11. Туристско-рекреационный комплекс

Северо-Западный федеральный округ обладает обширными рекреационными ресурсами, богатейшим культурным наследием и имеет благоприятные возможности для развития туристической отрасли, в частности въездного и внутреннего туризма. Развитие туристско-рекреационного комплекса Северо-Западного федерального округа осуществляется в русле мировых и российских тенденций отрасли.

Важную роль в развитии отрасли играет система ее нормативного регулирования. Так, в марте 2009 г. для иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в туристических целях на пассажирских паромах, установлен безвизовый режим въезда и пребывания в нашей стране на срок до 72 часов. В число портов, через которые разрешен безвизовый въезд, вошли Большой порт Санкт-Петербург, Калининград и Выборг. Расширение практики кратковременного въезда туристов на территорию Российской Федерации на пассажиров аэропортов округа также будет способствовать росту въездного туризма в Северо-Западном федеральном округе.

Округ обладает выгодным географическим расположением, имеет доступ к нескольким морям. Есть возможность реализации совместных проектов с сопредельными регионами европейских стран в рамках продвижения макрорегиональных турпродуктов.

В округе имеются разнообразные природные (лес, речные и озерные системы, уникальные ландшафты и памятники природы, животный мир, рыбные ресурсы), климатические (белые ночи), социально-культурные и исторические объекты.

На территории округа размещены достопримечательности мирового наследия, внесенные в список ЮНЕСКО (Российская Федерация находится на 9-м месте в мире по количеству объектов всемирного наследия, охраняемых ЮНЕСКО). Из 24 российских объектов этого списка на территории Северо-Западного федерального округа находятся 8 объектов.

Наличие квалифицированных кадров и учебных заведений туристической направленности в гг. Санкт-Петербурге, Калининграде, Новгороде, Пскове и Петрозаводске также является фактором, содействующим развитию туризма.

Препятствуют развитию туризма недостаточно разветвленная сеть автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) значения, небольшое количество мест в гостиницах, слабое развитие объектов индустрии развлечений и низкий уровень благоустройства, отсутствие соответствующей международным требованиям отраслевой статистики, обеспечивающей информационную и управленческую поддержку развития туризма и дающей базу для оценки вклада туристической и смежных отраслей в экономику страны и регионов, неподготовленность местного населения большинства регионов к работе с туристами, отсутствие выстроенной системы безопасности и сопровождения туристов на значительной части территории округа.

Развитие туризма в регионах Северо-Западного федерального округа на основе исторических, культурных и природных достопримечательностей является потенциально крупным источником доходов для регионов и муниципалитетов, может ускорить их экономическое развитие и существенно улучшить социально-экономическую ситуацию в них.

Позитивными факторами являются:

высокий платежеспособный спрос и стабильная социально-экономическая ситуация в отдельных регионах Северо-Западного федерального округа и сопредельного Центрального федерального округа, способствующие формированию регионального спроса на туристические услуги;

активная инвестиционная политика органов власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, способствующая привлечению иностранных и российских инвесторов для финансирования развития туристической инфраструктуры;

устойчивое восприятие округа как территории, привлекательной для внутреннего туризма;

возросший интерес граждан России к ее историко-культурному наследию и природным богатствам.

Угрозами для развития туристической индустрии являются:

конкуренция со стороны городов центральной России и сопредельных государств Европы;

разрушение объектов исторического и природного наследия из-за недостатка финансовых ресурсов на их восстановление, поддержание и развитие;

высокая чувствительность природных памятников и ландшафтов к антропогенному воздействию (вытаптывание почвы, повреждение растительности и др.);

риск снижения туристического потока при ухудшении криминогенной обстановки в местах дислокации туристических объектов;

отток туристов в соседние регионы и за границу в связи с низким уровнем качества предоставляемых услуг и высокими ценами на них.

Туристско-рекреационная деятельность приобретает все более массовый характер. Северо-Западный федеральный округ не обладает климатическими условиями, которые благоприятствовали бы развитию туризма и рекреации, но в нем сосредоточены уникальные объекты природного и культурно-исторического наследия. Именно они и являются главным фактором развития этой новой (для России) отрасли экономики. Главными стратегическими направлениями ее развития являются:

совершенствование институциональной структуры управления и поддержки туризма, совершенствование нормативной базы;

развитие инфраструктуры туризма (модернизация существующих и строительство новых объектов санаторно-курортной направленности с учетом своеобразия погодных условий, рекреационных ресурсов, строительство гостиниц экономкласса (2 - 3 звезды) в исторических городах, а также пансионатов в местах интенсивного посещения туристов, приютов и баз на туристских маршрутах;

совершенствование маркетинговой политики в туризме;

повышение конкурентоспособности туристических продуктов;

сохранение единого культурного пространства Русского Севера как особого региона российского культурного наследия и уникального памятника мировой культуры;

развитие человеческого фактора, предполагающее подготовку квалифицированных кадров для туризма и рекреации;

проведение эффективной политики в деле сохранения объектов природного и культурно-исторического наследия;

повышение инвестиционной привлекательности туристического комплекса;

развитие научно-исследовательской базы туристической отрасли;

развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей доступность объектов природного и культурно-исторического наследия;

развитие рекламы и создание брендов.

Наиболее важными мерами по реализации стратегических целей являются создание, развитие и модернизация туристической инфраструктуры, в том числе:

завершение строительства Морского пассажирского порта Санкт-Петербурга ("Морской фасад");

облегчение вопросов резервирования земель для туристических нужд;

содействие в организации привлекательных инвестиционных площадок для создания объектов туристической инфраструктуры;

открытие судоходства на внутренних акваториях округа для спортивных и прогулочных судов под флагом иностранного государства;

развитие круизного судоходства на внутренних акваториях округа на судах российских компаний;

создание сети объектов размещения в непосредственной близости и на территории развитых туристических кластеров;

развитие традиционных ремесел, проведение творческих конкурсов, субсидирование и рыночное продвижение производств и предпринимателей в сфере местных индустрий, создание творческих кварталов в городах;

создание туристско-рекреационного кластера "Псковский" (г. Псков);

создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (Псковская область);

реализация проекта сохранения и использования культурного наследия в России, включающего Покровскую башню Псковского кремля и Музейный квартал (Псковская область), парк Монрепо и Дом станционного смотрителя (Ленинградская область), Рюриково городище и Белую башню (Новгородская область), с привлечением займа Международного банка реконструкции и развития;

реализация проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" (Вологодская область);

реализация мероприятий по подготовке и проведению празднования 1150-летия зарождения российской государственности;

развитие туристско-рекреационного комплекса "Куршская коса", а также игорной зоны (Калининградская область);

создание финно-угорского этнокультурного парка в Республике Коми;

создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Русская Лапландия" на территории Мурманской области;

реализация проекта развития международного круизного и паромного сообщения на базе порта Мурманск "Арктическая гавань".

Также необходимо осуществить следующие меры:

координация региональных программ в области продвижения туристических продуктов, в том числе:

формирование и развитие информационных ресурсов в сфере туризма;

информационно-аналитическое обеспечение реализации программ развития туризма;

разработка межрегиональных маркетинговых программ продвижения северо-западной части России как уникальной туристической территории;

формирование межрегиональных туристических программ по территориям нескольких регионов (единые историко-культурные кластеры могут быть образованы на территориях Новгородской, Ленинградской, Вологодской и Псковской областей, г. Санкт-Петербурга, отдельных муниципалитетов Республики Карелия, Вологодской и Архангельской областей);

формирование совместных с сопредельными государствами Европы международных туристических программ (Калининградская область - Республика Польша - Литовская Республика, Республика Карелия - Финляндия, Республика Коми - Ненецкий автономный округ - Мурманская область - Финляндия - Норвегия).

Наиболее перспективным направлением туристической деятельности является развитие:

событийного и делового туризма - привлечение массового или специализированного контингента туристов, пользуясь каким-либо событием культурной или спортивной жизни округа, региона или населенного пункта (конгрессы, фестивали, конкурсы, городские праздники, соревнования, конференции и др.). Одной из целей Стратегии является вхождение к 2020 году г. Санкт-Петербурга в 20 ведущих конгрессных городов мира и в 10 конгрессных столиц Европы. Развитию делового туризма должно способствовать открытие новых выставочных площадей, строительство современных и комфортабельных гостиничных комплексов во всех регионах Северо-Западного федерального округа;

круизного туризма (г. Санкт-Петербург, Республика Карелия, Архангельская, Вологодская и Мурманская области);

экологического туризма (Республика Карелия, Республика Коми, Вологодская, Калининградская и Мурманская области), имеющего в большей степени неорганизованный характер, чем другие виды туризма, не требующего высококачественного сервиса и инфраструктуры, но требующего государственного внимания к сохранению природных памятников и ландшафтов.