10. Инвестиционно-строительный комплекс

Северо-Западный федеральный округ характеризуется высоким уровнем инвестиционной активности. В 2006 - 2010 годах среднегодовые темпы роста инвестиций в основной капитал составили 109 процентов (по России в среднем - 107 процентов). На 1 жителя округа приходится инвестиций в 1,2 (в 2008 - 2009 годах) раза больше, чем в среднем по России. Значительный рост инвестиционной активности во многих субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, обусловлен применением мер, содействующих привлечению инвесторов и быстрому освоению инвестиций. К таким мерам относятся предварительная разработка приоритетов инвестирования, налоговое регулирование, рациональное использование бюджетных гарантий, создание региональных институтов развития, межрегиональное сотрудничество, своевременная подготовка элементов территориальной инфраструктуры, взвешенная земельная политика, развитие новых технологий, государственно-частного партнерства, развитие строительной индустрии, сотрудничество с банками и регулирование деятельности иных финансовых институтов. Вместе с тем в округе наблюдаются существенные территориальные различия в уровне инвестиционной активности. Так, в Псковской области инвестиций на 1 жителя в 3,5 раза меньше, чем в среднем по округу. Уступают средним показателям Республика Карелия и Мурманская область. Наибольший объем инвестиций осваивался в сфере добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов и портовых сооружений, автомобильных дорог магистрального значения и транспортных развязок.

Существенно превышает среднероссийские показатели и уровень развития строительной отрасли. Объем работ по виду деятельности "Строительство" в среднем на 1 жителя в 1,5 раза выше, чем в среднем по России. Общее количество строительных организаций превышает 15 тысяч. При этом около 70 процентов потенциала строительных организаций территориально сконцентрировано в г. Санкт-Петербурге. Его строительные фирмы осуществляют подрядные работы по всему Северо-Западному федеральному округу.

Инвестиционно-строительный комплекс относится к числу ключевых элементов хозяйства и во многом определяет решение социальных и экономических задач развития округа и входящих в его состав субъектов Российской Федерации.

Реализация стратегических задач развития округа возможна при условии широкомасштабного повышения инвестиционной активности, роста объемов капитальных вложений в новое строительство, реконструкции и технического перевооружения существующих основных фондов, опережающего развития производственного потенциала строительной отрасли и ее материально-технической базы. Непременным условием является повышение эффективности капитального строительства на основе наиболее рационального использования инвестиционных ресурсов, направление их в программы и проекты, позволяющие получить наибольшие экономические и социальные результаты, а также высокую эксплуатационную рентабельность возведенных объектов.

Проблемами строительного комплекса являются:

чрезмерная концентрация строительных мощностей и организаций в г. Санкт-Петербурге и их дефицит в ряде субъектов Российской Федерации, расположенных на территории округа, особенно на муниципальном уровне;

износ основных фондов (свыше 40 процентов), снижение величины парка строительной техники;

напряженность в обеспечении комплекса строительными кадрами, недостаточный уровень механизации труда и его охраны;

недостаточная урегулированность финансово-экономических и организационных отношений (администрации субъектов - заказчики - генподрядчики - субподрядчики - население);

трудности в процессе получения земельных участков под строительство, их оформления и обустройства;

недостаточный уровень производительности труда и качества работ, неритмичность финансирования, постоянный пересмотр стоимости и сроков строительства.

Стратегической целью является формирование на инновационной основе экономики строительной отрасли, обладающей потенциалом, способным обеспечивать рост уровня благосостояния населения и стандартов проживания, укрепление конкурентоспособности и на этой основе рост качественных показателей и структурных характеристик комплекса.

Объемы капитального строительства в округе будут увеличиваться опережающими темпами в сравнении с ростом валового регионального продукта. Среднегодовой темп роста объемов работ по виду деятельности "Строительство" составит до 2020 года 109 процентов, при этом опережающее развитие комплекса будет осуществляться в Республике Коми, Архангельской и Мурманской областях.

В социальной сфере основными приоритетами строительства должна быть ориентация на реализацию федеральных и региональных программ и инвестиций в области градостроительства и переустройства сельских населенных мест, удовлетворение спроса населения на жилье различной степени комфортности, повышение уровня обеспеченности современными объектами жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, культуры и спорта, образования и бытового обслуживания.

В производственной сфере приоритеты капитального строительства должны быть направлены на создание обновленного потенциала мощностей и материально-технической инфраструктуры строительного комплекса на основе инновационных технологий, а также на реконструкцию и техническое перевооружение промышленных узлов предприятий, зданий, сооружений и инженерных сетей.

Указанные цели предполагают решение следующих задач:

в градостроительстве - сохранение исторического самобытного облика городов, определение действующих градообразующих факторов и на их основе построение перспективы развития для каждого города, сконцентрировав внимание и ресурсы на обеспечении завершенности застройки и гармонизации существующей городской среды, приведении в сбалансированное состояние размеров жилищного фонда, числа рабочих и учебных мест, количества и мощностей объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, а также на восстановлении и поддержании в равновесном экологическом состоянии окружающей среды;

в жилищном строительстве - переход к интенсивному восстановлению и воспроизводству инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства на основе разработки и реализации эффективных научно-технических программ и проектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Развитие жилищного строительного комплекса должно идти по пути создания современных энергоэффективных, ресурсоэкономных и экологически безопасных зданий и сооружений, не уступающих по своему качеству европейским. Необходимо использовать скоростные технологии строительства на основе применения отечественных опалубочных систем, конструктивные системы сборных, сборно-монолитных и монолитных многоэтажных каркасных зданий со свободной планировкой квартир, повышенными теплозащитными и акустическими свойствами наружных и внутренних ограждений, использованием современных отделочных материалов и оборудования;

в производстве строительных материалов - обеспечение строительного рынка Северо-Западного федерального округа высококачественными строительными материалами, изделиями и конструкциями, способными конкурировать с импортной продукцией, обеспечивать снижение стоимости строительства и эксплуатационных затрат на содержание объектов и одновременно повышать комфортность проживания в жилых домах необходимой надежности и долговечности.

В строительной отрасли завершился переходный период от работы в условиях лицензирования к саморегулированию.

Создан новый механизм разрешения споров и конфликтов, который позволит снизить степень влияния государства на предпринимательские и профессиональные отношения, обеспечить эффективное сочетание государственного регулирования экономики с саморегулированием субъектов строительной деятельности.

Важное значение будет иметь совершенствование института саморегулирования строительной отрасли, который обеспечивает консолидацию строительного сообщества в масштабах не только субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, но и округа в целом.