на колесном ходу от перекатывания только деревянными брусками или многооборотными упорами необходимая высота упоров (рисунок 46) определяется по формулам:

- от перекатывания вдоль вагона:

00000154.wmz; (48)

- от перекатывания поперек вагона:

00000155.wmz, (49)

где

00000156.wmz, (50)

где r - радиус круга катания груза, мм;

1,25 - коэффициент запаса устойчивости при перекатывании груза.

00000157.png

Рисунок 46 - Крепление груза упорными брусками

от перекатывания

Число гвоздей для закрепления одного упорного бруска определяют по формулам:

- от перекатывания вдоль вагона:

00000158.wmz; (51)

- от перекатывания поперек вагона:

00000159.wmz, (52)

где 00000160.wmz - коэффициент трения скольжения между упорным бруском и опорной поверхностью (полом вагона или подкладкой), к которой он прикреплен.

11.5.7. В случае, когда крепление цилиндрического груза от перекатывания осуществляется упорными брусками совместно с обвязками или растяжками (рисунок 47), усилие в обвязке для крепления цилиндрических грузов от перекатывания определяют по формуле:

00000161.wmz, (53)

где nобп - число обвязок;

D - диаметр груза, мм;

bпер - проекция расстояния от ребра опрокидывания до обвязки на поперечную плоскость симметрии вагона, мм.

Усилия в растяжках для крепления цилиндрических грузов от перекатывания определяют по формулам 32, 32а.

В этом случае высота упорных брусков должна составлять:

- для крепления от перекатывания в продольном направлении - не менее 0,1 D;

- для крепления от перекатывания в поперечном направлении - не менее 0,05 D.

Число гвоздей для закрепления одного упорного бруска определяют по формулам 51 и 52.

00000162.png

Рисунок 47 - Крепление цилиндрического груза

от перекатывания упорными брусками и проволочными обвязками

11.5.8. Расчет на изгиб, сжатие и смятие деревянных съемных деталей крепления и досок пола производят по формулам:

00000163.wmz; (54)

00000164.wmz, (54а)

где M - изгибающий момент, кгс см;

W = bh2/6 - момент сопротивления изгибу бруска прямоугольного сечения, см3;

b - ширина бруска, см;

h - высота бруска, см;

F - усилие сжатия (смятия), действующее на деталь крепления, тс;

Sо - суммарная площадь деталей, см2, воспринимающая усилие F. Усилие F определяется для упорных и распорных брусков по формулам 34, 35, а для подкладок и прокладок - по формуле:

00000165.wmz, (54б)

где n - количество обвязок или пар растяжек, удерживающих груз в продольном или (и) поперечном направлении и одновременно работающих в одном направлении;

R - усилие в растяжке или обвязке, тс.

Для настила пола платформ применяют еловые или сосновые доски первого сорта толщиной 48 - 55 мм, шириной 150 мм.

Напряжения не должны превышать допускаемых напряжений для древесины хвойных пород (ель, сосна), приведенных в таблице 35.

Таблица 35

Допускаемые напряжения для древесины хвойных пород

(ель, сосна)

Вид напряжений

Допускаемое напряжение, кгс/см2

съемные детали крепления

детали вагонов

Изгиб

120

85

Растяжение вдоль волокон

85

60

Сжатие и смятие вдоль волокон

120

85

Сжатие и смятие поперек волокон

18

12

Смятие местное поперек волокон на части длины (если длина свободного конца детали составляет 100 мм или более, но не менее ее толщины)

30

20

Смятие местное под шайбами при передаче нагрузки поперек волокон (перпендикулярно или под углом не менее 60°)

40

-

Скалывание в лобовых врубках при условии, что длина скалывания не превышает двух полных толщин вставляемой детали или 10 глубин врубки:

вдоль волокон

12

-

поперек волокон

6

-

Скалывание вдоль волокон в щековых врубках при условии, что длина скалывания не превышает пяти полных толщин детали в сопряжениях деталей под углом:

менее 30°

6

-

30° и более

4

-

Срез поперек волокон

55

40

При использовании других пород древесины допускаемое напряжение, приведенное в таблице 35, необходимо умножить на переводной коэффициент, приведенный в таблице 36.

Таблица 36

Коэффициенты для определения допускаемых напряжений других

пород древесины

Порода древесины

Поправочный коэффициент для допускаемых напряжений различных пород древесины

Растяжение, изгиб, сжатие, смятие вдоль волокон

Сжатие и смятие поперек волокон

Скалывание

Лиственница

1,2

1,2

1,0

Сосна якутская, пихта кавказская, кедр

0,9

0,9

0,9

Сосна и ель Кольского полуострова, пихта

0,8

0,8

0,8

Дуб, ясень, граб, клен, акация белая

1,3

2,0

1,6

Береза, бук, ясень дальневосточный

1,1

1,6

1,3