Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

11.4. Определение устойчивости груженого вагона и груза в вагоне

11.4. Определение устойчивости груженого вагона

и груза в вагоне

11.4.1. Высота общего центра тяжести вагона с грузом (рисунок 40) определяется по формуле:

00000087.wmz, (23)

где Qт - масса тары вагона, т;

hцт1, hцт2, ... hцтn - высота ЦТ единиц груза от УГР, мм;

Hцтв - высота ЦТ порожнего вагона от УГР, мм (таблица 30).

Таблица 30

Площадь наветренной поверхности и высота центра тяжести

вагонов, значения коэффициентов p и q

Тип вагона

Площадь наветренной поверхности, м2

Высота ЦТ порожнего вагона от УГР, м

Значение коэффициентов

p

q

Четырехосный полувагон:

- с объемом кузова до 77 м3

34

1,13

5,61

0,11

- с объемом кузова 83 - 88 м3

37

1,13

5,61

0,11

Четырехосная платформа базой 9720 мм:

- с закрытыми бортами

13

0,8

3,34

0,10

- с открытыми бортами

7

0,8

3,34

0,10

Четырехосная платформа базой 14400 мм:

- с закрытыми бортами

16

0,8

4,11

0,08

- с открытыми бортами

11

0,8

4,11

0,08

Четырехосная платформа базой 14720 мм

9

0,8

3,30

0,08

00000088.png

Рисунок 40 - Определение высоты общего центра

тяжести вагона с грузом относительно УГР

11.4.2. Поперечная устойчивость вагона проверяется в случаях, когда высота центра тяжести вагона с грузом (сцепа с грузом, если груз опирается на один вагон) от УГР превышает 2300 мм или наветренная поверхность вагона с грузом превышает 50 м2.

Поперечная устойчивость груженого вагона обеспечивается, если удовлетворяется условие:

00000089.wmz, (24)

где Pст - статическая нагрузка от колеса на рельс, тс;

Pц + Pв - дополнительная вертикальная нагрузка на колесо от действия центробежной силы и ветровой нагрузки, тс.

Статическая нагрузка Pст определяется по следующим формулам.

При симметричном размещении груза относительно продольной и поперечной плоскостей симметрии вагона:

00000090.wmz (25)

При смещении груза только поперек вагона:

00000091.wmz (26)

При смещении груза только вдоль вагона - для менее нагруженной тележки:

00000092.wmz (27)

При одновременном смещении груза вдоль и поперек вагона - для менее нагруженной тележки:

00000093.wmz, (28)

где nк - число колес грузонесущего вагона;

2S = 1580 мм - расстояние между кругами катания колесной пары.

Дополнительная вертикальная нагрузка на колесо от действия центробежных сил и ветровой нагрузки определяется по формуле:

00000094.wmz, (29)

где Wп - ветровая нагрузка, действующая на части груза, выступающие за пределы кузова вагона, тс;

h - высота геометрического центра наветренной поверхности груза от УГР, мм;

p - коэффициент, учитывающий ветровую нагрузку на кузов и тележки грузонесущих вагонов и поперечное смещение ЦТ груза за счет деформации рессор. Значения p приведены в таблице 30.

Особенности определения устойчивости сцепов вагонов с размещенными на них длинномерными грузами, если груз опирается на два вагона, рассматриваются в пункте 12 настоящей главы.

11.4.3. Кроме поступательных перемещений грузы в процессе перевозки могут подвергаться опрокидыванию. Коэффициент запаса устойчивости груза от опрокидывания определяется по формулам:

- при опрокидывании вдоль вагона (рисунок 41):

00000095.wmz; (30)

00000096.png

Рисунок 41 - Варианты расположения упоров

от опрокидывания груза в продольном направлении

- при опрокидывании поперек вагона (рисунок 42):

00000097.wmz, (31)

где lпро, bпо - кратчайшие расстояния от проекции ЦТ груза на горизонтальную плоскость до ребра опрокидывания соответственно вдоль и поперек вагона, мм;

hцт - высота ЦТ груза над полом вагона или плоскостью подкладок, мм;

hупр, hуп - высота соответственно продольного и поперечного упора от пола вагона или плоскости подкладок, мм;

hнпп - высота центра наветренной поверхности груза от пола вагона или плоскости подкладок, мм.

00000098.png

Рисунок 42 - Варианты расположения упоров

от опрокидывания груза в поперечном направлении

Если значения 00000099.wmz и 00000100.wmz составляют не менее 1,25, груз является устойчивым, дополнительное закрепление его от опрокидывания не требуется.

Если значение 00000101.wmz или 00000102.wmz составляет менее 1,25, устойчивость груза должна быть обеспечена соответствующим креплением:

- грузы, значение 00000103.wmz или 00000104.wmz которых менее 0,8, а также грузы, для которых одновременно 00000105.wmz и 00000106.wmz менее 1,0, следует перевозить с использованием специальных устройств (металлических кассет, каркасов и пирамид), конструкция и параметры которых должны быть обоснованы отправителем расчетами;

- если значение 00000107.wmz или 00000108.wmz находится в пределах от 0,8 до 1,0, то закрепление груза от поступательных перемещений и от опрокидывания рекомендуется выполнять раздельно, независимыми средствами крепления. При закреплении груза от опрокидывания в поперечном направлении растяжками следует стремиться к их установке таким образом, чтобы проекция растяжки на пол вагона была перпендикулярна к продольной плоскости симметрии вагона, а место закрепления растяжки на грузе находилось на максимальной высоте от уровня пола;

- если значение 00000109.wmz или 00000110.wmz находится в пределах от 1,01 до 1,25, допускается закреплять груз от опрокидывания и от поступательных перемещений едиными средствами крепления, воспринимающими как продольные, так и поперечные инерционные силы.

При закреплении груза растяжками усилие в растяжках от опрокидывания определяется по формулам:

- в продольном направлении (рисунок 43а):

00000111.wmz; (32)

00000112.jpg

Рисунок 43 - Крепление груза от опрокидывания растяжками:

а) - в продольном направлении;

б) - в поперечном направлении

- в поперечном направлении (рисунок 43б):

00000113.wmz (32а)

В формулах 32 и 32а:

00000114.wmz - угол наклона растяжки к полу вагона;

00000115.wmz, 00000116.wmz - углы между проекцией растяжки на горизонтальную плоскость и соответственно продольной, поперечной плоскостями симметрии вагона;

nрпр, nрп - число растяжек, работающих в одном направлении;

lпрр, bпр - расстояния от точки закрепления растяжки на грузе до вертикальных плоскостей, проходящих через ребро опрокидывания соответственно в продольном, поперечном направлениях, мм;

hр - высота точки закрепления растяжки на грузе относительно уровня пола вагона (подкладок), мм.

При закреплении груза от опрокидывания обвязками (рисунок 44) должны быть выполнены следующие требования:

- обвязки должны быть установлены в плоскостях, перпендикулярных продольной плоскости симметрии вагона;

- при закреплении от опрокидывания в продольном направлении количество обвязок должно быть не менее двух;

- на грузе обвязки должны располагаться симметрично относительно его центра тяжести;

- при установке обвязок в плоскости, не параллельной поперечной плоскости симметрии вагона (наклонные обвязки), должно быть обеспечено их крепление на грузе от сдвига.

00000117.png

Рисунок 44 - Крепление груза от опрокидывания обвязками

При закреплении груза от опрокидывания обвязками усилие в них определяется по формулам:

- в продольном направлении

00000118.wmz; (33)

- в поперечном направлении

00000119.wmz, (33а)

где nобпр, nобп - число обвязок, работающих в одном направлении;

lпроб - расстояние от линии огибания обвязкой груза до вертикальной плоскости, проходящей через ребро опрокидывания в продольном направлении, мм;

bпоб - расстояние от проекции центра тяжести груза на пол вагона до вертикальной плоскости, проходящей через ребро опрокидывания в поперечном направлении, мм; остальные обозначения те же, что в формулах 32 и 32а.