Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития искусства, науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной ООП ВПО и учетом ФГОС ВПО.

7.2. Прием на ООП подготовки бакалавров по направлению подготовки 073500 Дирижирование осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующих требованиям к выпускнику образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих ООП в области музыкального (инструментального и дирижерского) искусства.

Для обеспечения выполнения требований настоящего ФГОС ВПО и рациональной организации учебного процесса планирование приема абитуриентов по профилям подготовки должно согласовываться с учредителем высшего учебного заведения.

Перечень вступительных испытаний творческой направленности формируется в соответствии с профилем ООП бакалавриата, должен согласовываться с учредителем и включать в себя дисциплины, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента по дирижированию, исполнительству на музыкальном инструменте, а также в области теории и истории музыкального искусства.

7.3. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.4. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (художественно-творческих занятий, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, в учебном процессе в целом они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.

Аудиторные учебные занятия по всем профилям подготовки проводятся в форме групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий.

7.5. В учебной программе каждой дисциплины должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной связи с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

7.6. ООП бакалавриата должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.7. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП бакалавриата и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.

7.8. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП бакалавриата в очной форме обучения составляет в среднем за период теоретического обучения 36 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

7.9. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.10. Общий объем каникул в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.

--------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).

7.11. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.

7.12. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.13. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными.

7.14. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам: дирижирование, фортепиано, сольфеджио, гармония, музыкальная форма, полифония, современные информационные технологии;

профиль подготовки "Дирижирование академическим хором": хоровой класс, чтение хоровых партитур;

профиль подготовки "Дирижирование оркестром народных инструментов": оркестровый класс, исполнительство на народном инструменте;

профиль подготовки "Дирижирование оркестром духовых инструментов": оркестровый класс, исполнительство на духовом инструменте;

профиль подготовки "Дирижирование оперно-симфоническим оркестром": чтение и анализ симфонических партитур, инструментоведение, изучение оркестровых инструментов, работа над музыкальным спектаклем;

профиль подготовки "Певческое хоровое искусство": древнерусское песнопение, литургика.

При реализации вузом ООП бакалавриата по профилю подготовки "Дирижирование академическим хором" высшее учебное заведение должно обеспечивать практическую подготовку обучающихся на базе учебных творческих коллективов (однородного и смешанного хоров), сформированных из обучающихся вуза, обучающихся по ООП данного профиля, не менее чем на 80 процентов. При реализации вузом ООП по профилям подготовки "Дирижирование оркестром народных инструментов", "Дирижирование оркестром духовых инструментов" высшее учебное заведение должно обеспечивать подготовку обучающихся на базе учебных творческих коллективов (оркестров), сформированных из обучающихся вуза, обучающихся по ООП по направлению подготовки 073100 "Музыкально-инструментальное искусство" соответствующего вида инструментов, не менее чем на 80 процентов. При реализации вузом ООП бакалавриата по профилю подготовки "Дирижирование оперно-симфоническим оркестром" высшее учебное заведение должно обеспечивать подготовку обучающихся на базе учебного творческого коллектива (симфонического оркестра), сформированного из обучающихся вуза не менее чем на 80 процентов обучающихся по ООП в области музыкально-инструментального искусства, а также оперной студии вуза.

При необходимости учебные творческие коллективы могут до 20 процентов (в зависимости от профиля подготовки) доукомплектовываться приглашенными артистами. Вуз обязан планировать работу концертмейстеров по следующим предметам: "дирижирование" - из расчета 200 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия; "хоровой класс" - из расчета 100 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия. В случае введения дисциплин: "вокальная подготовка", "работа с творческим коллективом" (хором или оркестром), "исполнительство на духовом инструменте", "исполнительская (хоровая)" практика вуз обязан планировать работу концертмейстеров из расчета 100 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия; дисциплины "работа над музыкальным спектаклем" - из расчета до 70 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.

7.15. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины;

при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин и их влиянию на профиль подготовки;

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин на основании аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.16. Раздел ООП бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

В соответствии с профилем при реализации ООП предусматриваются следующие виды учебной практики:

профиль подготовки "Дирижирование академическим хором": педагогическая, исполнительская (хоровая), работа с хором;

профиль подготовки "Дирижирование оркестром народных инструментов": педагогическая, оркестровая, работа с оркестром народных инструментов;

профиль подготовки "Дирижирование оркестром духовых инструментов": педагогическая, оркестровая, работа с оркестром духовых инструментов;

профиль подготовки "Дирижирование оперно-симфоническим оркестром": педагогическая, дирижирование симфоническим оркестром, дирижирование музыкальным спектаклем;

профиль подготовки "Певческое хоровое искусство": педагогическая, регентская.

Все виды учебной практики проводятся рассредоточенно по всему периоду обучения в форме аудиторных и самостоятельных занятий.

В соответствии с профилем подготовки бакалавров базами практики должны быть учебные творческие коллективы вуза, творческие коллективы, функционирующие в театрах, филармониях, других учреждениях культуры, образовательные учреждения Российской Федерации, учреждения дополнительного образования детей (детские школы искусств, музыкальные школы). При этом не менее 80 процентов времени, отведенного на виды учебной практики "работа с хором", "работа с оркестром народных инструментов", "работа с оркестром духовых инструментов", "дирижирование симфоническим оркестром", должно отводиться на работу с учебными творческими коллективами вуза. Исполнительская (хоровая) практика является дополнением курса "Хоровой класс" и реализуется в форме аудиторных занятий. Учебная практика "дирижирование музыкальным спектаклем" может реализовываться как на базе оперной студии вуза (не менее 50 процентов аудиторного времени, отведенного на данный вид практики), так и на базе учреждений культуры (музыкальных театров).

Для профиля подготовки ООП "Дирижирование академическим хором" не менее 50 процентов аудиторного времени, отведенного на педагогическую практику, должно реализовываться в образовательных учреждениях среднего профессионального образования соответствующего профиля.

Для профилей подготовки ООП "Дирижирование оркестром народных инструментов", "Дирижирование оркестром духовых инструментов", "Дирижирование оперно-симфоническим оркестром" базами педагогической практики должны быть образовательные учреждения среднего профессионального образования соответствующего профиля (не менее 70 процентов аудиторного времени, отведенного на данный вид практики, необходимо реализовывать как практические занятия дирижерского профиля с обучающимися), учреждения дополнительного образования детей (не более 30 процентов аудиторного времени, отведенного на данный вид практики, могут реализовываться как занятия с обучающимися по предметам в области музыкального исполнительства по профильному инструменту).

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

В качестве практики может рассматриваться научно-исследовательская работа обучающегося. В этом случае при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

активно использовать библиотечный фонд (включая электронные библиотеки) вуза для изучения литературы и периодики по теме научной работы;

участвовать в научно-исследовательских семинарах и научных конференциях, научных школах по своей и смежной тематике;

выступать с докладами по результатам работы на научно-исследовательских семинарах, научных конференциях, научных школах;

готовить материалы к публикациям в научных журналах и к докладам с использованием современного программного обеспечения, средств визуализации;

использовать Интернет при анализе результатов и определения областей их применимости к реальным задачам практической направленности.

Аттестация по итогам практики осуществляется выпускающей кафедрой на основе отчета (защиты научно-исследовательской работы) практиканта, утвержденного руководителем практики, и отзыва на практиканта руководителя практики.

7.17. Реализация ООП бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной, научно-методической и художественно-творческой деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП, должна быть не менее 70 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 70 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок) профессионального цикла по каждому из реализуемых профилей подготовки должны иметь ученое звание, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 20 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу по каждому из реализуемых профилей подготовки, должны иметь ученые степени, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу в качестве преподавателей могут быть привлечены представители работодателя - действующие руководители и работники профильных организаций, предприятий и учреждений.

К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие в соответствующей профессиональной сфере государственные почетные звания (Народный артист Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Заслуженный артист Российской Федерации), лауреаты государственных премий по профилю профессиональной деятельности. К имеющим ученую степень доктора наук приравниваются лица, получившие почетные звания (Народный артист Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации) и лауреаты государственных премий. К имеющим ученую степень кандидата наук приравниваются лица, получившие почетное звание Заслуженный артист Российской Федерации, или лица, имеющие диплом лауреата международного конкурса в соответствии с профилем педагогической деятельности, полученный в период обучения в вузе или по его окончании.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

7.18. ООП бакалавриата должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин должно быть представлено в сети "Интернет" или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ООП бакалавриата должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам (в том числе фондам научно-исследовательских организаций-партнеров), формируемым по полному перечню дисциплин ООП. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданной преимущественно за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям ООП, аудио-, видеофондами, мультимедийными материалами согласно профилю подготовки.

Фонд дополнительной литературы, помимо учебной, должен включать официальные справочно-библиографические и периодические издания в расчете один - два экземпляра на каждые 50 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из пяти наименований отечественных и не менее четырех наименований зарубежных журналов.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.

Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

Работа концертмейстеров в соответствии с п. 7.13 настоящего ФГОС ВПО финансируется из расчета от 70 до 200 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП подготовки бакалавров, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

большой концертный зал (от 300 посадочных мест, с концертным роялем, пультами, звукотехническим оборудованием), малый концертный зал (от 50 посадочных мест, с концертным роялем, пультами, звукотехническим оборудованием, подставками для хора), библиотеку, читальный зал, лингафонный кабинет, помещения, соответствующие профилю подготовки бакалавров, для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека, просмотровый видеозал), учебные аудитории для групповых и индивидуальных занятий, учебные аудитории для занятий по предмету "оркестровый класс" со специализированным оборудованием, учебные аудитории для занятий по предмету "дирижирование", оснащенные зеркалами и двумя роялями.

Для проведения занятий по предмету "современные информационные технологии" вуз должен располагать специальной аудиторией, оборудованной персональными компьютерами, электронно-музыкальным оборудованием (на трех обучающихся - по одному комплекту оборудования). При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет и в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Для проведения занятий по предмету "фортепиано" вуз должен быть обеспечен роялями.

При реализации вузом профиля подготовки "Дирижирование оперно-симфоническим оркестром" в вузе должны функционировать учебные оперная студия и студенческий симфонический оркестр.

В вузе должны быть обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.