Главная

N 8 (95) АВГУСТ 2003

Архив | предыдущий выпуск | следующий выпуск

Содержание

У пользователей установлено 500 000 систем КонсультантПлюс!

Нина Загренчук, PR-менеджер пресс-службы компании Консультант Плюс Нина Загренчук,
PR-менеджер пресс-службы компании "Консультант Плюс"

Динамика количества установленных систем КонсультантПлюсНе так давно (см. N 12 (87), 2002 г.) мы сообщали о важном событии, ставшем знаменательным не только для сотрудников Сети КонсультантПлюс, но и для наших пользователей, - общее количество документов, содержащихся в системах КонсультантПлюс, превысило миллион. Это стало весомым доказательством того, что пользователи КонсультантПлюс имеют доступ к крупнейшему массиву правовой информации в электронном виде.

Сегодня в Сети КонсультантПлюс новое достижение. Количество справочных правовых систем семейства КонсультантПлюс, установленных у пользователей, в июле 2003 г. превысило 500000 экземпляров!

История успеха

А начиналось все с малого. В 1992 г., когда Сеть КонсультантПлюс только начала работу по распространению справочной правовой информации на территории России, у пользователей было установлено всего 530 систем. Причем те системы охватывали лишь федеральное законодательство и содержали всего около 1500 документов. Тем не менее для КонсультантПлюс это был успешный старт.

С развитием Сети КонсультантПлюс постепенно наращивались и объемы распространения справочных правовых систем среди пользователей. Так, в 1993 г. было установлено 4000 систем КонсультантПлюс, а в 1994 г. - уже более 17000 систем.

Важно отметить, что темпы роста количества используемых специалистами систем КонсультантПлюс постоянно увеличивались. Например, в 1995 г. было установлено более 46500 систем КонсультантПлюс, что примерно на 30000 систем больше, чем в 1994 г., а уже через год, в 1996 г., количество используемых систем возросло почти на 46000 экземпляров. Подобная тенденция сохранялась даже в кризисный период после августа 1998 г.

С каждым годом количество устанавливаемых у пользователей систем возрастает примерно на 20-25%. Более того, в текущем и в следующем году мы ожидаем значительный всплеск динамики роста - в связи с вводом в конце 2003 г. новой технологии КонсультантПлюс, которая выведет наши справочные правовые системы на качественно новый уровень.

Пользователи систем КонсультантПлюс

Министр экономического развития и торговли Г.О. Греф:
"Компании удалось добиться значительных успехов в области распространения правовой информации в нашей стране, повышения правовой культуры российских граждан. Мы знаем, что справочные правовые системы КонсультантПлюс - это всегда надежная и качественная информация, созданная профессионалами высокого уровня".

Это количество - 500 000 систем КонсультантПлюс - установлено в коммерческих организациях, в органах государственной власти и управления, научных и учебных заведениях в рамках специальных Программ сотрудничества.

Нашими пользователями в настоящее время являются свыше 140 000 организаций. С системами КонсультантПлюс работают как небольшие фирмы, так и крупные международные корпорации, осуществляющие деятельность на территории России. Среди клиентов КонсультантПлюс - промышленные предприятия, финансовые учреждения, аудиторские и юридические фирмы, торговые компании, учреждения культуры. В частности, VIP-клиентами компании являются РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром", ИД "КоммерсантЪ", Росгосстрах, представительство Microsoft в России и СНГ и многие другие.

Обширна и география пользователей: системы КонсультантПлюс применяются на всей территории России, а также в странах Содружества Независимых Государств, Балтии и дальнего зарубежья.

Среди пользователей КонсультантПлюс - федеральные и региональные органы власти и управления, которые предъявляют особые требования к надежности информации справочных правовых систем, качеству применяемых технологий и уровню сервисного обслуживания. Сегодня в государственных структурах установлено свыше 20000 систем КонсультантПлюс. Например, в финансовых управлениях и отделениях федерального казначейства используется свыше 1100 систем КонсультантПлюс, на таможнях и таможенных постах - более 900 систем, в судах общей юрисдикции - более 7000 систем, около 5000 систем КонсультантПлюс установлено в налоговых инспекциях России, более 3000 систем - в органах системы МВД России. Следует отметить, что ряд государственных организаций использует технологию КонсультантПлюс для создания и ведения внутренних баз данных.

В рамках специальных программ сотрудничества компания "Консультант Плюс" оказывает информационную поддержку учащимся, преподавателям, научным деятелям. Более 1000 высших учебных заведений (из них 300 университетов страны, более чем 400 институтов и 200 академий, включая их филиалы) и 900 библиотек по всей России имеют доступ к электронным правовым ресурсам КонсультантПлюс. Наши системы установлены в 13 библиотеках федерального уровня и 147 - регионального уровня, а также в 640 муниципальных библиотеках.

Впереди - новые достижения!

Директор Российской государственной библиотеки В.В. Федоров:
"Мы вместе работаем все эти годы, шаг за шагом продвигаясь к правовому государству. Крупнейший информационный ресурс по законодательству России, созданный специалистами компании "Консультант Плюс", обеспечивает основную функцию библиотеки - доведение правовой информации до каждого гражданина".

Полмиллиона установленных систем - результат многолетней деятельности компании "Консультант Плюс" и ее 300 региональных партнеров в 150 городах России. Семейство КонсультантПлюс постоянно пополняется новыми видами правовой информации, включаемые в информационные банки материалы достоверны и актуальны, непрерывно совершенствуется программная технология, повышается качество сервисного обслуживания. Благодаря этим факторам с каждым годом все больше специалистов выбирают справочные правовые системы КонсультантПлюс как удобный и эффективный инструмент для решения самых различных правовых задач.

Следует особо подчеркнуть, что одним из основных факторов успеха деятельности Сети КонсультантПлюс является эффективное взаимодействие компании с 300 региональными информационными центрами. Это определяет высокий уровень сервиса, предоставляемого пользователям, начиная с установки систем КонсультантПлюс и заканчивая консультационной и технической поддержкой. Вне зависимости от сферы деятельности и местонахождения каждый пользователь обеспечивается высококачественными информационными услугами, максимально учитывающими его индивидуальные потребности.

C развитием в стране информационно-правового пространства впереди у компании много новых задач, решение которых позволит и в дальнейшем удовлетворять самые высокие требования пользователей. И, конечно же, впереди - новые достижения!


Введен новый Таможенный кодекс Российской Федерации. Интервью с заместителем председателя ГТК России Ю.Ф. Азаровым

 Борис Богатырев, Главный редактор Интернет-сайта и бюллетеня КонсультантПлюс

Борис Богатырев,
Главный редактор Интернет-сайта и бюллетеня КонсультантПлюс

Еще до подписания Президентом России нового Таможенного кодекса РФ мы договорились побеседовать с Юрием Федоровичем Азаровым (статс-секретарем, заместителем председателя ГТК России). Ведь в первую очередь интересно мнение самих разработчиков принципиально нового Кодекса. Надо сказать, что Юрий Федорович с удовольствием согласился на это интервью. И уже через неделю после подписания Кодекса (он был подписан 28 мая 2003г.) на www-сервере КонсультантПлюс мы начали сбор вопросов от посетителей сервера. А 25 июня состоялось интервью.

От посетителей сервера в адрес руководства ГТК РФ пришло около сотни вопросов, некоторые были очень подробные. В рамках одной беседы задать все вопросы было невозможно. Поэтому мы постарались отобрать, на наш взгляд, наиболее общие и интересные. Беседа получилась продолжительной, и, несмотря на занятость, Юрий Федорович ответил почти на 40 вопросов. С полным вариантом интервью можно ознакомиться на сервере компании по адресу www.consultant.ru/law/interview/. В бюллетене мы приводим ответы только на некоторые вопросы.

Уважаемый Юрий Федорович, насколько новый Таможенный кодекс РФ близок европейскому законодательству и таможенные законы каких стран принимались за образец?

За основу при работе над Таможенным кодексом РФ взяты основные положения Киотской конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур, учтен мировой опыт, который отражен, в частности, в Положениях генерального соглашения по тарифам и торговле, в иных соглашениях, принятых в рамках Всемирной торговой организации.

Киотская конвенция содержит стандартные правила, которых должны обязательно придерживаться государства, присоединившиеся к этой конвенции. Кроме того, конвенция содержит рекомендуемые правила, которые государства могут соблюдать с учетом своих интересов. Это было в основе.

Кроме этого, мы, естественно, исходили из других конвенций, соглашений, к которым Россия присоединилась. Кстати, к Киотской конвенции мы пока не присоединились. Но присоединение к этой конвенции - одна из задач, которая стоит перед Россией. Поэтому Кодекс приближен к требованиям Киотской конвенции и, соответственно, это нам поможет в самом процессе присоединения.

Конечно, принимался во внимание и кодекс Европейского Сообщества. Он тоже тесно увязан с Киотской конвенцией и мы постоянно сопоставляли, как эти два документа, законодательства других стран трактуют те или иные положения таможенного дела. У нас постоянно шла дискуссия, мы искали наилучшие решения вопросов. Поэтому наш Кодекс действительно построен на международной базе.

Какие новеллы нового Таможенного кодекса Вы бы выделили?

Этот Кодекс сделал принципиальный поворот от администрирования к большему учету интересов участников внешнеторговой деятельности, к либерализации таможенного регулирования. Но, естественно, она урегулирована законом. Это не значит, что можно везти товар какой хочу и как хочу. Но правила прописаны по всему Кодексу таким образом, что участник внешнеторговой деятельности, во-первых, может пользоваться Кодексом напрямую, исходя из норм прямого действия, во-вторых, может использовать свои права в связи с тем, что в Кодексе записано много других подходов. А именно: заявительный характер части процедур, когда участники внешнеторговой деятельности заявляют, а таможня соглашается с их заявлением. Или принимает их заявление, но только потом их контролирует. И сам разрешительный характер значительно упрощен по многим процедурам. Это совершенно другие подходы. Наверное, это главное.

Комментарий к Кодексу вы будете делать?

Комментарии будут обязательно. Скорее всего, один комментированный Кодекс будет быстро сделан, как бы экспресс-комментарий. А два-три основательных комментария мы сделаем позже. Потому что Кодекс требует большой работы, это очень тяжелый и очень сложный с юридической точки зрения документ. И неплохо, что будут работать разные творческие группы. В том числе будет и одна творческая группа, состоящая в основном из сотрудников ГТК России. Ибо мы были в числе основных разработчиков документа.

Правда ли, что будет отменяться большая масса нормативных актов ГТК в связи с выходом нового Кодекса?

Да, будет отменяться много нормативных актов ГТК РФ. Мы эту работу уже начали. Но наша задача даже не столько в том, чтобы отменить нормативные акты. Наша задача - создать новую нормативную базу, а старые нормативные акты будут отменяться автоматически, по мере создания новых. Кстати, издавать нормативные акты мы можем только те, что прописаны в Кодексе. Уже через новый документ будем анализировать существующую сегодня нормативную базу и смотреть, что соответствует, а что не соответствует Таможенному кодексу. Будет много новых подходов к таможенным технологиям. Мы должны "прописать" их таможеннику, и это должен видеть участник внешнеторговой деятельности - какова последовательность действий по той или иной таможенной процедуре.

Кроме того, необходимо подготовить свыше десяти постановлений Правительства, иначе остановятся те или иные таможенные процедуры. Такую работу мы уже начали.

Иногда утверждается, что новый Кодекс принят в пользу крупных предприятий и в ущерб предприятий среднего и малого бизнеса. Как Вы могли бы это прокомментировать?

Надо иметь в виду, что Кодекс не определяет и не устанавливает градацию участников внешнеторговой деятельности на крупные и мелкие. Кодекс прописывает целый ряд преимуществ для законопослушных участников. И критерии законопослушности напрямую прописаны в самом Кодексе. То есть речь идет не о тех "белых списках", которые определяем мы сегодня в ГТК нашими приказами и положениями. Соответствуешь критериям, установленным законом, взял определенные на себя обязательства (допустим, представлять свои учеты по товару), - все, пожалуйста, ты получаешь преимущества перед другими. Тем самым Кодекс открывает дорогу в цивилизованную сферу внешнеторгового бизнеса, когда более интересным становится работать в открытую, а не искать всевозможные "серые", "черные", криминальные схемы.

Прошло уже некоторое время после принятия нового Кодекса. Какие-то отклики к вам уже приходили? Что произошло за это время?

Во-первых, мы активно встречаемся с представителями бизнеса. Во-вторых, нам не безынтересно мнение (и, может быть, это надо поставить на первое место) самих таможенников. В основном они участвуют в сфере этих правоотношений. Были наши встречи и выступления как внутри страны, так и за рубежом. Я не так давно встречался с бизнесменами Финляндии. Кодекс, естественно, вызывает интерес, задаются вопросы. Реакция финнов, например, такова: неужели это в России произошло? Неужели такой принят закон? Потому что у них много вопросов к таможенной службе. Принятие нового Кодекса вызвало у них большое удовлетворение.

Мы в ГТК РФ создали рабочую группу, которая состоит из руководителей основных управлений и специалистов. Они буквально по словам "разбирают" Кодекс и определяют наши подходы. В том числе и к изданию нормативной базы, к определению технологий таможенного контроля и оформления. То есть мы сейчас тоже определяем свои позиции, для того чтобы в оставшееся время издать нормативные акты, требуемые Кодексом.

Много вопросов было задано об обеспечении уплаты таможенных платежей, особенно владельцами складов временного хранения, брокерами, были вопросы о возврате переплаченных сумм, о правоотношениях, регулирующих режим свободной таможенной зоны, об ответственности брокера, о возможных корректировках нового Кодекса, об изменениях в правах и обязанностях таможенных органов и т.д. и т.п. На многие вопросы были даны ответы. Остальные собранные редакцией www-сервера вопросы были переданы Ю.Ф. Азарову для информации.


Влияние ПБУ 18/02 на показатель чистой прибыли. Отложенные налоги в системе. КонсультантБухгалтер:КорреспонденцияСчетов

 Наталья Чаплыгина, старший эксперт отдела КорреспонденцияСчетов

Наталья Чаплыгина,
старший эксперт отдела КорреспонденцияСчетов

Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из нормативно установленных правил. Такие правила закреплены в стандартах - положениях по бухгалтерскому учету (ПБУ). На сегодняшний день количество действующих ПБУ достигло 19 и практически в каждом из них содержатся те или иные требования к раскрытию соответствующей информации в бухгалтерской отчетности. В этом отношении требования ПБУ 18/02 в основном касаются Отчета о прибылях и убытках (форма N 2) и их выполнение влияет на показатель чистой прибыли отчетного периода.

Наиболее распространенные в деятельности организаций хозяйственные операции с учетом требований ПБУ 18/02 содержатся в схемах корреспонденции счетов информационного банка КонсультантБухгалтер:КорреспонденцияСчетов. Общее количество таких схем уже превысило 200.

Рассмотрим вопросы, связанные с применением ПБУ 18/02 при расчете показателя чистой прибыли и составлении бухгалтерской отчетности.

Отложенные налоги и чистая прибыль

Коротко напомним основные положения ПБУ 18/02. Суть требований ПБУ 18/02 в том, что налог на прибыль должен отражаться в бухгалтерском учете и отчетности в суммах, определяемых исходя из бухгалтерской прибыли (условный налог), но скорректированных на суммы налога, определенные исходя из разниц между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью (подробнее об этом см. статью "Нет прибыли?! А разницы будут!" в N 5(92)). В терминологии ПБУ 18/02 существует три вида разниц между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью (убытком).

  1. Постоянные разницы, возникающие:
    • если в бухгалтерском учете признаны расходы и(или) доходы, которые не признаются в целях налогообложения прибыли (в налоговом учете);
    • если в налоговом учете признаны расходы и(или) доходы, которые не признаются в бухгалтерском учете.

    При возникновении постоянных разниц в бухгалтерском учете отражаются постоянные налоговые обязательства (ПНО).

  2. Вычитаемые временные разницы, возникающие:
    • если в бухгалтерском учете расходы признаны раньше, нежели в налоговом учете;
    • если в налоговом учете доходы признаны раньше, нежели в бухгалтерском.

    При возникновении вычитаемых временных разниц в бухгалтерском учете отражаются отложенные налоговые активы (ОНА).

  3. Налогооблагаемые временные разницы, возникающие:
    • если в налоговом учете расходы признаны раньше, нежели в бухгалтерском учете;
    • если в бухгалтерском учете доходы признаны раньше, нежели в налоговом. При возникновении налогооблагаемых временных разниц в бухгалтерском учете отражаются отложенные налоговые обязательства (ОНО).

Теперь рассмотрим, как выполнение требований ПБУ 18/02 влияет на показатель чистой прибыли отчетного периода.

Сумма налога на прибыль, относимая в уменьшение прибыли отчетного периода, в Плане счетов отражается записью по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". Чистая прибыль отчетного периода, подлежащая распределению между собственниками организации, в бухгалтерском учете равна сальдо счета 99. По правилам же ПБУ 18/02 ОНА и ОНО не учитываются на счете 99. В связи с этим неприменение требований ПБУ 18/02 может привести к тому, что сумма чистой прибыли будет определена недостоверно.

Пример. По итогам 2003 года бухгалтерская прибыль составила 10000 руб., а налогооблагаемая прибыль 20000 руб. Сумма налога, указанная в декларации по налогу на прибыль, составила 4800 руб. (20000 х 24%). Предположим, что разница между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью возникла из-за того, что в бухгалтерском учете часть расходов признана раньше, нежели в налоговом (в бухгалтерском учете в отчетном - 2003 году, а в налоговом будет учитываться в 2004 году). В таком случае в бухгалтерском учете отражается ОНА, величина которого составит 2400 руб. ((20000 - 10000) х 24%). Расчеты по налогу на прибыль будут отражаться такими записями (см. таблицу).

Без учета требований ПБУ 18/02

С учетом требований ПБУ 18/02

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

99

68

4800 (20 000 x 24%)

99

68

2400 (10 000 x 24%)

-

-

-

09

68

2400 (10 000 x 24%)

В результате сумма чистой прибыли, подлежащей распределению между собственниками, без учета требований ПБУ 18/02 составит 5200 руб. (10000 - 4800), а с учетом требований ПБУ 18/02 - 7600 руб. (10000 - 2400).

Приказом Минфина России от 07.05.2003 N38н "О внесении дополнений и изменений в План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению" для учета ОНА и ОНО в План счетов введены соответствующие счета: 09 "Отложенные налоговые активы" и 77 "Отложенные налоговые обязательства". Именно на этих счетах учитываются суммы налога на прибыль, которые не влияют на показатель чистой прибыли при составлении бухгалтерской отчетности. ПНО учитываются на счете 99 и поэтому участвуют в расчете чистой прибыли.

Отложенные налоги в бухгалтерской отчетности и схемах корреспонденции счетов

Теперь перейдем к требованиям ПБУ 18/02 непосредственно в отношении бухгалтерской отчетности. В Отчете о прибылях и убытках (форма N 2), рекомендованном Минфином России (Приказ от 31.01.2000 N 4н), отражается информация о сумме налога на прибыль, указанного в налоговой декларации (текущий налог), о суммах ПНО, ОНО и ОНА. Для выполнения требований ПБУ 18/02 в форму N 2 можно ввести дополнительные строки к строке 150 "Налог на прибыль и иные аналогичные платежи".

Показатели строк 140 - 160 формы N 2 могут определяться следующим образом:

стр.140 "Прибыль до налогообложения" - бухгалтерская прибыль до налогообложения;

стр.150 "Налог на прибыль и иные аналогичные платежи" - сумма налога на прибыль, указанного в налоговой декларации (текущий налог: стр.140 х 24% + стр.151 + стр.152 - стр.153);

дополнительно введенные строки:

стр.151 "ПНО" - суммы постоянных налоговых обязательств;

стр.152 "ОНА" - суммы отложенных налоговых активов;

стр.153 "ОНО" - суммы отложенных налоговых обязательств;

стр.160 "Прибыль (убыток) от обычной деятельности" - (стр.140 - стр.150 + стр.152 - стр.153 = стр.140 - (стр.140 х 24% + стр.151)).

Как видно из расчета показателя по строке 160, ОНА и ОНО не должны оказывать влияние на размер чистой прибыли, в чем и заключается смысл всех требований ПБУ 18/02.

В июне в системе "КорреспонденцияСчетов" в Плане счетов (поле "Тематический поиск") появились новые подрубрики: счет 09 "Отложенные налоговые активы" и счет 77 "Отложенные налоговые обязательства". Поэтому теперь, чтобы найти схемы корреспонденции счетов, в которых разъясняется учет ОНА и ОНО, достаточно в Карточке реквизитов в разделе "План счетов бухгалтерского учета (с 2001 г.)" выбрать соответственно либо счет 09, либо 77 (см. рисунок). Общее количество таких схем уже превысило 100.


Новое в системах

Перевод системы КонсультантПлюс:МеждународноеПраво на новый классификатор

 Николай Фесенко, руководитель отдела МеждународноеПраво

Николай Фесенко,
руководитель отдела КонсультантПлюс:МеждународноеПраво

В июне 2003 г. система КонсультантПлюс:МеждународноеПраво была переведена на новый классификатор. Таким образом, постепенно все системы семейства КонсультантПлюс переходят на один классификатор, что необходимо для обеспечения многобазового поиска.

Надо отметить, что классификатор для системы по международному праву представляет собой часть общего классификатора (полный вариант представлен в системе "ВерсияПроф"), то есть его основа - это раздел "Международные отношения. Международное право", только более детально проработанный, чем, например, в системе "ВерсияПроф".

Поэтому в классификаторе для специализированной системы по международному праву содержится 5 уровней, тогда как в "ВерсииПроф" глубина соответствующего раздела составляет в основном три уровня рубрик. Такая детализация, естественно, необходима для качественной обработки специализированного массива международно-правовых документов. Например, рубрика "Международное частное право. Международный коммерческий арбитраж" раскрыта такими подрубриками, как "Международные перевозки", "Международные расчеты и кредитование" "Международное страхование" и др.

В новом классификаторе также уточнена общая структура рубрик - состав и порядок следования рубрик, уточнены формулировки рубрик, некоторые рубрики детализированы. Классификатор для системы стал более подробным. В частности, рубрика "Международное частное право. Международный коммерческий арбитраж" содержит 25 рубрик (в старом рубрикаторе было 7).

При этом новый классификатор сохраняет преемственность со старым рубрикатором, поэтому для специалистов не составит существенного труда начать сразу использовать в своей работе новый классификатор.

Новый рубрикатор для системы Консультант:МедицинаФармацевтика

 Марат Милушин, Генеральный директор московского регионального центра Сети КонсультантПлюс "ЮниКонс-94"

Марат Милушин,
Генеральный директор московского регионального центра Сети КонсультантПлюс "ЮниКонс-94"

Силами специалистов регионального центра "ЮниКонс-94", ведущими информационный банк КонсультантМедицинаФармацевтика, разработан и в июле введен новый рубрикатор для этой системы.

Разработка нового рубрикатора потребовала достаточно много времени в силу комплексного характера правового регулирования данной отрасли законодательства. В процессе разработки нового рубрикатора учитывались различные исследования по систематизации законодательства о здравоохранении: Комитета Государственной Думы ФС РФ по охране здоровья и спорту, Правового управления Администрации Президента РФ, мнения независимых ученых-юристов. В результате этой работы появился новый рубрикатор, который достаточно полно учитывает последние достижения теоретической науки о систематизации законодательства, а также научно-практические взгляды на этот вопрос.


Архив | предыдущий выпуск | следующий выпуск

© ЗАО "Консультант Плюс", 1997-2017
Учредитель - ЗАО "Консультант Плюс"
Зарегистрировано в Роскомпечати, рег. N 014076.
Адрес редакции: 117292, Москва, улица Кржижановского, 6
e-Mail: bulletin@consultant.ru
Web Site: http://www.consultant.ru/
Телефон/Факс: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92

 

Поделиться ссылкой: