Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов.

Рост тарифов и оптовых цен на электроэнергию в 2010 - 2013 гг.

Рост тарифов и оптовых цен на электроэнергию

в 2010 - 2013 гг.

(в среднем за год, к предыдущему году %)

┌───────────────────────┬────────────┬────────────────────────────────────┐

│ │ 2010 │ Прогноз │

│ │ оценка ├─────────────┬───────────┬──────────┤

│ │ │ 2011 │ 2012 │ 2013 │

├───────────────────────┼────────────┼─────────────┼───────────┼──────────┤

│ Доля свободного │ 53 │ 76 │ 76 │ 76 │

│ рынка │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │

│ Рост конечных цен в │ 116,6 │ 113 - 115 │ 111 - 113 │110 - 112 │

│ среднем для всех │ │ <1> │ │ │

│ категорий │ │ │ │ │

│ потребителей │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │

│регулируемые тарифы и │ 117 │ 113 - 116 │ 111 - 113 │110 - 112 │

│рыночные цены для всех │ │ │ │ │

│категорий │ │ │ │ │

│потребителей, исключая │ │ │ │ │

│население │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │

│ Рост регулируемых │ 110 │ 110 │ 110 │ 110 │

│ тарифов в среднем │ │ │ │ │

│ для населения │ │ │ │ │

└───────────────────────┴────────────┴─────────────┴───────────┴──────────┘

--------------------------------

<1> Верхний предел роста конечных цен может быть превышен, по оценке до 118% с учетом отсутствия предельного размера оплаты мощности по долгосрочному конкурентному отбору в следующих зонах свободного перетока (ЗСП): ЗСП Центра, ЗСП Урала и ЗСП Сибири.

Основными факторами роста цен и тарифов на электроэнергию в 2011 - 2013 гг. являются либерализация рынка электрической энергии и мощности, оплата мощности с учетом правил долгосрочного рынка мощности. Рост цен и тарифов на электроэнергию в прогнозный период также связан с переходом к регулированию услуг по передаче электрической энергии по распределительным сетям на основании долгосрочных параметров регулирования, в том числе методом доходности инвестированного капитала в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и ростом цен на топливо.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" до 01.01.2011 года продажа объема электрической энергии (мощности) по свободным (нерегулируемым) ценам должна быть доведена до 100 процентов электрической энергии и мощности всем категориям потребителей электрической энергии, за исключением объема электрической энергии (мощности), потребляемого населением по договорам энергоснабжения и оказания населению коммунальных услуг в части электроснабжения.

В либерализованном секторе энергетики (генерация) рост свободных цен будет определяться ростом цен на котельно-печное топливо (газ, уголь и мазут), значительным вводом новых мощностей электростанций, реализующих по ценам, значительно превышающим цены действующих электростанций, а также факторами внутреннего спроса.

Оплата мощности действующих электростанций (введенных в эксплуатацию до 1 января 2007 г.) будет происходить по результатам долгосрочного конкурентного отбора мощности в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2010 N 89. В большинстве зон свободного перетока будет введен предельный размер оплаты мощности в связи с недостаточной конкуренцией, который определен на уровне 118 тыс. рублей и 126 тыс. рублей за 1 МВт мощности, соответственно, для первой и второй ценовых зон. При этом в зонах свободного перетока, в которых не введен предельный размер оплаты мощности, рост конечных цен может быть выше предельного уровня. Это может потребовать принятия дополнительных регулирующих мер.

В рамках указанного Постановления для АЭС и ГЭС предусмотрена инвестиционная надбавка на 2011 - 2012 годы. Уровень инвестиционной надбавки позволит профинансировать инвестиционные программы с учетом привлечения заемного финансирования и дополнительного дохода со свободного рынка.

Оплата новых мощностей тепловых станций по договорам предоставления мощности (далее - ДПМ) происходит в соответствии с параметрами, определенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2010 N 238. Средняя стоимость оплаты новых мощностей по ДПМ принималась равной 700 тыс. рублей за 1 МВт мощности в среднем по Российской Федерации.

Основной сферой, в которой с 2011 года сохранится государственное регулирование цен (тарифов), является передача электрической энергии. При расчете прогноза изменения тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным электрическим сетям на 2011 - 2013 гг. учитывались долгосрочные параметры регулирования сетевых организаций, в отношении которых применяется метод доходности инвестированного капитала.

В росте тарифов учтено увеличение необходимой валовой выручки компаний, в отношении которых применение метода доходности инвестированного капитала (RAB) предусмотрено с 01.01.2011 (территориальные сетевые компании ОАО "Холдинг МРСК" и ОАО "ДРСК"). При этом величина возврата капитала по таким компаниям принята на уровне амортизационных отчислений, учтенных в тарифах 2010 года, с ростом не превышающим 1,3 - 1,5; доход на капитал определен с учетом среднего по распределительным сетевым организациям уровня износа основных фондов, который составляет 66%, и нормой доходности 6%, 9%, 11% на первоначальную базу капитала и 12%, 12%, 11% на 2011 - 2013 гг. на новые инвестиции. Необходимая валовая выручка сетевых компаний может быть скорректирована после проведения независимой оценки их капитала и утверждения долгосрочных инвестиционных программ.

При переходе территориальных сетевых компаний к регулированию тарифов по методу доходности инвестированного капитала в инвестиционные программы могут включаться средства, необходимые для реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе средства на оснащение современными приборами учета. Также необходимо увязать корпоративные процедуры с повышением эффективности сетевых компаний в части снижения потерь электрической энергии и снижения издержек.

Рост регулируемых тарифов не учитывает субсидии из федерального бюджета на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в энергетике, а также особенности ценообразования на отдельных территориях Российской Федерации (неценовые зоны, Северный Кавказ). При этом он может быть выше параметров, предусмотренных прогнозом, при учете в тарифах региональными органами регулирования расходов на выполнение инвестиционных программ согласно статье 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977.

Необходимая валовая выручка ОАО "ФСК ЕЭС" учтена исходя из установленных ФСТ России долгосрочных тарифов на 2010 - 2012 годы и будет скорректирована с учетом перехода с 3-х на 5-летний период регулирования. При этом внедряется механизм корректировки необходимой валовой выручки для сетевых компаний с учетом исполнения инвестиционных программ.

Исходя из проектируемых параметров роста цен и тарифов, стоимость электроэнергии в России для промышленных потребителей возрастет с 5,2 евро в 2010 г. до 7,6 евро в 2013 г. за 100 кВт час. В результате российские цены на электроэнергию существенно приблизятся к стоимости электроэнергии в Германии и стран Евросоюза (отставание сократится с 1,7 - 1,8 раз в 2010 г. до 1,2 - 1,3 раза в 2013 г., при том, что разрыв между ценами на потребляемый газ остается существенно выше - в 2013 г. он составит 3,2 раза) и превысят стоимость электроэнергии в США уже в 2010 году (где как стоимость газа в 2 раза выше). Такая ситуация существенно сократит конкурентные преимущества Российских производителей. В условиях дальнейшего роста цен на газ требуется существенно повысить эффективность электроэнергетики.