7.6.2. Информация о грузе - древесноволокнистые плиты (ДВП) в пакетах

7.6.2. Информация о грузе - древесноволокнистые плиты (ДВП) в пакетах:

┌─────────────────┬────────────┬─────────────┬───────────┬───────┐

│ Форма, размеры, │ Удельный │Удельная рас-│Угол стати-│Коэффи-│

│ масса грузового │погрузочный │пределенная │ческой ус- │циент │

│ места │объем (УПО),│нагрузка от │тойчивости │прони- │

│ │мю, куб. м/т│одного грузо-│штабеля │цаемос-│

│ │ │вого места, │груза, хи, │ти гру-│

│ │ │qг, тс/кв. м │град. │за, k │

├─────────────────┼────────────┼─────────────┼───────────┼───────┤

│Размеры и масса │1,3 │определяется │16° - │0,25 │

│пакетов приведены│ │расчетом │начало │ │

│в Приложении 8 │ │ │сдвига │ │

│настоящих Правил │ │ │плит внутри│ │

│ │ │ │пакетов и │ │

│ │ │ │пакетов по │ │

│ │ │ │пакетам │ │

└─────────────────┴────────────┴─────────────┴───────────┴───────┘

Древесноволокнистые плиты (HARDBOARDS) - материал, получаемый измельчением древесины в волокнистую массу с последующим формированием из нее плит. Производятся по ГОСТ 4598.

Пакет ДВП сформирован из стопы плит, обложенных по периметру щитками ДВП, стянут тремя продольными поясами из стальной ленты, затем установлен на грузовую площадку, сбитую гвоздями из четырех поперечных брусков сечением 54 x 71 мм и четырех продольных дощечек сечением 82 x 25 мм, и скреплен с ней четырьмя поперечными поясами стальной ленты, охватывающими поперечные бруски снизу. На углах пакета в местах изгиба стальной ленты подложены предохраняющие стальные уголки шириной 48 мм. Во втором варианте упаковки пакет обложен по периметру рамками из пиломатериалов.

7.6.3. Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией:

- форма, габаритные размеры и масса пакета каждого вида;

- коэффициенты трения пар груз - груз, груз - сталь, груз - древесина.

При отличии отдельных данных от указанных в таблице они должны быть уточнены в "Информации о грузе", представленной грузоотправителем.

7.6.4. Исследования статической устойчивости штабеля груза по методике приложения 1 РД 31.11.21.16-96 показали (рис. 7.6.1), что потеря устойчивости начинается со смещения плит внутри пакетов в промежуточных ярусах, и сопровождается смещением пакетов по пакетам при угле наклона не менее 16°, который и выбран в качестве нормативного.

7.6.5. Пакеты ДВП (как самых тяжелых из древесных плит) рекомендуется размещать прежде всего в трюмах.

7.6.6. Пакеты ДСП и ДВП в грузовых помещениях судна должны устанавливаться с максимальной плотностью рядами длинной стороной преимущественно поперек судна от бортов к ДП и от поперечных переборок к середине отсека. Допускается устанавливать пакеты длинной стороной вдоль судна в бортовых подпалубных пространствах в середине отсека и на просвете люка для уменьшения объема пустот из-за некратности размеров пакетов ширине судна.

7.6.7. При укладке пакеты необходимо прижимать в сторону борта, чтобы пустоты располагались вблизи ДП. Число пустот в одном ярусе допускается не более двух, причем пакеты следующего подъема должны устанавливаться на пакеты, ограждающие пустоты с боков так, чтобы пустоты в смежных ярусах не распространялись на высоту более высоты одного подъема (3-х пакетов) (рис. 7.5.1).

7.6.8. С целью облегчения заводки стропов при выгрузке между "подъемами" пакетов ДСП необходимо устанавливать деревянные прокладки сечением не менее 20 x 40 мм. Не допускается применение кругляков для этих целей.

7.6.9. Грузовые помещения должны заполняться пакетами на всю высоту. Зазор между поверхностью груза в подпалубном пространстве и нижней кромкой комингса люка должен быть менее высоты пакета. Поверхностный ярус груза должен располагаться в просвете люка с опорой на комингсы. При недостатке груза эти требования должны выполняться по мере возможности.

7.6.10. Рекомендуется под пакеты ДСП и ДВП, укладываемые в пределах комингса люка, применять прокладки из полосок сырой резины.

7.6.11. Грузовые операции приостанавливаются, рабочие люки закрываются при выпадении осадков. Нерабочие люки должны быть постоянно закрыты.

7.6.12. В каждом грузовом помещении перед закрытием люковых крышек поверхность груза должна быть застелена сепарационной бумагой в один слой для защиты груза от загрязнения потеками от отпотевания и судовых систем гидравлики.

7.6.13. Если указанное в таблицах 7.6.1 и 7.6.2 или в "Информации о грузе" значение угла устойчивости штабеля при расчете критерия несмещаемости по приложению 5 РД 31.11.21.16-96 удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то никаких дополнительных мероприятий по обеспечению несмещаемости груза не требуется.

7.6.14. Если принятое к учету значение угла устойчивости штабеля при расчете критерия несмещаемости по приложению 5 РД 31.11.21.16-96 не удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, что наиболее вероятно, то пакеты, ограждающие пустоты, должны быть раскреплены клетками из бруса сечением не менее 100 x 100 мм или досок сечением не менее 50 x 125 мм, сбитых гвоздями. Для обеспечения жесткости клетки должны содержать диагональные вставки в вертикальной плоскости.

7.6.15. Пакеты ДСП и ДВП, уложенные и закрепленные в соответствии с указанными выше требованиями, являются несмещаемыми только при плавании в условиях ветра до 8 баллов и волнения до 6 м. В более тяжелых условиях плавания возможно смещение пакетов ДСП и ДВП.

7.6.16. С целью обеспечения безопасности судна при возможном смещении груза оптимальная метацентрическая высота для плавания при ветре свыше 4 баллов и волнении более 3 м определяется по формуле:

Q

h = 2,846 x --, (7.6.1)

D

где:

Q - общая масса ДВП и ДСП, размещенных выше центра тяжести судна, т;

D - водоизмещение судна при плавании в штормовой зоне, т.

7.6.17. Минимальная метацентрическая высота, определенная по формуле 7.6.1, должна быть не менее 0,3 м или указанной в судовой "Информации об остойчивости", что больше.

7.6.18. Превышение фактической метацентрической высоты над рассчитанной по формуле 7.6.1 до 0,05 м не сказывается заметно на обеспечении несмещаемости.