См. Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.

Таблица 5.2. Бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных и иных социально-значимых обязательств

Таблица 5.2

БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ НА ИСПОЛНЕНИЕ ПУБЛИЧНЫХ НОРМАТИВНЫХ

И ИНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

млрд. рублей

2011 год (закон)

2012 год

2013 год

2014 год

проект

в % к предыдущему году

проект

в % к предыдущему году

проект

в % к предыдущему году

Всего

454,1

646,5

142,4

670,1

103,7

699,7

104,4

Публичные нормативные обязательства - всего

296,6

510,1

172,0

532,8

104,5

561,9

105,5

в том числе:

Пенсии военнослужащим

263,8

472,0

179,0

493,2

104,5

520,8

105,6

Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний

9,2

9,7

106,3

10,3

105,5

10,8

105,0

Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий

2,6

3,2

122,5

3,4

105,5

3,6

105,7

Компенсация в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий

11,8

13,0

109,8

13,7

105,4

14,4

105,0

Стипендия Президента Российской Федерации членам спортивных сборных команд Российской Федерации и их тренерам

1,2

1,2

100,0

1,2

100,0

1,2

100,0

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов

0,8

0,7

93,2

0,7

93,4

0,7

100,0

Иные публичные нормативные обязательства

7,3

10,3

141,1

10,3

100,0

10,4

101,0

Иные социально значимые обязательства:

157,5

136,4

86,6

137,3

100,7

137,8

100,4

Осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения

77,2

46,5

60,2

46,3

99,6

46,3

100,0

Пособия и компенсации военнослужащим, приравненным к ним лицам, а также уволенным из их числа

7,3

9,5

130,0

9,6

101,1

9,6

100,0

Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих

28,7

37,0

128,9

37,0

100,0

37,0

100,0

Оплата военнослужащим стоимости путевок для их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей

5,8

5,0

86,9

5,0

100,0

5,0

100,0

Выплаты социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионерам субъектов Российской Федерации

6,9

7,3

105,8

7,7

105,5

7,7

100,0

Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

6,8

5,9

86,8

6,2

105,1

6,5

104,8

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения

6,2

6,2

100,0

6,2

100,0

6,2

100,0

Гранты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области культуры, искусства и средств массовой информации

3,0

3,0

100,0

3,0

100,0

3,0

100,0

Иные выплаты, пособия и компенсации

15,6

16,0

102,5

16,3

101,9

16,5

101,4

--------------------------------

<*> С 2012 года - социальные выплаты безработным гражданам.

При этом в целях сохранения покупательной способности соответствующих выплат предусматривается ежегодное увеличение размеров социальных пособий и компенсаций исходя из прогнозного уровня инфляции.

Рост денежного довольствия военнослужащих и сотрудников отразится на уровне пенсионного обеспечения военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, пенсии которых в среднем вырастут в 1,6 раза.

В области социальной защиты инвалидов в составе расходов федерального бюджета предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий, связанных с исполнением обязательств Российской Федерации по осуществлению ежемесячных денежных выплат инвалидам; бюджетные ассигнования на предоставление технических средств для реабилитации инвалидов, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий. В 2012 - 2014 годах на указанные цели предполагается направить 15,6 млрд. рублей (на уровне 2011 года).

С 2011 года вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, а также интеграции инвалидов с обществом будут решаться в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, на реализацию которой в 2012 году предусмотрено 2,3 млрд. рублей, в 2013 году - 2,3 млрд. рублей, в 2014 году - 10,0 млрд. рублей.

В области поддержки семей с детьми предусматриваются:

- увеличение размеров пособий в 2012 году на 6%, в 2013 году - на 5,5%, в 2014 году - на 5%;

- бюджетные ассигнования на выплату пособий гражданам, имеющим детей, в сумме 67,8 млрд. рублей, что на 8,7% превышает соответствующий показатель 2011 года (в связи с индексацией размеров пособий и увеличением численности получателей).

На предоставление в 2012 году материнского (семейного) капитала предусмотрено 132,7 млрд. рублей, что на 9,9% превышает соответствующий показатель 2011 года (в связи с индексацией размера и увеличением численности получателей). В 2012 - 2014 годах предусматривается увеличение размера материнского (семейного) капитала, который к 2014 году составит 429,4 тыс. рублей против 365,7 тыс. рублей в 2011 году.

В связи со стабилизацией положения на рынке труда в 2012 году прогнозируется снижение численности безработных граждан, официально зарегистрированных в органах службы занятости, что позволит сократить расходы на предоставление социальных выплат безработным гражданам на 7,5 млрд. рублей в 2012 году, на 4,8 млрд. рублей в 2013 году и на 3,8 млрд. рублей в 2014 году.

В 2011 году планируется завершить софинансирование Российской Федерацией региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

В связи с переводом с 1 января 2012 г. финансового обеспечения полиции на федеральный уровень полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, по осуществлению активной политики в области содействия занятости населения, а также по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, предлагается передать на региональный уровень.

При этом расходы федерального бюджета, предусмотренные на эти цели, сократятся на 20,1 млрд. рублей в 2012 году, на 21,2 млрд. рублей в 2013 году и на 22,3 млрд. рублей в 2014 году.

В 2012 - 2014 годах будет продолжено предоставление субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление "делегированных" полномочий Российской Федерации в сфере социальной политики, в том числе на:

выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в сумме 2372,4 млн. рублей в 2012 году, 2502,9 млн. рублей в 2013 году, 2635,9 млн. рублей в 2014 году (с учетом ежегодной индексации на прогнозный уровень инфляции и увеличения численности получателей);

обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, в сумме 6621,8 млн. рублей ежегодно (на уровне 2011 года);

на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сумме 124180,5 млн. рублей в 2012 году, 133516,5 млн. рублей в 2013 году, 138426,1 млн. рублей в 2014 году (с учетом федеральных стандартов предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м жилья);

на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком "Почетный донор СССР", "Почетный донор России", в сумме 6355,7 млн. рублей в 2012 году, 6705,7 млн. рублей в 2013 году, 7098,2 млн. рублей в 2014 году (с учетом ежегодной индексации на прогнозный уровень инфляции и увеличения численности получателей).

В 2012 - 2014 годах планируются межбюджетные трансферты Пенсионному фонду Российской Федерации на исполнение полномочий Российской Федерации в сфере социальной политики.

При формировании объема межбюджетных трансфертов учтена ежегодная с 1 апреля индексация ежемесячных денежных выплат инвалидам, ветеранам, гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, другим категориям граждан по уровню инфляции.

Ежемесячную денежную выплату получат около 17,1 млн. человек ежегодно, ее средний размер в 2012 году составит 2198 рубля, к 2014 году он увеличится до 2440 рублей.

В рамках проведения мероприятий по ликвидации бедности среди пенсионеров с самым низким уровнем доходов начиная с 2010 года установлена федеральная социальная доплата к пенсии и региональная социальная доплата к пенсии, в результате чего выполнена задача по достижению общего уровня материального обеспечения каждого пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации.

Предполагается, что федеральная социальная доплата к пенсии в 2012 - 2014 годах будет установлена более 2,5 млн. человек, а региональная социальная доплата к пенсии - более 2,4 млн. человек.

В объеме межбюджетных трансфертов бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на исполнение полномочий Российской Федерации в сфере социальной политики предусматриваются бюджетные ассигнования по следующим основным направлениям:

на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию (по прогнозным данным, указанное пособие в 2012 - 2014 годах будет получать около 1,1 млн. человек);

на выплату пособий по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий (средний размер указанного пособия в 2012 году составит 6238 рублей, численность получателей указанного пособия превышает 17 тыс. человек);

на выплату пособий при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию (размер указанного пособия в 2012 году составит 12405 рублей и будет увеличен к 2014 году на 10,7%, численность получателей пособия в 2012 - 2014 годах прогнозируется на уровне 440 тыс. человек).

Кроме того, планируется существенно улучшить обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе протезно-ортопедическими изделиями, что позволит обеспечить их выдачу инвалидам в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Бюджетные ассигнования на оплату труда в 2012 - 2014 годах определены с учетом решений об индексации фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих с 1 октября 2012 года, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц и выплат, зависящих от размера денежного довольствия (кроме федеральных органов исполнительной власти, в которых предусматривается проведение в 2012 году реформы денежного довольствия), с 1 апреля 2012 года (таблица 5.3):