18. Стратегия межрегионального сотрудничества

Межрегиональное сотрудничество рассматривается как один из важнейших факторов развития экономики и решения экологических и социальных проблем в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа. В новых условиях указанные субъекты Российской Федерации столкнулись с необходимостью самостоятельно решать проблемы социально-экономического развития через построение эффективных механизмов стимулирования региональной экономики. Каждый отдельный субъект Российской Федерации пытается привлечь на свою территорию инвестиционные, финансовые и трудовые ресурсы для обеспечения роста экономики и, как следствие, доходов от работы всего хозяйственного комплекса. Для осуществления этой задачи регионы пытаются создать максимально привлекательный климат для развития бизнеса, стараясь эффективно использовать свои конкурентные преимущества по отношению к другим регионам.

В противовес конкуренции гораздо большего эффекта можно достичь через объединение конкурентных преимуществ соседних регионов посредством развития межрегионального сотрудничества и стимулирования межрегиональной интеграции. Подтверждением данной закономерности может служить пример усилившегося в последние годы экономического взаимодействия г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В частности, можно отметить развитие единого транспортно-логистического комплекса (Санкт-Петербургский транспортный узел), разработку единой схемы размещения предприятий строительной индустрии, формирование рынка труда, сохранение и создание рабочих мест и ряд других направлений.

Межрегиональная интеграция создает условия для развития бизнеса, предоставляя возможности для межотраслевой кооперации и построения более эффективных схем организации технологического процесса, сбыта и логистики. В качестве примера можно назвать совместные инвестиционные проекты пивоваренных компаний г. Санкт-Петербурга с предприятиями стекольной промышленности Чагодощенского района Вологодской области и пищевой промышленности гг. Вологды и Череповца. Кроме этого, в Вологодской области с участием московских инвесторов реализованы инвестиционные проекты в сельском хозяйстве, лесопромышленном комплексе и туризме (проект "Великий Устюг - родина Деда Мороза)".

Межрегиональная отраслевая кооперация приобретает особую значимость для развития региональной экономики, так как связана с реализацией одного из перспективных направлений регионального развития экономики - кластеров. Меры по развитию кластеров предполагают укрепление сетей взаимодействия между экономическими субъектами - участниками кластера с целью обеспечения доступа к новым технологиям, облегчения выхода на внешний рынок, централизации знаний и активов, а также распределения рисков и привлечения инвестиций. Часто устойчивое взаимодействие между указанными субъектами и согласованность региональной политики являются необходимыми условиями для развития производственно-территориальных кластеров и повышения их конкурентоспособности.

Задача эффективного использования экономически активного населения и имеющихся природных ресурсов требует развития межрегионального сотрудничества по вопросам размещения и строительства наиболее крупных и значимых производственных объектов, создаваемых в рамках межрегиональных проектов. Однако в этой сфере существуют проблемы неурегулированности отношений, связанных с реализацией таких проектов. Например, строительство мощных целлюлозно-бумажных предприятий требует сырьевой базы, расположенной в нескольких субъектах Российской Федерации. Требуют решения вопросы землеотвода, распределения природных ресурсов, выполнения природоохранных мероприятий, обеспечения экологической безопасности и др. Кроме того, стоящая перед субъектами Российской Федерации задача обеспечения финансовой (бюджетной) самодостаточности ведет к политике недофинансирования, когда главным принципом размещения производительных сил является размещение потенциально доходного предприятия на своей территории, а вопросы общегосударственной целесообразности отступают на второй план.

Расширение и совершенствование методов и форм межрегионального сотрудничества необходимо и для повышения эффективности развития регионального транспортного комплекса. Наиболее остро это проявляется в процессе разработки и реализации крупных межотраслевых и межрегиональных инфраструктурных проектов, таких как комплексное развитие Мурманского транспортного узла, строительство железной дороги "Белкомур", строительство межсубъектовых автомобильных дорог и др. Обоснованность таких проектов должна основываться на совместных согласованных исследованиях, имеющейся и потенциальной грузовой базе, а также на анализе влияния проекта на улучшение транспортного обслуживания населения и удовлетворение потребностей хозяйствующих субъектов в услугах транспорта.

Субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Западного федерального округа, используют различные формы и методы межрегионального сотрудничества. Практически во всех регионах Северо-Западного федерального округа имеются соглашения о сотрудничестве с другими регионами в сфере экономики, промышленности, культуры, туризма и спорта. Для реализации межрегиональных и межотраслевых проектов создаются соответствующие рабочие группы и дирекции.

Развитию эффективного межрегионального сотрудничества препятствует ряд проблем. Одной из них является неравномерность социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, в частности, их бюджетной обеспеченности. В результате возникают проблемы, связанные с совместным финансированием проектов, и усложняются вопросы, связанные с миграцией трудовых ресурсов. Необходимость для региональных властей любой ценой наращивать доходную базу своих бюджетов ведет к усилению конкурентной борьбы за инвестора, за "выгодный" проект в ущерб межрегиональным экономическим интересам. Это препятствует эффективному использованию ресурсов, отодвигает на второй план вопросы эффективного природопользования и обеспечения экологической безопасности.

Факторами, отрицательно сказывающимися на развитии межрегионального сотрудничества, являются также неразвитость методической и методологической базы сбора и обработки информации, в том числе статистической, на региональном и особенно на муниципальном уровнях. Нерешенность вопросов разработки градостроительной документации не позволяет субъектам Российской Федерации эффективно реализовывать свои полномочия в сфере земельных отношений.

Одним из самых важных направлений в стратегии межрегионального сотрудничества, где усилий отдельных регионов недостаточно, является туризм. Это определяется, в частности, следующими факторами:

необходимость вложения значительных начальных инвестиций в формирование необходимой инфраструктуры, размещаемой, как правило, на территории нескольких субъектов Российской Федерации (качественные автодорожные и железнодорожные подходы, гостиницы, кемпинги, мотели, соответствующие уровню принимаемых туристов, объекты инженерной инфраструктуры и объекты коммунально-бытового назначения, сервисные службы и др.);

продолжительный и дорогостоящий этап продвижения новых туристических зон и маршрутов;

возможность повышения привлекательности создаваемых туристических продуктов за счет формирования маршрутов.

Формируемое на базе межрегионального сотрудничества большое количество объектов туристического показа, а также их историческое, культурное, архитектурное, природное разнообразие позволяют за счет разных комбинаций в составе комплексных туров значительно повышать туристическую привлекательность всего Северо-Западного федерального округа.

В современных условиях рыночных отношений межрегиональное сотрудничество не может развиваться на директивной основе. Субъектам Российской Федерации, входящим в состав Северо-Западного федерального округа, должна быть ясна экономическая целесообразность такой интеграции. Механизмом согласования интересов служит разработка долгосрочных программных документов социально-экономического развития, а также схем территориального планирования различного уровня.