Документ не применяется. Подробнее см. Справку

3. Определение стоимости автотранспортного средства

3.1. Для общего случая определения стоимости АМТС рекомендуется придерживаться следующей технологической последовательности выполнения подготовительных, вспомогательных и расчетных операций.

3.1.1. Уточнение цены предъявленного АМТС с учетом его комплектности.

При определении остаточной стоимости АМТС для различных целей (оформление документов на наследование, дарение, раздел имущества, продажа) за точку отсчета принимается действующая на день осмотра (день открытия наследства) розничная цена (Цр) на новое идентичное АМТС стандартной комплектации, установленная предприятием-изготовителем (стоимость замещения).

Допускается использование в качестве точки отсчета розничной цены на новое идентичное АМТС, сложившейся в данном регионе.

3.1.2. Информация о ценах на АМТС и запасные части к ним (отечественного и иностранного производства) публикуются в ежеквартальных сборниках, выпускаемых Государственным научным Центром Российской Федерации "НАМИ".

При определении стоимости АМТС отечественного и иностранного производства, а также запасных частей к ним, нормативной трудоемкости ремонта и обслуживания рекомендуется использование информационного обеспечения фирм "Прайс-Н", "Евротакс", "Аудатекс", "Митчелл", "Мотор", "ДАТ".

На нормативную и справочную документацию, а также программные продукты, за исключением рекомендуемых настоящим Руководством и предприятиями - изготовителями АМТС, и предполагаемые к использованию при работах, перечисленных в п. 1.1, рекомендуется получать одобрение ГНЦ "НАМИ", или Федерального Центра судебной экспертизы при Минюсте РФ (Региональной лаборатории судебной экспертизы), или Лиги автоэкспертов.

Справка-счет, чек или другой документ, выданный торгующей организацией, реализующей бывшие в употреблении АМТС, а также выданный при покупке АМТС на аукционе, биржевых торгах и т.п., не могут быть использованы в качестве первоначальной цены при определении стоимости по настоящей методике.

3.1.3. При оценке АМТС, комплектность которого не соответствует стандартной комплектности предприятия-изготовителя, цена уменьшается на величину стоимости отсутствующего комплектующего и стоимости его установки на АМТС или увеличивается на величину стоимости дополнительного оборудования и стоимости его установки:

Ц'р = Цр +/- Ск, руб., (1)

где:

Ц'р - расчетная розничная цена АМТС с учетом фактической комплектности, руб.;

Цр - цена розничная АМТС стандартной комплектации, руб.;

Ск - сумма стоимости комплектующего и стоимости работ по его установке на АМТС, руб.

3.1.4. Для назначения первоначальной цены при оценке отечественного АМТС, снятого с производства, необходимо использовать коэффициент приведения к ценам базовых моделей новых транспортных средств (Приложение 7).

3.1.5. Для назначения первоначальной цены иностранного АМТС, снятого с производства, или при отсутствии достоверной информации о цене данного АМТС в год выпуска рекомендуется использовать цену этого АМТС в последний год выпуска. При отсутствии таковой рекомендуется определить ближайший по техническим параметрам аналог (переходную модель). Методика подбора аналога приведена в Приложении 8.

3.1.6. При отсутствии достоверной информации о цене на модификации отечественного АМТС необходимо использовать коэффициент приведения (Приложение 7) к цене базовой модели.

3.2. Определение расчетного износа автотранспортного средства.

3.2.1. Расчетный износ (Итр) АМТС является отправной точкой для последующих расчетов и определяется по формуле:

Итр = (И1Пф + И2Дф), %, (2)

где:

И1 - показатель износа АМТС по пробегу (в % на 1000 км пробега); приведен в Приложении 9;

Пф - пробег фактический на день осмотра (в тыс. км, с точностью до одного десятичного знака) с начала эксплуатации или после капитального ремонта;

И2 - показатель старения по сроку службы (в % за 1 год) в зависимости от интенсивности эксплуатации; приведен в Приложении 10;

Дф - фактический срок службы (в годах, с точностью до одного десятичного знака) с начала эксплуатации или после капитального ремонта.

Примечание. Показатель износа по пробегу для грузовых автомобилей и автобусов иностранного производства следует принимать по аналогу отечественного производства, определяемого по адекватным показателям рабочего объема двигателя и грузоподъемности (пассажировместимости).

3.2.2. Значение фактического пробега (Пф) принимается в соответствии с показаниями исправного счетчика пройденного пути спидометра АМТС или принимается по учетным документам на данное АМТС. В сомнительных случаях (нарушение заводских пломб, замена спидометра, кузова, приобретение бывшего в употреблении АМТС и т.п.) для определения износа в расчет принимается среднегодовой пробег в регионе (стране) однотипного АМТС (Приложения 12 - 13). Для автомобилей иностранного производства значения среднегодового пробега принимаются по справочникам "Евротакс", "Аудатекс", "Митчелл", "Мотор", "ДАТ".

3.2.3. При определении стоимости АМТС, принадлежащего юридическому лицу, допускается, по согласованию с заказчиком, не рассчитывать износ, а использовать нормы амортизационных отчислений, извлечения из которых приведены в Приложении 14.

При этом необходимо учитывать, что амортизация представляет собой экономический механизм компенсации физического процесса износа АМТС, восполнение утери стоимости АМТС как части основных фондов и накопления средств, необходимых для восстановления или приобретения новых основных фондов, что реализуется включением в издержки (себестоимость) производства сумм амортизационных отчислений, размер которых и устанавливается нормами амортизационных отчислений.

3.2.4. Для определения срока службы (Дф) используются данные паспорта транспортного средства (технического паспорта, свидетельства о регистрации), договора купли-продажи (контракта на поставку).

3.2.5. Расчетный износ прицепа любого типа к легковому, грузовому автомобилю или мототехнике (грузовой, палатка, дача и т.п.) устанавливается в соответствии с данными Приложения 14.

Процент износа учитывается за каждый год эксплуатации прицепа, вне зависимости от пробега.

3.2.6. Если на предъявленном АМТС в процессе его эксплуатации была произведена и документально (владельцем) или фактически (экспертом) подтверждена замена (установка) отдельных агрегатов и дорогостоящих комплектующих изделий (запись в паспорте, оплаченный заказ - наряд автообслуживающего предприятия, маркировка предприятия-изготовителя даты выпуска изделия и т.п.), необходимо определить их индивидуальный износ для последующей корректировки стоимости транспортного средства.

Примечание. К дорогостоящим в настоящей методике отнесены агрегаты, узлы и комплектующие, цена которых превышает 3% от стоимости АМТС.

3.2.7. Индивидуальный износ замененных (установленных) агрегатов и комплектующих рассчитывается аналогично износу самого АМТС, по формуле (2), с учетом длительности (Д'ф) их эксплуатации и среднегодового пробега АМТС за этот период (Пф). Для определения стоимости замененных шин, износ которых имеет свою специфику, рекомендуется использовать методику, изложенную в Приложении 15.

Учитывая, что при внешнем осмотре без применения специализированного оборудования невозможно определить величину износа и степень естественного физического старения стекол, рассеивателей фар, фонарей, пластмассовых бамперов, ремней безопасности, электропроводки, предохранителей и т.д., считать снижение их стоимости в процессе эксплуатации в соответствии с общим процентом износа на все транспортное средство.

3.2.8. При выявлении факта замены агрегата необходимо дополнительно выяснить: какие агрегаты использованы в качестве заменителя - новые или капитально отремонтированные, аналогичные, стандартные или взаимозаменяемые с других моделей (модификаций), более дорогие или дешевые - и учесть полученную информацию при корректировке остаточной стоимости АМТС.

Примечание. При определении износа капитально отремонтированного и установленного на АМТС агрегата к износу, полученному расчетом, дополнительно прибавляется 20% - надбавка, учитывающая снижение ресурса агрегата после капитального ремонта.

Для целей данного Руководства под капитальным ремонтом следует понимать ремонт, включающий в себя замену базовой детали агрегата, например для двигателя - замена блока цилиндров; для кузова легкового автомобиля - его основание; для легкового автомобиля (автобуса) в целом - замена кузова; для грузового автомобиля - замена рамы.

3.2.9. При оценке транспортного средства, находящегося в удовлетворительном состоянии по внешнему виду и эксплуатационным характеристикам, но достигшего расчетного износа 60% и более, последний может быть снижен до уровня 50%, но не ниже (за исключением замены кузова в сборе). При этом эксперт должен обосновать снижение расчетного износа (документальное или фактическое подтверждение проведенных ремонтов, замен агрегатов, сохранение товарного вида и основных эксплуатационных характеристик, прохождение очередного технического осмотра ГИБДД и т.д.).

Аналогично рекомендуется поступать и при определении стоимости отдельного агрегата (узла, детали).

3.3. Расчет стоимости автотранспортного средства с учетом износа.

3.3.1. В простейшем случае, когда на изменение стоимости АМТС оказывают влияние только факторы, присущие всем эксплуатируемым транспортным средствам, - естественный износ и старение, и если не выявлено документально подтвержденных замен в процессе эксплуатации агрегатов и дорогостоящих комплектующих изделий, расчет стоимости ведется по формуле:

Сиз = Ц'р - Виз, руб., (3)

где:

Сиз - расчетная стоимость АМТС с учетом расчетного износа, руб.;

Ц'р - расчетная розничная цена АМТС с учетом фактической комплектности, руб.;

Виз - часть стоимости АМТС, утраченная вследствие естественного износа, старения, руб.

Итр

Виз = Ц'р x ---, руб., (4)

100

Итр

Сиз = Ц'р - Виз = Ц'р x (1 - ---), руб. (5)

100

Итр

Величина (1 - ---) определяет часть стоимости АМТС, утраченную

100

по причине естественного износа, старения, и называется коэффициентом износа kи.

Примечание. При определении стоимости капитально отремонтированного АМТС расчетная цена должна быть уменьшена на 20%.

3.3.2. В случае замены (установки) в процессе эксплуатации отдельных агрегатов и комплектующих изделий определяется их индивидуальный процент износа, который учитывается при расчете стоимости АМТС по факту естественного износа:

m (Итр - Иi)

С'из = Сиз + SUM Зi [----------], руб., (6)

1 100

где:

С'из - расчетная стоимость АМТС с учетом износа и замены (установки) в процессе эксплуатации отдельных агрегатов и комплектующих изделий, руб.;

Сиз - расчетная стоимость АМТС с учетом расчетного износа, руб.;

Зi - затраты (с учетом стоимости работ) на замену (установку) i-го агрегата (изделия), произведенную в процессе эксплуатации, руб.;

Итр - расчетный процент износа АМТС, %;

Иi - расчетный процент износа i-го агрегата (изделия), замененного (установленного) в процессе эксплуатации, %;

m - число агрегатов (изделий), замененных в процессе эксплуатации, ед.

Затраты Зi на замену i-го агрегата (комплектующего изделия), произведенную в процессе эксплуатации, определяются по формуле:

Зi = Цi + Сз, руб., (7)

где:

Цi - цена i-го агрегата (комплектующего изделия), замененного (установленного) в процессе эксплуатации, руб.;

Сз - стоимость работ по замене (установке) i-го агрегата (комплектующего изделия), руб.

Примечание. В формулу (6) для расчета нет необходимости включать быстроизнашивающиеся изделия (шины, АКБ), если они после замены повторно достигли износа, равного общему износу транспортного средства.

3.3.3. Расчет стоимости установленных на АМТС в процессе эксплуатации агрегатов и комплектующих изделий можно проводить и отдельно, по формуле (3), прибавляя полученную стоимость к расчетной стоимости самого АМТС, но в этом случае изначально следует определять расчетную стоимость как бы некомплектного АМТС, с отсутствующими соответствующими отдельно рассчитываемыми агрегатами (изделиями).

3.3.4. Неремонтируемые узлы и детали, снятые с АМТС по причине их неисправности, имеют цену бытового лома (вторичного сырья).

3.4. Если при осмотре АМТС кроме естественного износа, старения выявлены другие факторы, влияющие на величину его стоимости (эксплуатационные дефекты, аварийные повреждения и т.д.), то необходимо продолжить корректировку величины расчетной стоимости в соответствии с рекомендациями нижеследующих разделов.

3.5. Корректировка стоимости АМТС при наличии эксплуатационных дефектов.

3.5.1. Стоимость предъявленного АМТС (Сиз) снижается дополнительно при выявлении на нем дефектов, вызванных ненормальными условиями хранения, эксплуатации, ненадлежащим уходом (дефектов эксплуатации), на величину (Вдэ), приближенную в общем случае (без учета коэффициента износа) к стоимости устранения выявленных дефектов, включая предполагаемые замены агрегатов, узлов и деталей, т.е.

Вдэ равно приблизит. Здэ, руб., (8)

где:

Вдэ - стоимость устранения имеющихся дефектов эксплуатации, руб.;

Здэ - затраты на устранение имеющихся дефектов эксплуатации с учетом коэффициента износа, руб.

Примечание. Использование приблизительных расчетов оправдано тем, что при определении стоимости АМТС с целью оформления документов на наследование, дарение и т.п. выявляются дефекты не для определения стоимости и проведения соответствующего ремонта, а только для наиболее полного представления о техническом состоянии АМТС и учета этого состояния в размере стоимости.

3.5.2. К дефектам эксплуатации (в качестве факторов, влияющих на снижение остаточной стоимости АМТС) в настоящем Руководстве отнесены:

а) следы и последствия коррозии;

б) усталостные трещины элементов кузова, рамы и прочих деталей;

в) сколы (выбоины), потускнение (потеря глянца), расслоение, растрескивание, растяжение неметаллических деталей (материалов), лакокрасочных и других защитных покрытий, разрыв обивки по шву;

г) загрязнение, разрыв (не по шву) обивки, тента;

д) следы рихтовки, правки, подгонки, ремонтной сварки элементов кузова, рамы;

е) неровности, вмятины и другие механические повреждения, вызванные нарушением правил эксплуатации (и не являющиеся следствием дорожно-транспортного происшествия);

ж) ослабление крепления агрегатов, узлов (деталей) АМТС;

з) негерметичность емкостей и систем;

и) прочие явные дефекты эксплуатации.

3.5.3. Дефекты эксплуатации, классифицированные в пп. а, б, в п. 3.5.2, могут быть следствием не только ненадлежащего обслуживания, но частично и следствием естественного старения (износа) используемых в конструкции материалов. В связи с этим при определении величины снижения стоимости АМТС при наличии дефектов эксплуатации (Вдэ) в данном случае из суммы затрат на устранение дефектов эксплуатации вычитается часть затрат, приходящаяся на устранение последствий естественного износа.

Величина затрат на устранение дефектов с учетом естественного износа определяется по формуле:

Итр

Здэ = Ср + Цм + Цд x (1 - ---), руб., (9)

100

где:

Ср - суммарная стоимость работ по устранению дефектов эксплуатации, руб.;

Цм - суммарная стоимость основных материалов, необходимых для устранения дефектов эксплуатации, руб.;

Цд - суммарная стоимость запасных частей, необходимых для устранения дефектов эксплуатации, руб.;

Итр

(1 - ---) = kи - коэффициент износа, учитывающий в затратах по

100

устранению любых дефектов АМТС часть, приходящуюся на устранение

последствий естественного износа, руб.

3.5.4. Дефекты эксплуатации, классифицированные пп. г, д, е, ж, з п. 3.5.2, рассматриваются в качестве дефектов, полностью зависимых от качества обслуживания АМТС, и поэтому предполагаемые затраты на их устранение полностью учитываются при определении стоимости АМТС.

3.5.5. При выявлении дефектов эксплуатации, работы по устранению которых, вплоть до замены детали, не предусмотрены предприятием - изготовителем АМТС в сборниках нормативной трудоемкости и технологических процессах (загрязнение, потускнение покрытий и т.п.), допускается за основу расчета принимать предполагаемую трудоемкость работ и соответствующую стоимость нормо-часа. Для расчета можно также использовать аналогичные по смыслу или способу выполнения работы, оцененные ранее, или для других типов АМТС.

3.5.6. При выполнении ремонтных воздействий на несъемных деталях кузова коэффициент износа следует применять для АМТС, достигших общего уровня износа не менее 40%, поскольку, исходя из физической сущности процесса износа, до этого уровня упомянутые ремонтные воздействия вызывают значительное ухудшение физико-механических свойств деталей и конструкции кузова, не сравнимые с эффектом обновления. Для съемных деталей кузова коэффициент износа применяется при любой степени (проценте) износа АМТС.

Примечание. Коэффициент обновления не применяется для съемных элементов кузова (кабины, рамы, грузовой платформы, прицепа-дачи, мотоколяски и т.п.) для АМТС, находящихся на гарантийном периоде эксплуатации, установленном предприятием - изготовителем АМТС.

3.6. Корректировка стоимости АМТС, предъявленного в неотремонтированном (аварийном) состоянии.

3.6.1. При осмотре поврежденного АМТС в неотремонтированном состоянии с целью корректировки его стоимости (Сав) доаварийная стоимость (Сиз) должна быть соответственно снижена на величину затрат по устранению имеющихся дефектов эксплуатации (Здэ) и величину предполагаемой дополнительной утраты товарной стоимости, которая произойдет в результате восстановления (Уоб), т.е.:

Сав = Сиз - Здэ - Уоб, руб. (10)

Примечание. В данном случае имеющиеся на АМТС дефекты аварийного характера рассматриваются как дефекты эксплуатации, т.к. при определении стоимости происхождение имеющихся дефектов значения не имеет.

3.6.2. Сумма затрат на устранение конкретного аварийного повреждения и размер компенсации за причиненные убытки могут не совпадать, т.к. настоящая методика учитывает частичное обновление бывшего в употреблении АМТС при замене поврежденных деталей (узлов) на новые. Несовершенство технологии ремонта компенсируется суммой, получаемой при расчете величины утраты товарной стоимости, произошедшей вследствие аварии и последующих ремонтных воздействий.

3.6.3. Затраты на восстановление с учетом возможного обновления (Здэ) и величина дополнительной утраты товарной стоимости (Уоб) АМТС могут рассчитываться отдельно, в качестве самостоятельных услуг, и поэтому порядок и методики их расчета представлены соответственно в разделах 4 и 5 настоящих Рекомендаций.

3.7. Корректировка стоимости АМТС, представленного на осмотр после восстановительных работ по факту аварии (дорожно-транспортного происшествия).

3.7.1. Определение стоимости АМТС, предъявленного на осмотр после восстановительных работ, как правило, выполняется по формулам (3 - 7), где выявленные следы ремонтных воздействий рассматриваются как дефекты эксплуатации.

3.7.2. В порядке исключения, по запросу заинтересованных организаций и при наличии официальных документов (заверенных копий), раскрывающих способы, виды, стоимость восстановительных работ по конкретной аварии (заказ-наряд, калькуляция ремонтного предприятия, смета страхового общества), может быть проведена попытка выявить доаварийное состояние АМТС и рассчитать его остаточную стоимость перед аварией (формулы 3 - 7), с последующей коррекцией по формуле (10). При этом необходимо предупредить заказчика о возможных неточностях результатов такой оценки.

3.8. Корректировка стоимости АМТС в случае его оснащения дополнительным оборудованием, оснасткой.

3.8.1. При наличии на предъявленном на осмотр АМТС дополнительного, не входящего в стандартную комплектацию оборудования (оснастки), необходимо скорректировать стоимость установленного оборудования (за вычетом его износа) и стоимости работ по их установке.

3.8.2. За каждый год эксплуатации дополнительно установленного оборудования (оснастки) снимается 8% его стоимости. Порядок определения исходных данных для расчета стоимости дополнительного оборудования (оснастки) идентичен порядку определения исходных данных для АМТС.

3.8.3. Цена и срок службы дополнительно установленного оборудования (оснастки) должны быть подтверждены документально (прейскурант, чек, паспорт и т.д.).

3.8.4. При отсутствии документального подтверждения цены или срока службы дополнительно установленное оборудование может не включаться в расчет стоимости АМТС, но его наличие необходимо отметить в документе, выдаваемом заказчику.

3.9. Особенности расчета стоимости специализированного (специального) автотранспортного средства.

3.9.1. При определении стоимости специализированного (специального) АМТС необходимо проверить состояние и работоспособность установленного на нем специального оборудования (например, подъемного механизма грузовой платформы самосвала, поворотного и грузоподъемного механизмов автокрана и т.п.).

3.9.2. Специальное оборудование считается исправным при выполнении им рабочих функций. Износ специального оборудования может приравниваться к износу АМТС, на котором оно установлено (если оно не заменялось в процессе эксплуатации или после капитального ремонта АМТС).

3.9.3. В случае неисправности специального оборудования владелец должен предоставить документальное подтверждение (калькуляцию) предполагаемой суммы затрат (ремонтные работы, запасные части и т.п.) на приведение данного оборудования в работоспособное состояние. Затем сумма затрат вычитается из стоимости (Сиз) АМТС.

3.9.4. При отсутствии документального подтверждения неисправное специальное оборудование не включается в расчет стоимости специализированного АМТС. Данный факт необходимо зафиксировать в документе, выдаваемом заказчику.

3.10. Корректировка стоимости АМТС при наличии признаков морального старения.

3.10.1. АМТС, бывшее в употреблении и не пользующееся спросом на рынке, может быть уценено по признаку морального старения на 10%, исходя из расчетной величины стоимости, полученной в результате корректировки с учетом всех рассмотренных ранее ценообразующих факторов. Полученная стоимость может быть снижена еще в диапазоне 5 - 30%, если на момент осмотра прекращен выпуск АМТС оцениваемой модели (модификации), и дополнительно, до 15%, в случае прекращения выпуска запасных частей для этого АМТС.

3.10.2. При принятии окончательного решения о величине снижения стоимости АМТС по причине морального старения необходимо учитывать реальные цены на рынке АМТС.

3.11. Расчетная стоимость АМТС с учетом всех перечисленных выше факторов снижения не должна быть меньше суммы стоимостей металлолома его деталей.