Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 12.12.2006 N СК-02-10/3685)
письмом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 6 марта 2008 г. N ИК-343/06
АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И АДАПТИВНОГО СПОРТА
(ДОПОЛНЕНИЕ К МЕТОДИЧЕСКИМ РЕКОМЕНДАЦИЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 12.12.2006 N СК-02-10/3685)
Настоящие рекомендации разработаны в целях оказания содействия в организации деятельности детско-юношеских спортивно-адаптивных школ и других физкультурно-спортивных учреждений и организаций, осуществляющих работу с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями в развитии, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы (далее - "учреждения").
Данные рекомендации являются дополнением к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации (приложение к письму Росспорта от 12.12.2006 N СК-02-10/3685), которые используются при организации деятельности учреждений адаптивной физкультуры и адаптивного спорта с учетом нижеизложенного.
1. В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 329-ФЗ от 04.12.2007 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья должно основываться на принципах приоритетности, массового распространения и доступности занятий спортом.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в соответствующих образовательных учреждениях, организуются занятия с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья таких обучающихся.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления совместно с общественными объединениями инвалидов должны способствовать интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта посредством физкультурно-спортивных организаций, в т.ч. путем создания детско-юношеских спортивно-адаптивных школ.
Образовательные учреждения вправе создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту.
Физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта может осуществляться также в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, физкультурно-спортивных организациях.
2. Обеспечение развития физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 38 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Рекомендуется в региональных программах развития физической культуры и спорта включать раздел по развитию адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, а также разработать механизм содействия муниципальным образованиям по поддержке и развитию спорта инвалидов.
3. При организации работы по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре необходимо учитывать, что все объекты спорта должны отвечать установленным требованиям об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов. Соответственно, при формировании бюджетов учреждений, осуществляющих деятельность по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре, необходимо предусматривать средства на обеспечение доступа инвалидов на спортивные объекты (спецтранспорт и оборудование, расходы на обустройство парапетов и подъемников и прочее).
4. В учреждениях дополнительного образования детей, осуществляющих учебно-тренировочный процесс с указанным контингентом, рекомендуется предоставлять обучающимся старше 18 лет возможность продолжать спортивную подготовку в данном учреждении независимо от имеющихся результатов выступления. Особенно если в территории отсутствует необходимая инфраструктура спортивных учреждений, где воспитанник мог бы продолжить занятия физической культурой и спортом.
5. Рекомендуемые параметры по наполняемости учебных групп, объему учебно-тренировочной нагрузки и нормированию труда тренеров-преподавателей для данных учреждений приведены в таблице 1.
Группа, к которой относится занимающийся, определяется в зависимости от степени функциональных возможностей спортсмена, требующихся для занятий определенным видом спорта (таблицы 2 и 3).
К группе III относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены незначительно, в связи с чем они нуждаются в относительно меньшей посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях. Минимальный физический недостаток для допуска к соревнованиям лиц с ампутацией одной нижней конечности должен выражаться в том, чтобы ампутация проходила через голеностопный сустав. С ампутацией верхней конечности - через лучезапястный. При прочих поражениях опорно-двигательного аппарата укорочение конечности должно быть на 10 см.
К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений:
- нарушение зрения (класс B3);
- нарушение слуха, полная потеря слуха;
- умственная отсталость выше 60 IQ (как правило, спортсмены INAS - FID);
- детский церебральный паралич (классы CP7 - CP8);
- высокая ампутация двух нижних конечностей (классы 57, 58, соревнуются в креслах-колясках);
- ампутация или порок развития:
одной нижней конечности ниже коленного сустава (класс A4);
односторонняя ампутация стопы по Пирогову, в сочетании с ампутацией стопы на различном уровне с другой стороны (класс A3);
одной верхней конечности ниже локтевого сустава (класс A8);
одной верхней конечности ниже локтевого сустава и одной нижней конечности ниже коленного сустава (с одной стороны или с противоположных сторон) (класс A9);
- прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными.
К группе II относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничиваются достаточно выраженными нарушениями.
К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений:
- нарушение зрения (класс B2);
- умственная отсталость от 60 до 40 IQ;
- детский церебральный паралич (классы CP5 - CP6);
- спинномозговая травма (классы 55, 56, передвигаются в креслах-колясках);
- ампутация или порок развития:
одной верхней конечности выше локтевого сустава (класс A6);
одной верхней конечности выше локтевого сустава и одной нижней конечности выше коленного сустава (с одной стороны или с противоположных сторон) (класс A9);
двусторонняя ампутация предплечий (классы A5, A7);
- прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными.
К группе I относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены значительно, в связи с чем они нуждаются в посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях.
К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений:
- полная потеря зрения (класс B1);
- детский церебральный паралич (классы CP1 - CP4, передвигающиеся в креслах-колясках);
- спинномозговая травма (классы 51 - 54, передвигающиеся в креслах-колясках);
- ампутация или порок развития (классы A1, A2, A5):
двусторонняя ампутация бедер (передвигающиеся на протезах);
односторонняя ампутация бедра с вычленением (передвигающиеся на протезах), односторонняя ампутация бедра в сочетании с ампутацией стопы или голени с другой стороны;
ампутация четырех конечностей;
- прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными.
Для группы лиц, занимающихся легкой атлетикой в трековых видах в классах с T51 по T54 и с T32 по T34, спортсмены передвигаются только в колясках. В метаниях в классах с F51 по F58 и с F32 по F34 спортсмены выступают на специальном станке.
6. Распределение спортсменов на группы по степени функциональных возможностей для занятий определенным видом спорта возлагается на учреждение и осуществляется один раз в год (в начале учебного года). Для определения группы по степени функциональных возможностей спортсмена с поражением опорно-двигательного аппарата приказом учреждения создается комиссия, в которую входят: директор учреждения, старший тренер-преподаватель (или тренер-преподаватель) по адаптивной физической культуре и спорту, врач (невролог, травматолог, при необходимости - офтальмолог). Если у спортсмена уже имеется класс, утвержденный классификационной комиссией субъекта РФ, комиссией спортивной федерации инвалидов общероссийского уровня или международной комиссией, то отнесение спортсмена к группе по степени функциональных возможностей осуществляется на основании определения его класса, данного этой комиссией.
7. В случае необходимости объединения в одну учебную группу занимающихся, разных по возрасту, функциональному классу или уровню спортивной подготовленности, разница в степени функциональных возможностей не должна превышать трех функциональных классов, разница в уровне спортивной подготовленности не должна превышать двух спортивных разрядов. В игровых видах спорта комплектование учебных групп производится с учетом композиции функциональных классов в команде в соответствии с правилами соревнований.
8. На всех этапах подготовки могут привлекаться дополнительно к основному тренеру-преподавателю как другие тренеры-преподаватели, так и специалисты, непосредственно обеспечивающие учебно-тренировочный процесс, в том числе психологи, тренеры-лидеры, сурдопереводчики и иные специалисты (на учебно-тренировочном этапе, этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства также и тренеры-преподаватели по смежным видам спорта) при условии их одновременной с основным тренером-преподавателем работы со спортсменами.
9. Системы оплаты труда и нормирование труда работников указанных учреждений устанавливаются непосредственно учреждением в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, в т.ч. в соответствии с коллективным договором.
До разработки и утверждения типовых норм труда тренерско-преподавательского состава и при отсутствии в учреждении собственной принятой коллективным договором системы нормирования и оплаты труда рекомендуется тарифицировать тренеров-преподавателей исходя из почасового объема работы с учетом доплат и надбавок за особые условия работы и результативность.
При использовании нормирования труда из расчета процентов от ставки за каждого занимающегося рекомендуется использовать коэффициенты, приведенные в графе 9 таблицы 1. При этом следует учитывать, что заработная плата работника не должна быть меньше фактически выполненного объема работы в часах.
10. Расчет количества ставок тренеров-преподавателей рекомендуется производить по следующей методике:
количество занимающихся, отнесенных к определенной группе (графа 3 таблицы 1), умножается на коэффициент нормирования (графа 9 таблицы 1);
показатели по каждой группе суммируются, и общая сумма делится на 100;
полученный суммарный показатель умножается на коэффициент 1,1 (замещение работников в связи с уходом в отпуск и по болезни) и на коэффициент 1,5 (условно, определяется экспертным путем с учетом реализуемых учебно-тренировочных программ - на дополнительные тренерско-преподавательские должности, указанные в п. 5).
11. Рекомендуется устанавливать надбавку за особые условия труда в размере 20% к тарифным ставкам (окладам) директорам, заместителям директоров, инструкторам-методистам (включая старшего), медицинскому персоналу, водителям спецавтотранспорта детско-юношеских спортивно-адаптивных школ (ДЮСАШ), специализирующихся на работе с детьми, подростками и молодежью, имеющими отклонения в развитии или инвалидность, инструкторам-методистам (включая старшего), медицинскому персоналу, водителям спецавтотранспорта, иным штатным работникам, непосредственно работающим в отделениях и группах инвалидов, детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии в спортивных школах любых иных наименований, школах высшего спортивного мастерства, физкультурно-спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах и других физкультурно-спортивных учреждениях и организациях, осуществляющих работу с инвалидами и детьми с отклонениями в развитии, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
Данную надбавку также рекомендуется устанавливать тренерам-преподавателям (тренерам) при почасовой тарификации их труда.
12. Тренерам-преподавателям (тренерам) за подготовку высококвалифицированных спортсменов рекомендуется повышать должностной оклад на повышающий коэффициент, рассчитанный по следующей методике:
количество занимающихся, достигших результата, по каждой позиции, указанной в графе 2 табл. 4, умножается на коэффициент повышения норматива (графа 3 табл. 4);
данные показатели суммируются, и к сумме прибавляется количество занимающихся у данного тренера, но не имеющих результат;
исчисленная сумма делится на общее количество занимающихся;
учитывается количество занимающихся, зачисленных приказом директора в группы к данному тренеру-преподавателю (тренеру) на момент тарификации (расчета месячного должностного оклада).
Руководителям, специалистам и служащим за обеспечение высококачественного учебно-тренировочного процесса; тренерам-преподавателям за участие не менее одного года в подготовке высококвалифицированного спортсмена, вошедшего в состав сборной команды России или субъекта Российской Федерации и занявшего 1 - 6 место на официальных соревнованиях соответствующего уровня, производятся надбавки к установленному должностному окладу в размерах, предусмотренных в графе 4 таблицы 4.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей