III. Организация охраны вагонов, контейнеров с грузами, грузов на открытом подвижном составе при их перевозке, транспортировке железнодорожным транспортом

III. Организация охраны вагонов, контейнеров с грузами,

грузов на открытом подвижном составе при их перевозке,

транспортировке железнодорожным транспортом

3.1. Охрана вагонов, контейнеров с грузами, в том числе с опасными грузами, грузов на открытом подвижном составе (далее - грузы) в пути следования при их перевозке, транспортировке железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации осуществляется работниками ФГП ВО ЖДТ России на основании договоров (соглашений), заключенных между ФГП ВО ЖДТ России и грузоотправителями, грузополучателями (экспедиторскими организациями), перевозчиками, железнодорожной охраной государств - участников Содружества Независимых Государств и в соответствии с Федеральными законами от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" <*>, правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и иными нормативными правовыми актами.

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170; N 28, ст. 2891; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616.

3.2. Охрана грузов осуществляется работниками ФГП ВО ЖДТ России постоянным и сменным способами в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 38 <*>.

--------------------------------

<*> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 июня 2003 г., регистрационный N 4864, с изменениями, внесенными Приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 16 января 2006 г. N 8 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 февраля 2006 г., регистрационный N 7472); от 9 июля 2007 г. N 88 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июля 2007 г., регистрационный N 9870); от 22 декабря 2008 г. N 216 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 января 2009 г., регистрационный N 13057).

Работники ФГП ВО ЖДТ России, осуществляющие охрану грузов, являются лицами, уполномоченными грузоотправителем, грузополучателем (экспедиторскими организациями) на охрану груза в пути следования на основании заключенного договора.

3.3. Охрана грузов осуществляется с момента их передачи под охрану, которая оформляется соответствующим актом, подписанным грузоотправителями, грузополучателями либо уполномоченными ими лицами, перевозчиком и ФГП ВО ЖДТ России.

3.4. Места дислокации пунктов смены нарядов устанавливаются ФГП ВО ЖДТ России. Организация смены нарядов, особенности взаимодействия филиалов, отрядов, команд по передаче грузов на пунктах смены нарядов определяются организационно-распорядительными документами ФГП ВО ЖДТ России.

3.5. Охрана грузов при сменном сопровождении осуществляется следующими методами:

сопровождением грузов в пути следования нарядами;

выставлением постов, патрулированием нарядами;

применением пикетов;

применением совместных оперативных мобильных групп, в которые могут входить сотрудники правоохранительных органов, нарядов, выделенных для усиления охраны грузов;

применением инженерных, технических и других средств охраны грузов.

3.6. Методы охраны грузов применяются в зависимости от опасности, степени важности и ценности охраняемых грузов.

3.7. Взрывчатые материалы (опасные грузы класса 1), кроме тех, которые, согласно правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам, должны сопровождаться специалистами грузоотправителя (грузополучателя) или воинскими караулами Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, охраной грузоотправителя (грузополучателя), метанол, оружие охотничье нарезное, спортивное, газовое и патроны, а также грузы, следующие контейнерными поездами (маршрутами), подлежат обязательному сопровождению нарядами, а также охране в период их нахождения на железнодорожных станциях. В качестве дополнительной меры может быть организовано усиление их охраны за счет применения других методов охраны.

3.8. На один наряд ФГП ВО ЖДТ России возлагается охрана не более 10 вагонов с взрывчатыми материалами, расположенных одной группой. На каждую последующую группу до 10 вагонов с такими грузами выделяется дополнительный наряд.

Нарядам, назначенным для охраны взрывчатых материалов или метанола, запрещается сдавать под охрану другие грузы.

3.9. В случае отцепки всей группы охраняемых вагонов с грузами по факту выявления в пути следования у одного или нескольких вагонов с взрывчатыми материалами, метанолом технических, коммерческих неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов или сохранности грузов, охрану такой группы вагонов осуществляет следующий с ней наряд ФГП ВО ЖДТ России. После прибытия дополнительного наряда и принятия под охрану неисправных вагонов исправные вагоны сопровождает следовавший с ними наряд ФГП ВО ЖДТ России.

3.10. О каждом случае простоя вагонов, контейнеров с грузами, указанными в пункте 3.7, сверх установленного времени начальник подразделения (караула) ФГП ВО ЖДТ России сообщает соответствующей службе перевозчика и в отряд ФГП ВО ЖДТ России для принятия мер к скорейшему отправлению вагонов по назначению или передаче их грузополучателю для выгрузки.

3.11. Ценные и наиболее подверженные хищениям грузы (цветные металлы, машины, изделия и приборы электробытовые, автомобили, светлые нефтепродукты, изделия табачно-махорочные) и другие подлежащие охране грузы на всем пути следования, в том числе при стоянках, должны обеспечиваться охраной с применением одного или сочетанием нескольких методов: сопровождением, выставлением постов, патрулированием нарядами на железнодорожных станциях смены нарядов, пикетами, использованием групп, нарядов, выделенных для усиления охраны грузов, применением инженерных, технических и других средств охраны грузов.

Во время нахождения на железнодорожной станции таких грузов порядок их охраны в зависимости от местных условий определяется начальником караула (отделения) в соответствии с требованиями руководящих документов и технологией охраны грузов на железнодорожной станции.

3.12. Пикеты (наряды из одного и более работников ФГП ВО ЖДТ России) направляются на железнодорожные станции, где графиком движения предусмотрена остановка грузовых поездов, с целью обеспечения охраны грузов на путях железнодорожной станции, в проходящих грузовых поездах, в местах производства маневровых работ, приема и выдачи грузов, а также в поездах, временно отставленных от движения.

Пикеты могут применяться для усиления охраны грузов, указанных в пункте 3.7, а также в качестве самостоятельного метода охраны для грузов, указанных в пункте 3.11, на участках с интенсивным грузопотоком, на которых их применение более эффективно, чем другие способы и методы охраны перевозимых грузов.

3.13. Группы, наряды, выделенные для усиления охраны грузов, применяются для пресечения хищений, выполнения оперативно-профилактических, розыскных мероприятий в сфере охраны перевозимых грузов.

3.14. Инженерные, технические и другие средства охраны применяются в зависимости от доступности (наличия) этих средств и оперативной обстановки на участке обслуживания.

3.15. Особенности организации охраны грузов с учетом местных условий и оперативной обстановки определяются технологиями взаимодействия между филиалами, отрядами, стрелковыми командами ФГП ВО ЖДТ России (организационно-распорядительными документами ФГП ВО ЖДТ России).

3.16. Временное отставление поездов от движения на железнодорожных станциях производится на основании организационно-распорядительного документа перевозчика и установленным порядком доводится соответствующему подразделению ФГП ВО ЖДТ России, на участке обслуживания которого располагается железнодорожная станция.

Перечень железнодорожных станций, на которых допускается временное оставление поездов с грузами без локомотивов, устанавливается перевозчиком по согласованию с филиалами ФГП ВО ЖДТ России.

3.17. Решение о применении способов и методов охраны грузов принимается начальником отряда, команды (караула) на каждом отдельном участке обслуживания стрелковой команды с учетом: действующих документов, важности охраняемого груза, оперативной обстановки на участке следования грузового поезда, наличия на промежуточных железнодорожных станциях групп, постов, нарядов ФГП ВО ЖДТ России, времени суток, погодных условий, профиля железнодорожного пути и др.

3.18. Указанное в пункте 3.17 решение должно основываться на следующих принципах:

достаточности комплекса организационных и технологических мер для обеспечения защиты охраняемых грузов данной категории от противоправных посягательств на всем участке обслуживания;

соответствия методов охраны местным условиям, особенностям работы железнодорожной станции и оперативной обстановке;

взаимного дополнения методов охраны в соответствии с установленными требованиями.

3.19. Численность работников ФГП ВО ЖДТ России, занятых на сопровождении и охране грузов, технологические условия по сопровождению и охране грузов определяются организационно-распорядительными документами ФГП ВО ЖДТ России.

3.20. В случае обнаружения коммерческих неисправностей в вагонах, контейнерах с охраняемыми грузами выявивший их работник (наряд) ФГП ВО ЖДТ России сообщает об этом начальнику караула (отделения) стрелковой команды, на участке обслуживания которой находятся такие вагоны, контейнеры, для принятия мер в соответствии с его должностными обязанностями и полномочиями.

3.21. Постоянное сопровождение грузов осуществляется непрерывно одними и теми же работниками ФГП ВО ЖДТ России от момента приема груза от грузоотправителя (перевозчика) до момента сдачи его грузополучателю (перевозчику) или уполномоченному лицу, согласно условиям договора и организационно-распорядительным документам ФГП ВО ЖДТ России.

3.22. Для обеспечения проезда работников со служебными собаками и (или) огнестрельным оружием, специальными средствами в пассажирских и грузовых поездах, а также иным транспортом общего пользования, подтверждения выполнения должностных обязанностей во время служебных поездок на участке обслуживания или маршруте движения, проставления служебных отметок представителями организаций железнодорожного транспорта, учета рабочего времени и фиксации результатов трудовой деятельности работникам ФГП ВО ЖДТ России выдается оформленный Маршрут караула (наряда) ведомственной охраны согласно образцу, приведенному в приложении N 1 к настоящему Порядку (далее - Маршрут караула), заверенный печатью отряда (филиала) ФГП ВО ЖДТ России и подписанный соответствующим руководителем ведомственной охраны.

3.23. Проезд работников ФГП ВО ЖДТ России в пассажирских поездах дальнего следования и пригородного сообщения при выполнении служебных поездок осуществляется на основании договоров с перевозчиками, Маршрута караула и требования на приобретение проездного документа (далее - Требование), которое оформляется согласно образцу, приведенному в приложении N 2 к настоящему Порядку. Требование используется ФГП ВО ЖДТ России с учетом условий договоров с перевозчиками.