17. Пространственная организация хозяйства. Зоны опережающего роста

17. Пространственная организация хозяйства. Зоны

опережающего роста

В настоящее время Северо-Западный федеральный округ в плане специализации хозяйства и расселения имеет 2 зоны - южную и северную. Эти зоны имеют разные перспективы развития хозяйства. Если в южной зоне задачи развития связаны с высокотехнологичными импортозамещающими отраслями обрабатывающей промышленности, то в северной зоне - с добывающей промышленностью и первичными стадиями переработки сырья. Соответственно складывается и система расселения - на севере преобладают монофункциональные города, на юге - многоотраслевые города и агломерации.

К пространственной организации хозяйства относятся вопросы размещения производства и расселения на территории округа, развития отдельных территорий, формирования производственных кластеров и территориально-производственных комплексов, зон опережающего развития, географии размещения городов на территории округа, а также проблемы их перспективной специализации и развития.

Формирование зон опережающего роста является одним из инструментов совершенствования пространственной организации хозяйства и решения проблем социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа и входящих в его состав субъектов Российской Федерации. Понятие зон опережающего роста пока еще не является четко определенным. К зонам опережающего роста могут быть отнесены целые субъекты Российской Федерации, территории, где формируются производственные кластеры и иные формы пространственной организации производства, а также особые экономические зоны. В рамках отдельных субъектов Российской Федерации также могут формироваться зоны опережающего роста в виде тех или иных муниципальных районов, групп городских и сельских поселений, отдельных городов, локальных производственных кластеров и др. С точки зрения снижения различий в уровне социально-экономического развития, зоны опережающего роста могут формироваться в депрессивных территориях. Также они могут формироваться и на территориях, имеющих наилучшие условия развития и относящихся к так называемым "полюсам роста". Такой зоной опережающего развития в округе является Санкт-Петербургская агломерация.

Санкт-Петербургская агломерация - 2-я по значению в стране. Это территория инновационного развития и создания высоких технологий, на ней размещаются научно-образовательные центры, высокотехнологичные производства, технико-внедренческие зоны, наукограды, технопарки, центры кластерного развития. Одновременно подобные центры по другим направлениям будут создаваться в других регионах Северо-Западного федерального округа:

судостроительный кластер - в г. Санкт-Петербурге, Архангельской и Мурманской областях;

кластер информационных и коммуникационных технологий - в г. Санкт-Петербурге, Республике Карелия и Новгородской области;

кластер нанотехнологий - в г. Санкт-Петербурге и Республике Коми;

кластер ядерных технологий - в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области;

кластер научного обеспечения агропромышленного комплекса - в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области;

лесопромышленный кластер - в Республике Карелия и Республике Коми, Вологодской и Архангельской областях;

кластер развития технологий рыболовства и рыбоводства - в Архангельской и Мурманской областях.

Второй по значению зоной опережающего развития в пределах Северо-Западного федерального округа является формирующаяся агломерация "Вологда - Череповец". Структурированию и развитию агломерации помимо крупных предприятий черной металлургии, химической промышленности и машиностроения будет способствовать освоение индустриального парка "Шексна". Особое внимание будет уделяться также решению вопросов модернизации экономики г. Сокола и созданию индустриального парка "Сокол" на основе продуктовой и технологической диверсификации.

Территория Новгородской и Псковской областей - древнерусский край, где большое значение имеют туристско-рекреационные и культурные центры, представленные историческими городами. Кроме того, здесь создано машиностроительное производство, которое может эффективно развиваться в составе кластеров, формирующихся на основе кооперации с предприятиями г. Санкт-Петербурга. Вокруг ряда исторических городов и индустриальных центров в указанных областях возможно формирование зон опережающего развития.

В северной зоне округа формирование зон опережающего развития связано с использованием природных ресурсов Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, Кольского горно-рудного и горно-химического региона, лесных зон Архангельской области, Республики Карелия и Республики Коми, а также с добычей водных биоресурсов в Мурманской области.

Территория Калининградской области приобретает функции крупной туристско-рекреационной зоны, на ней размещаются также объекты энергетики (атомные электростанции) и высокотехнологичного машиностроения.

Важной задачей пространственного развития является выравнивание социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа. Стратегия выравнивания потенциала их социально-экономического развития не может быть одинаковой. Специфика региональной политики определяется отнесением части территории округа к арктической и субарктической зонам, где имеют место удорожающие факторы. Это обстоятельство вынуждает прибегать к проблемно-программному методу освоения природных ресурсов, главной составляющей которого является вахтовый метод. Привлечение рабочей силы для работы в экстремальных условиях должно сопровождаться повышением оплаты труда и выборочным освоением природных ресурсов. Роль государства в этом случае сводится к поддержке инвестиционных проектов в части развития инфраструктуры. Развитие основного производства становится задачей предпринимателей и частных компаний.

В южной зоне округа главная задача региональной политики состоит в том, чтобы обеспечить государственную поддержку развития сельской местности. Только наличие сельских жителей и хозяйственной деятельности позволит сохранить социально-экономическое пространство освоенной за многие века территории, обеспечить ее целостность и прирост населения.

В соответствии с порядком, установленным Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", в Северо-Западном федеральном округе созданы 2 особые экономические зоны - зона технико-внедренческого типа на территории г. Санкт-Петербурга и портовая особая зона на территории Мурманской области.

Особая экономическая зона технико-внедренческого типа на территории г. Санкт-Петербурга создана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 780 (площадь территории - 129,4 гектара). Специализация указанной особой экономической зоны - точное и аналитическое приборостроение, биотехнологии, разработка программных продуктов, электроники, средств связи и новых материалов. По состоянию на 1 сентября 2011 г. в указанной особой экономической зоне зарегистрировано 35 резидентов. Объем заявленных инвестиций - 31658 млн. рублей.

Портовая особая экономическая зона на территории Мурманской области создана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2010 г. N 800 в целях развития Мурманского транспортного узла. Реализация этого проекта позволит увеличить долю транспортных услуг в валовом региональном продукте, создать условия для развития транзитных грузопотоков и обеспечить активное освоение существующих международных транспортных коридоров между Россией, Северной Америкой, Евросоюзом и Юго-Восточной Азией.

Рассматривается возможность создания в Псковской области туристско-рекреационного кластера в рамках федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. N 644, особой экономической зоны промышленно-производственного типа, а также портовых зон в Ленинградской области (гг. Приморск и Усть-Луга).

КонсультантПлюс: примечание.

Распоряжением Правительства РФ от 29.07.2014 N 1398-р утвержден перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов).

Проблема моногородов в настоящее время является одной из самых сложных. На 1 июля 2011 г. сформирован перечень 335 монопрофильных муниципальных образований в Российской Федерации.

Общее количество моногородов, нуждающихся в поддержке, включает более 60 городов и свыше 40 поселков городского типа в Северо-Западном федеральном округе, из них в федеральный перечень включено 40 населенных пунктов с монопрофильной структурой экономики. Наибольшее число указанных моногородов расположено в Республике Коми, Республике Карелия, Архангельской, Вологодской, Ленинградской, Новгородской и Мурманской областях. Наиболее сложные ситуации возникли с градообразующими предприятиями городов и поселков Пикалево, Сегежа, Парфино (Новгородская область), Сокол и Новодвинск. Моногорода представлены как крупными населенными пунктами (гг. Северодвинск, Сосновый Бор, Кингисепп, Волхов, Инта, Воркута), так и многочисленными мелкими поселками с 1 градообразующим предприятием. Отраслевой состав предприятий разнообразен, но преобладают предприятия горнодобывающей, лесной, легкой, химической промышленности и машиностроения.

В целях содействия развитию экономики монопрофильных муниципальных образований была проведена работа по разработке механизмов поддержки процессов модернизации экономики моногородов.

В 2010 году государственная поддержка за счет средств федерального бюджета в общем объеме 22,7 млрд. рублей была оказана 35 моногородам, где были отмечены наиболее негативные тенденции социально-экономического развития. На территории Северо-Западного федерального округа финансовая поддержка была оказана моногородам Северодвинск (Архангельская область), Сокол и Череповец (Вологодская область), Пикалево (Ленинградская область), Ковдор и Ревда (Мурманская область), Пестово (Новгородская область).

Государственная поддержка за счет средств федерального бюджета мероприятий комплексных инвестиционных планов моногородов в 2010 году предоставлена в форме дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, а также в форме бюджетных кредитов, субсидий на реализацию отдельных программ по развитию малого и среднего предпринимательства, средств государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на расширение программ по капитальному ремонту и переселению граждан моногородов.

Главные направления решения проблем моногородов в стратегическом плане связаны прежде всего с перепрофилированием градообразующих предприятий и использованием основных фондов для организации новых элементов экономики. Это требует крупных капитальных затрат и решения сложных организационных вопросов, связанных с регулированием деятельности и взаимодействием хозяйствующих субъектов. Сохранение отраслевой специфики возможно при реализации инвестиционных проектов (с различными источниками финансирования, в том числе на основе государственно-частного партнерства). Из федерального бюджета софинансируется строительство инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов.

Другой путь, предлагаемый многими субъектами Российской Федерации, - это диверсификация экономики на основе развития малого и среднего бизнеса, укрепления связей с местным региональным рынком, использования местных природных ресурсов и поощрения малого предпринимательства. Представляется, что наилучшим вариантом будет сочетание указанных направлений решения проблем моногородов.

Определенное значение в стратегическом плане может иметь стимулирование переезда части жителей моногородов, особенно молодежи в поселения опережающего роста, расположенные на территории Северо-Западного федерального округа. Этот путь является весьма капиталоемким. Главная проблема состоит в обеспечении выезжающих жильем в местах прибытия, гарантировании им на новом месте стабильной работы на длительное время и адаптации к местным условиям. Самый нежелательный и самый затратный способ решения проблемы - закрытие моногородов и полное переселение всех жителей. Это может иметь место лишь в исключительных случаях.

В Северо-Западном федеральном округе исходя из складывающихся природно-экономических условий специализации хозяйства могут формироваться различные типы кластеров - межотраслевые, отраслевые, локальные и инновационные, в том числе образовательные и туристско-рекреационные кластеры.

Потребность в проведении кластерной политики возникает в секторах и сферах хозяйства Северо-Западного федерального округа со средним уровнем концентрации производства и низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции. В округе создаются промышленные кластеры автомобилестроения, металлургии, мебельной промышленности, производства стройматериалов, оборудования и машин для жилищно-коммунального хозяйства, медицинского оборудования, фармацевтики, судостроения и радиоэлектроники. Центрами для локализации кластерных производств являются г. Санкт-Петербург, областные центры округа, а также гг. Череповец (металлургия) и Северодвинск (судостроение). Часть предлагаемых для создания кластеров в силу специфики вышеуказанной продукции выходят за границы округа. С точки зрения государственной поддержки и организационных основ необходимы:

инфраструктурная поддержка (создание агентств по развитию промышленных зон и территорий);

проведение маркетинговой политики в рамках коммуникации участников кластера с потребителями.

В современных условиях сдерживающими факторами развития кластерной политики являются административные барьеры, недостаточный уровень развития рынка труда и подготовки кадров, а также низкая предпринимательская активность.

Преодоление этих барьеров возможно только с участием государства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

К числу факторов, формирующих уже созданные и предполагаемые для создания кластеры, можно отнести низкий уровень концентрации производства в отрасли, низкий уровень конкурентоспособности, появление или наличие инвестиционного проекта, объединяющего отрасль, а также наличие инвесторов и заинтересованных участников проекта (власть, бизнес, население).

Стратегические перспективы развития кластеров определяются прежде всего решением задачи налаживания в рыночных условиях эффективных производственно-экономических, организационных и финансовых связей хозяйствующих субъектов, входящих в состав того или иного кластера. С другой стороны, важное значение для формирования кластеров имеет регулирующая и стимулирующая деятельность региональных администраций, что делает актуальным поиск соответствующих механизмов, форм и методов взаимодействия.