Интернет-интервью с Ю.Ф. Азаровым,
Статс-секретарем - заместителем председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации:
"Новый Таможенный кодекс"

Уважаемые посетители сервера!

Предлагаем вашему вниманию отчет корреспондентов компании "Консультант Плюс" об интервью со Статс-секретарем - заместителем председателя ГТК России Юрием Федоровичем Азаровым, которое состоялось 25 июня 2003 года. Тема интервью - "Введение Нового Таможенного кодекса Российской Федерации и связанные с этим вопросы". В интервью мы постарались включить наиболее, на наш взгляд, интересные вопросы. Благодарим посетителей сервера, приславших свои вопросы для интервью.

1Корр.: Уважаемый Юрий Федорович! Спасибо за то, что Вы согласились встретиться и ответить на наши вопросы и вопросы посетителей сервера КонсультантПлюс.

Ю.Ф.: Я с удовольствием согласился на ваше предложение. Нам действительно необходимы вопросы. Они заставляют нас обращать внимание на многие моменты, которые уже просчитывают участники внешнеторговой деятельности. Чтобы мы не замкнулись на интересах только таможни в разработке нормативной базы . Это очень важно.

Корр.: Вопросов поступило много. Сначала несколько вопросов общего плана. Вот один из них. Хотелось бы узнать о том, насколько новый Таможенный кодекс близок европейскому законодательству и кодексы каких стран принимались за образец?

Ю.Ф.: За основу при работе над Таможенным кодексом взяты основные положения Киотской конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур, учтен мировой опыт, который отражен, в частности, в Положениях генерального соглашения по тарифам и торговле, иных соглашениях, принятых в рамках ВТО.

Киотская конвенция содержит стандартные правила, которых должны обязательно придерживаться государства, присоединившиеся к этой конвенции. Кроме того, конвенция содержит рекомендуемые правила, которые государства могут соблюдать с учетом своих интересов. Это было в основе.

Кроме этого, мы, естественно, исходили из других конвенций, соглашений, к которым Россия присоединилась. Кстати, к Киотской конвенции мы пока не присоединились. Но присоединение к этой конвенции - одна из задач, которая стоит перед Россией. Поэтому кодекс приближен к требованиям Киотской конвенции и, соответственно, это нам поможет в самом процессе присоединения.

Конечно, принимался во внимание и кодекс Европейского Сообщества (Еврокодекс). Он тоже тесно увязан с Киотской конвенцией и мы постоянно сопоставляли, как эти два документа, законодательства других стран трактуют те или иные положения таможенного дела. У нас постоянно шла дискуссия, мы искали наилучшие решения вопросов. Поэтому наш кодекс действительно построен на международной базе.

Корр.: Такой вопрос, тоже общего порядка. Какие новеллы нового кодекса Вы бы выделили ?

Ю.Ф.: Этот кодекс сделал принципиальный поворот от администрирования (я бы сказал, преимущественного метода работы в таможенной сфере, продиктованного ныне действующим законом 93-го года) к большему учету интересов участников внешнеторговой деятельности, к либерализации таможенного регулирования. Но, естественно, она урегулирована законом. Это не значит, что можно везти товар какой хочу и как хочу. Но правила прописаны по всему кодексу таким образом, что участник внешнеторговой деятельности, во-первых, может пользоваться кодексом напрямую, исходя из норм прямого действия, во-вторых, может использовать свои права в связи с тем, что в кодексе записано много других подходов. А именно: заявительный характер части процедур, когда участники ВЭД заявляют, а таможня соглашается с их заявлением. Или принимает их заявление, но только потом их контролирует. И сам разрешительный характер значительно упрощен по многим процедурам. Это совершенно другие подходы. Наверное, это главное.

Корр.: Ряд вопросов связаны с тем, что в полуутвердительном, в полувопросительном порядке утверждают, что новый кодекс принят в пользу крупных предприятий в ущерб предприятий среднего и малого бизнеса. Как Вы могли бы это прокомментировать?

Ю.Ф.: Надо иметь в виду, что кодекс не определяет и не устанавливает градацию участников внешнеторговой деятельности на крупные и мелкие. Кодекс прописывает целый ряд преимуществ для законопослушных участников. И критерии законопослушности. Они напрямую прописаны в самом кодексе. То есть речь идет не о тех "белых списках", которые определяем мы сегодня в ГТК нашими приказами и положениями. Соответствуешь критериям, установленным законом, взял определенные на себя обязательства, допустим, представлять свои учеты по товару, - все, пожалуйста, ты получаешь преимущества перед другими. Тем самым кодекс открывает дорогу в цивилизованную сферу внешнеторгового бизнеса, когда более интересным становится работать в открытую, а не искать всевозможные "серые", "черные", криминальные схемы.

Корр.: Такой еще вопрос. Прошло уже некоторое время после принятия нового кодекса. Какие-то отклики к вам уже приходили? Что произошло за это время?

Ю.Ф.: Во-первых, мы активно встречаемся с представителями бизнеса. Во-вторых, нам не безынтересно мнение (и, может быть, это надо поставить на первое место) самих таможенников. В основном они участвуют в сфере этих правоотношений. Были наши встречи и выступления как внутри страны, так и за рубежом. Я не так давно встречался с бизнесменами Финляндии. Кодекс, естественно, вызывает интерес, задаются вопросы. Реакция финнов, например, такова: у них даже некое неверие, неужели это в России произошло? Неужели такой принят закон? Потому что у них много вопросов к таможенной службе. И они считают, что многие затруднения во внешней торговле с Россией происходят по вине таможенных служб. Хотя на границе, как известно, мы не одни из разного рода контролеров. Принятие нового кодекса вызвало у них большое удовлетворение.

Мы в Государственном таможенном комитете создали рабочую группу, которая состоит из руководителей основных управлений и специалистов. Они буквально по словам "разбирают" кодекс и определяют наши подходы. В том числе и к изданию нормативной базы, к определению технологий таможенного контроля и оформления. То есть, мы сейчас тоже определяем свои позиции, для того чтобы в оставшееся время издать нормативные акты, требуемые кодексом.

Корр.: А комментарий вы свой будете делать?

Ю.Ф.: Комментарии будут обязательно. Скорее всего, один комментированный кодекс будет быстро сделан, как бы экспресс-комментарий. А два-три основательных комментария мы сделаем позже. Потому что кодекс требует большой работы, это очень тяжелый и очень сложный с юридической точки зрения документ. И неплохо, что будут работать разные творческие группы. В том числе будет и одна творческая группа, состоящая в основном из сотрудников ГТК России. Ибо мы были в числе основных разработчиков документа.

Корр.: А еще могут быть внесены изменения?

Ю.Ф.: Нет. Я думаю, что изменений до первого января не будет. Хотя впоследствии корректировка кодекса не исключена.

Корр.: Много вопросов в части обеспечения уплаты таможенных платежей, особенно владельцами СВХ, брокерами.

Ю.Ф.: Здесь главный судья качества - закон, непосредственное его правоприменение. Просмотрев вопросы, я обратил внимание на то, что особенно много их задают периферийные структуры, у них просто нет таких денег, чтобы их внести в обеспечение. Но я должен сказать, что, во-первых, само обеспечение имеет четыре варианта. Это не обязательно "живые" деньги, которых действительно может не быть. Для провинции это фантастические деньги - 50 миллионов рублей. Но с другой стороны, законом предусмотрены возможности гарантий таможенных платежей через поручительство. Еще один вариант - залог имущества. Если сам склад стоит 50 миллионов рублей, можно оформить договор залога с таможней и внести в залог имущество. В конце концов, мы и договор страхования прописали как возможность гарантий уплаты таможенных платежей. (Правда, этот вопрос еще предстоит отработать с Минфином). Но все равно есть четыре варианта решения этого вопроса.

В целом, я хочу отметить, что кодекс действительно надо апробировать на практике. Мы будем вести тщательнейший мониторинг его применения. Что-то для нас может быть ясно и до первого января 2004. А какие-то вопросы появятся после. Еще раз повторю, что документ очень сложный. Никто не может сказать, что мы создали нечто такое совершенное, что вообще изменений быть не может. Это понимают и депутаты, это понимаем мы, это понимают участники внешнеторговой деятельности. Хотя нам не хотелось бы, чтобы этот кодекс имел судьбу Налогового кодекса, где уже живого места не осталось.

Корр.: Такой вопрос, правда ли, что будет отменяться большая масса нормативных актов ГТК в связи с выходом нового кодекса?

Ю.Ф.: Будет отменяться много нормативных актов ГТК. Мы эту работу уже начали. Но наша задача даже не столько в том, чтобы отменить нормативные акты. Наша задача - создать новую нормативную базу, а старые нормативные акты будут отменяться автоматически, по мере создания новых. Кстати, издавать нормативные акты мы можем только те, что прописаны в кодексе. Уже через новый документ будем анализировать существующую сегодня нормативную базу и смотреть, что соответствует, а что не соответствует Таможенному кодексу. Будет много новых подходов к таможенным технологиям. Мы должны "прописать" их таможеннику, и это должен видеть участник внешнеторговой деятельности - какова последовательность действий по той или иной таможенной процедуре. Такую работу мы уже начали.

Кроме того, необходимо подготовить свыше десяти постановлений правительства, иначе остановятся те или иные таможенные процедуры. Сейчас мы эту работу начали.

Корр.: Вопрос Шведовой из Екатеринбурга. Из чего исходили разработчики новой редакции, когда было решено, что переплаченные суммы таможенных платежей менее, чем 150 рублей, возврату подлежать не будут. Не является ли это, по вашему мнению, нарушением, пусть и маленьким, прав юридических лиц? Какой будет реакция таможенного органа, если возврат этой суммы организация все же потребует?

Ю.Ф.: Мы исходили из того, что возврат суммы в 150 рублей будет дороже обходиться с точки зрения процедур. И, кроме того, учли наш параметр по минимальному пределу взыскания пошлины. Кстати, такое предложение внесли депутаты. Но это касается только юридических лиц. Физическим лицам мы всегда обязаны возвращать.

Корр.: Господин Никитенко из Усть-Илыма спрашивает. Как вы считаете, возможна ли будет на практике продажа организациями своего права на применение упрощенной процедуры?

Ю.Ф.: У народа мозг работает четко. Они уже прикидывают: ага, если я права на применение упрощенной процедуры добьюсь, то, может быть, смогу на этом зарабатывать. Ну, бизнес есть бизнес. Но надо иметь в виду, что статья 68-я новой редакции Таможенного кодекса ставит одним из условий ведение системы учета своей коммерческой документации. Обратите внимание. СВОЕЙ. То есть, если он будет своим правом на упрощенные варианты таможенного оформления оформлять товары других юридических лиц, то он обязан их ставить у себя на баланс, вести складской учет и так далее. Естественно, это все будет проверяемо.

Корр.: То есть это не пройдет?

Ю.Ф.: У нас ведь задача такая: выпустить товар даже до завершения таможенного оформления, а для добросовестных участников ВЭД возможно и до подачи декларации выпустить товар! А потом мы можем проследить по документам учета той или иной фирмы, что это за товар, и как бы окончательно завершить таможенное оформление и окончательно взять платежи. Прописана именно такая формула. Наша задача - ускорить оборот товара. Поэтому, естественно, мы будем работать строго с конкретной компанией и по ее собственным товарам.

Корр.: Вот в вопросах было, что на местах товар специально держат все три дня, очень долго.

Ю.Ф. Нет. Во-первых, три дня еще никто не держит, потому что у нас сегодня другие параметры в кодексе. А в новом кодексе действительно предусмотрен максимальный срок - трое суток, и возможности продления таможенного оформления и досмотра товара абсолютно жестко записаны в самом законе. То есть у нас возможностей особых не будет маневрировать временем. Поэтому все технологии мы сейчас будем прописывать таким образом, чтобы укладываться в эти три дня. Это как раз одна из наших самых сложных задач. И когда на рабочей группе в ГТК России мы рассматриваем любую тему, мы себе задаем вопрос: как мы при том или ином подходе будем укладываться в три дня? Хотя генеральная задача - "с колес". Для этого предусмотрено предварительное декларирование. Мы, кстати, на рабочей группе долго обсуждали именно этот момент - каким должно быть предварительное декларирование, какие документы мы должны требовать и так далее. Предварительное декларирование позволит существенно ускорить оборот товаров. И тогда наша задача будет только сличить пришедший товар и документы с тем, что нам предварительно было предъявлено. Платежи поступили, пожалуйста, забирайте товар. Эта схема будет работать.

Корр.:Г-жа Лискова Н.А. из Переславля-Залесский спрашивает о правоотношениях, регулирующих режим свободной таможенной зоны.

Ю.Ф. Идет очень интенсивная работа с новым законом, который готовит Минэкономразвития. Ставится задача быстрее его представить в правительство для рассмотрения и направления в Государственную Думу. В Таможенном кодексе мы пока сохранили действие нынешних норм Таможенного кодекса 93-го года в части, касающейся регулирования правоотношений по свободным экономическим зонам. Это будет действовать до принятия нового закона.

Корр.: Сердчук П. из Ижевска спрашивает. Согласно пункта 3 статьи 25-й информация, предоставленная при проведении консультаций, не является основанием для принятия решений или совершения действий (бездействия) таможенными органами при осуществлении таможенных операций в отношении товаров и (или) транспортных средств. Как, по вашему, на самом деле должен поступить таможенный орган в описанной ситуации?

Ю.Ф.: Попросту говоря, они спрашивают, что если в процессе консультирования мы получим информацию негативного характера, то не повлечет ли это соответствующих наших действий в отношении участника внешнеторговой деятельности?

Здесь ответ может быть только один, что нельзя сравнивать информацию, предоставленную при консультировании, с информацией, которую они обязаны представить таможенному органу при совершении таможенных процедур. Допустим, декларирование. Ибо там информация имеет юридическое значение и наступает момент правовой ответственности за эту информацию. А при консультировании..., ну консультирование, оно и есть консультирование. То есть они нам зададут вопросы, на которые мы теперь уже по кодексу обязаны ответить. И по кодексу, обратите внимание, если в результате нашего ответа, нашей консультации, неправильной, неверной, мы нанесем ущерб участнику внешнеторговой деятельности, - то мы обязаны восстановить нанесенный ему убыток за счет казны. Это очень непростая для нас позиция. Это требует особенно тщательной проработки вопросов, связанных с консультированием и информированием участников внешнеторговой деятельности. Мы должны выстроить целую систему информирования, и задействовать туда тех сотрудников, которые в состоянии обеспечить четкость, законность, юридическую точность и обоснованность данной информации и консультации. Вопрос очень серьезный. Закон ставит таможенный орган в совершенно другое положение, его ответственность становится очень высокой, в том числе и материального характера. Нас могут спросить, что же вы за структура, если вместо того, чтобы пополнять бюджет, вы своей безграмотностью наносите ему ущерб. Этого нам никто не позволит.

Корр.: Но при информировании официальным образом?

Ю.Ф.: Естественно. В законе записано, что если информирование или консультирование дано лицом, не уполномоченным на это, то таможенные органы не могут отвечать за последствия такой консультации.

Корр.: А как определить, кто имеет право?

Ю.Ф.: Порядок информирования, консультирования мы определим структурно по ГТК России, РТУ, таможне и персонально - кто имеет право это делать. Чтобы было понятно участникам внешнеторговой деятельности.

Корр.: К вопросу о свободных экономических зонах. Есть вопрос Александра, предпринимателя из Москвы. Учитывались ли при разработке новой редакции Кодекса изменения, которые вносятся в настоящее время в законодательство о государственном регулировании. И на что бы посоветовали обратить здесь внимание?

Ю.Ф.: Безусловно, учитывались. Когда во втором и третьем чтении рассматривали Таможенный кодекс, правительством уже был внесен в Думу проект закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. И при работе с Таможенным кодексом мы, конечно, учитывали этот законопроект. Главная идея Таможенного кодекса - и это полностью соответствует новому закону о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, - это уменьшение административного давления и минимальность требований со стороны таможенных органов. Порекомендовал бы обратить внимание на пункт пятый статьи шестой: никто не может быть привлечен к ответственности в силу неясности норм.

Корр.: Вопрос Сухарчука И.Л. из Саратова. Наша организация - таможенный брокер - действует как декларант от собственного имени, заполняя ГТД (графы 14, 54) и несет административную ответственность за недостоверное декларирование. По новому Таможенному кодексу декларант - это лицо, которое декларирует или от имени которого декларируются товары. Вопрос: от чьего имени заполняется ГТД и кто является субъектом ответственности по ст.16.2 КоАП РФ?

Ю.Ф.: Декларация будет заполняться от имени декларанта. То есть когда таможенный брокер осуществляет оформление - он выступает от имени декларанта. Но нужно оговориться, что глава 16-я КоАПа будет пересматриваться. Общий же подход такой: если таможенный брокер внес неверные сведения, представленные ему декларантом, и он об этом не знал и не мог знать, значит, его субъективной вины в правонарушении нет, то есть у него будет освобождение от ответственности. И дальнейшее разбирательство будет именно с декларантом.

Корр.: Еще вопрос по таможенным брокерам. Речь идет о том, что пишут: таможенные органы всю ответственность за НТП возлагают на таможенных брокеров, даже в тех случаях, когда участник ВЭД идет на уголовное преступление, и таможенный брокер не в состоянии это определить на момент оформления.

Ю.Ф.: Хорошо, поясню детальней. Они исходят из нашей сегодняшней практики. Наверное, исходят из того, что сегодня брокер несет всю полноту ответственности за свои действия. И нам подчас проще, конечно, спросить с брокера. Но сейчас ситуация меняется в том плане, что Кодекс об административных правонарушениях ввел виновную ответственность брокера. Поэтому в новом Таможенном кодексе вопросы, связанные с ответственностью брокера, не прописаны. Это очень важно подчеркнуть. Ответственность брокера сегодня определяется Кодексом об административных правонарушениях.

Корр.: Александров Н. из Москвы спрашивает: В новом Таможенном кодексе Российской Федерации вводятся различные виды таможенных режимов: основные, экономические, завершающие и специальные. В чем смысл подобного разделения? Какое значение это будет иметь на практике?

Ю.Ф.: Данная новелла направлена на решение теоретических вопросов систематизации и классификации таможенных режимов, с точки зрения наибольшего объема применения в правоприменительной практике, оказания экономического влияния на внутренний рынок страны, определение окончательного статуса товаров для таможенных целей (например, помещенных под так называемые длящиеся таможенные режимы - временный ввоз, таможенный склад и т.д.). На практике такое структурирование таможенных режимов по сравнению с действующим Таможенным кодексом само по себе никаких изменений не повлечет. Вместе с тем, необходимо обратить внимание на существенное изменение условий и требований самих таможенных режимов, имеющее серьезные правовые и экономические последствия.

Корр.: Сергей К. из Белгорода задает такой вопрос. Чем вызвано такое разительное изменение самой структуры Таможенного кодекса Российской Федерации?

Ю.Ф.: На это повлияло несколько причин. Во-первых, это связано со значительными изменениями в законодательстве Российской Федерации об административной ответственности. В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вошла глава 16, устанавливающая ответственность за административные правонарушения в области таможенного дела. В этой связи, ранее содержавшиеся в Таможенном кодексе 1993 года положения об ответственности за нарушения таможенных правил, о порядке производства по делам и рассмотрения дел о НТП не вошли в новую редакцию Таможенного кодекса. Также в ней отсутствуют нормы об уголовной ответственности.

С учетом пожеланий участников внешнеэкономической деятельности положения Таможенного кодекса, касающиеся выполнения таможенных формальностей, построены в том порядке, в каком они совершаются на практике. Данный подход направлен на установление ясного, транспарентного порядка совершения таможенных процедур. При этом принималась во внимание модель построения положений, регулирующих порядок совершения таможенного оформления, содержащаяся в Таможенном кодексе Европейских Сообществ.

Корр.: Стрельников Н. из Выборга спрашивает. В статье 11 новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации дано определение таможенной процедуры, и далее по тексту Таможенного кодекса Российской Федерации бывший таможенный режим (внутренний транзит) переименовали в таможенную процедуру. В чем отличие таможенной процедуры от таможенного режима, не являются ли эти понятия синонимами?

Ю.Ф.: В вопросе не совсем корректно указан статус внутреннего транзита, закрепленный в Таможенном кодексе 1993 года. Доставка товаров, находящихся под таможенным контролем, являющаяся аналогом таможенной процедуры внутренний таможенный транзит (содержащейся в новом Кодексе), не представляла собой таможенный режим, а относилась к предварительным операциям таможенного оформления.

По существу вопроса следует отметить, что закрепленное в Таможенном кодексе понятие "таможенная процедура" является обобщающим в отношении таможенных режимов, таможенных операций. Как можно заметить, раздел II Таможенного кодекса имеет название "Таможенные процедуры" и включает такие подразделы, как "Таможенное оформление", "Таможенные режимы" и "Специальные таможенные процедуры". Таким образом, таможенные процедуры включают в себя все административные формальности, которые должны быть выполнены при перемещении товаров через таможенную границу, в том числе и их помещение под таможенный режим.

Корр.: Кирилова Елена из Петербурга спрашивает: в новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации отсутствует понятие "таможенная политика". Вместо него появилась такая формулировка, как "в таможенном деле применяются меры таможенно-тарифного регулирования и запреты и ограничения, установленные законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Не означает ли это поворот на 180 градусов в сторону ВТО и крах российских производителей?

Ю.Ф.: Основными законами, определяющими инструменты защиты интересов отечественных товаропроизводителей, являются Федеральный закон от 13.10.95 N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", Федеральный закон от 14.04.98 N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами", Закон Российской Федерации от 21.05.93 N 5003-I "О таможенном тарифе". В качестве таких инструментов выступают методы тарифного и нетарифного регулирования. Так, функцией таможенной пошлины является защита внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике Российской Федерации. В отличие от иных налогов таможенная пошлина ориентирована не только на правоотношения государства и налогоплательщиков, но и непосредственно затрагивает интересы отечественных производителей в стимулируемых отраслях экономики, делая их товары более конкурентоспособными за счет увеличения стоимости иностранных товаров того же вида.

Целями установления запретов и ограничений экономического характера, которые в прежнем Таможенном кодексе именовались мерами экономической политики, является защита исключительно экономических интересов государства, выражающихся, в частности, в защите отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции.

Положения же Таможенного кодекса представляют собой механизм реализации этих мер, обеспечения их соблюдения. Вместе с тем, сам Таможенный кодекс непосредственно содержит нормы, предусматривающие полномочия Правительства Российской Федерации на принятие мер, направленных на защиту интересов отечественных товаропроизводителей (например, статьи 174, 195, 198).

Вместе с тем, сохраняется направленность на сближение таможенного законодательства Российской Федерации с международными стандартами. Еще в 1993 году Россия провозгласила курс на унификацию таможенного законодательства с общепринятыми международными нормами и практикой. Теперь этот курс реализован в новом Таможенном кодексе Российской Федерации. И не только потому, что регулирование внешнеэкономической деятельности в недалеком будущем будет осуществляться по правилам Всемирной торговой организации, что является одним из основных условий вступления России в ВТО. В условиях глобализации экономики, интернационализации экономической преступности, распространения электронной торговли ни одно государство не сможет в одиночку справится с проблемами безопасности, защиты цивилизованного рынка и добросовестной конкуренции, охраны правопорядка и окружающей природной среды, законных интересов производителей и потребителей. Разговор на одном "таможенном" языке со всеми международными торговыми партнерами на основе таможенных процедур значительно облегчит и ускорит внешнюю торговлю.

Корр.: В. Кудрявцев из Московской обл. задает вопрос: Недавно было объявлено, что в 2003 году Россию не примут в ВТО. Не повлечет ли этот факт внесение корректировок в еще не вступивший в силу новый Таможенный кодекс?

Было бы неправильно говорить о том, что приведение в соответствие требованиям ВТО в целях присоединения России к этой международной организации являлось основной задачей при подготовке новой редакции Таможенного кодекса. Независимо от итогов переговорных процессов в Таможенном кодексе отражена общая направленность на унификацию и гармонизацию таможенного законодательства Российской Федерации с международными правилами. В ходе работы над Таможенным кодексом за основу взяты основные стандарты Киотской конвенции по таможенному регулированию, учтен мировой опыт достижения баланса интересов государства и участников внешнеэкономической деятельности, что отражено, в частности в положениях Генерального соглашения по тарифам и торговли, в иных соглашениях, принятых в рамках ВТО.

В этой связи, представляется, что то или иное решение вопроса о присоединении России к ВТО не может являться определяющим для решения вопроса о внесении корректировок в таможенное законодательство Российской Федерации.

Корр.: А. Александров из Таганрога спрашивает:

Л.А. Лозбенко недавно сообщил, что подготовка всех подзаконных актов, необходимых для обеспечения нормальной работы Таможенного кодекса с 1 января 2004 г., будет завершена к октябрю 2003 г. Какова будет судьба действующих ныне нормативных и иных правовых актов ГТК России?

Ю.Ф.: Дата 1 октября 2003 г. является определяющей для тех нормативных правовых актов ГТК России, в отношении которых Таможенным кодексом установлен специальный порядок вступления в силу - по истечении 90 дней со дня их официального опубликования (касающиеся определения перечней документов и сведений, необходимых для таможенных целей, и ограничения мест декларирования). Остальные нормативные правовые акты, действие которых необходимо уже к 1 января 2004 года в целях реализации положений Таможенного кодекса, будут разрабатываться в соответствии с планом Правительства Российской Федерации и ГТК России до конца 2003 г.

При этом предполагается дальнейшая работа по приведению актов, регулирующих вопросы в области таможенного дела, в соответствие с Таможенным кодексом Российской Федерации и после его вступления его в действие с тем, чтобы обеспечить плавный переход на новые требования таможенного администрирования.

В целом поставлена задача по систематизации правовой базы ГТК России с тем, чтобы разделить все вопросы таможенного регулирования на отдельные направления, по каждому из которых должно быть в основном два акта: нормативный (обязательный для всех лиц) и управленческий (направленный на организацию работы таможенных органов). В результате должна быть создана ясная и понятная структурированная правовая база, позволяющая каждому участнику таможенных правоотношений знать свои права и обязанности, когда, какие и в каком порядке должны быть совершены таможенные операции для соблюдения требований таможенного законодательства.

До окончания работы по проверке правовых актов ГТК России на соответствие их положений нормам новой редакции Таможенного кодекса будет действовать общий принцип права: неприменение норм актов, имеющих меньшую юридическую силу, противоречащих нормам акта, имеющего большую юридическую силу.

Корр.: Ольский А. из Калининграда спрашивает. Из каких международных документов заимствованы размеры обеспечения уплаты таможенных платежей, установленные для лиц, осуществляющих деятельность в околотаможенной инфраструктуре? Кто это придумал (НАТБ?) и из каких соображений?

Ю.Ф.: Стандартное правило 8.2 Генерального приложения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) относит к национальному законодательству установление условий, при соблюдении которых третье лицо может действовать от имени и по поручению заинтересованного лица во взаимоотношениях с таможенной службой.

Установление таких серьезных сумм было предложено депутатами Государственной Думы Российской Федерации в связи с реализацией общей концепции замены, где это возможно, административного метода регулирования деятельности лиц, экономическим. Данный подход обусловлен задачей максимального исключения субъективного подхода должностных лиц таможенных органов к решению вопроса о допуске заинтересованных лиц к осуществлению определенного вида деятельности в области таможенного дела. Существенный размер обеспечения должен повлечь за собой надлежащую проверку финансового состояния указанных лиц со стороны банков и иных кредитных организаций, страховых организаций (в случае представления обеспечения в виде банковской гарантии), поручителей, что должно отсечь те организации, которые создаются лишь для прикрытия своей теневой хозяйственной деятельности.

Корр.: А. Зверев из Калининграда спрашивает. Сколько времени будет проходить таможенное оформление, если не будет хватать сведений в четко прописанных в Таможенном кодексе документах с учетом того, что определять количество сведений в этих документах таможня оставила за собой ?

Не может ли быть это причиной, что оформление может затянуться до бесконечности вместо 3 максимальных дней?

Ю.Ф.: Общий принцип Таможенного кодекса в отношении документов и сведений, представляемых на разных этапах таможенного оформления, заключается в том, что в Кодексе определен исчерпывающий перечень сведений, в рамках которого ГТК России вправе администрировать. Исчерпывающий перечень конкретных документов определен для их представления в месте прибытия товаров на таможенную территорию на основе международных договоров, участницей которых является Российская Федерация, согласно которым иные документы требоваться не могут. В отношении иных этапов таможенного оформления установлено единое правило, что требоваться могут только те документы, которые подтверждают заявленные сведения. В отношении декларирования это условие установлено статьей 131, которая содержит закрытый перечень таких документов, имеющих общие характеристики.

Относительно требований таможенного органа о представлении дополнительных документов необходимо отметить следующее. Если при декларировании не были представлены необходимые документы, то таможенный орган обязан не позднее дня, следующего за днем подачи декларации, сообщить декларанту конкретные причины отказа в принятии таможенной декларации (статья 132). При этом факт подачи таможенной декларации по запросу заинтересованного лица должен быть письменно подтвержден таможенным органом, что предоставляет декларанту реальные юридические инструменты для обжалования действий таможенного органа, в том числе в судебном порядке. В случае же принятия таможенной декларации, запрос дополнительных документов и сведений и их проверка не могут препятствовать выпуску товаров (статья 367).

Такая конструкция предусматривает строго определенные временные рамки проверки таможенной декларации и не позволит таможенным органам беспричинно и необоснованно задерживать выпуск товаров, что чревато для них последствиями, в том числе, и за нанесения материального вреда (статья 413).

Корр.: Такой вопрос - Смогут ли юридические лица и индивидуальные предприниматели декларировать товары и транспортные средства от имени и по поручению декларантов на основании доверенностей или договоров гражданско-правового характера (например, договоров поручения), если они не будут включены в специальный реестр ГТК России, или же включение в реестр будет являться необходимым условием для осуществления описанной выше деятельности?

Ю.Ф.: Данный вопрос связан с изменением правового статуса деятельности, осуществляемой таможенным брокером. В отличие от прежнего регулирования, когда таможенный брокер выступал в таможенных правоотношениях от своего имени, в соответствии со статьей 139 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный брокер совершает таможенные операции от имени клиента. Тем самым, в вид деятельности, на который требуется получение специального разрешения, включена деятельность лиц, которые в настоящее время предлагают свои услуги по заполнению таможенной декларации и иных документов, необходимых для таможенного оформления, "за печатью клиента". Соответственно, продолжение такими лицами своей деятельности после 1 января 2004 года без получения свидетельства о включении в реестр таможенных брокеров будет квалифицироваться как правонарушение, влекущее установленную законом ответственность.

Корр.: Кротов из Москвы спрашивает. Таможенный кодекс является документом прямого действия. Придя после новогодних праздников в таможню, не услышит ли декларант фразу от таможенных инспекторов "мы не знаем как применять данную статью Таможенного кодекса, обращайтесь в ГТК России"?

Ю.Ф.: Нельзя исключить такой вариант. В части принятия необходимых для реализации Таможенного кодекса нормативных правовых актов ГТК России уже ведется соответствующая работа, но не менее важной является задача переориентации должностных лиц таможенных органов на работу в новых условиях ограниченного администрирования и более высокой степени защищенности прав участников внешнеэкономической деятельности. В этом плане ГТК России проводит организационную работу, включающую, в том числе обучение должностных лиц таможенных органов, их переаттестацию на предмет профессиональной пригодности.

Корр.: Юрий Федорович, следующий вопрос. Зачем таможенный брокер должен предоставлять обеспечение уплаты таможенных платежей,если, в отличие от перевозчика, владельца таможенного склада, покупателя,он не имеет даже теоретической возможности изъять товары из-под таможенного контроля,а таможенные платежи всегда уплачиваются до выпуска товара (пп. 4 п. 1 статьи 149)? Если это объясняется возможностью занижения брокером таможенных платежей, то почему такое обеспечение не требуется с других декларантов?

Ю.Ф.: Нельзя исключать возможность сговора между таможенным брокером и импортером, в результате которого брокером за повышенное вознаграждение могут быть заявлены недостоверные сведения о товарах в целях занижения таможенных платежей. Данные обстоятельства могут быть выявлены и после выпуска товаров. В этой связи, поскольку таможенный брокер осуществляет свою деятельность на постоянной основе, изначально установлено требование об обеспечении таможенных платежей.

В отношении же декларантов право таможенного органа требовать при наличии сомнений в достоверности заявленных сведений обеспечения уплаты таможенных платежей также закреплено Таможенным кодексом (статьи 17, 153, 160). Однако этот вопрос решается в каждом конкретном случае и только по желанию лица им может быть предоставлено генеральное обеспечение.

Корр.: А. Серов из Саранска спрашивает: Согласно п. 1 ст. 126 новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации "в качестве декларанта имеют право выступать лица, указанные в статье 16 настоящего Кодекса, а также любые иные лица, правомочные в соответствие с гражданским законодательством Российской Федерации распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации, при соблюдении условия, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи". Каких именно лиц законодатель имеет в виду на примере наиболее типичного случая? Входит ли в число таких лиц, например, российский получатель товаров по внешнеторговому контракту, не имеющий никаких договорных правоотношений с иностранным продавцом?

Ю.Ф.: Как правильно указано в вопросе, правомочие распоряжения - это одно из трех составляющих фундаментального института гражданского права - права собственности (наряду с владением и пользованием). Право распоряжаться имуществом заключается в юридически обеспеченной возможности определять судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении этой вещи, определяющих ее судьбу. Именно этим обусловлено ограничение по допуску лиц к процедуре декларирования - это должны быть лица, несущие в полной мере ответственность за товары.

Необходимость в расширении круга лиц, имеющих право выступать в качестве декларанта, вызвана, во-первых, тем, что в правоприменительной практике возникают, например, такие случаи, когда российское лицо, заключившее внешнеторговую сделку, по которой перемещаются товары, отказывается от их получения. Если по истечении установленного времени грузоотправитель не дает каких-либо распоряжений в отношении судьбы груза, перевозчик получает право на распоряжение таким грузом. Но для этого он должен произвести его таможенное оформление. Во-вторых, возможны ситуации, когда вместо импортера товаров в таможенных правоотношениях выступает его агент, наделенный правом распоряжения товарами, который будет нести всю юридическую ответственность. В этом случае Таможенный кодекс идет на встречу интересам участников ВЭД.

Корр.: Владимир из Перми спрашивает: Какой таможенный орган (таможня, РТУ или ГТК России) будет принимать решение о включении того или иного лица в реестр владельцев СВХ, о возможности приема того или иного имущества в виде залога при рассмотрении заявлений лиц о включении в реестр владельцев СВХ?

Ю.Ф.: Положения Таможенного кодекса, регулирующие рассматриваемые вопросы, не определяют конкретный уровень принятия решения (статьи 20, 341). В соответствии со статьей 402 Таможенного кодекса определение компетенции конкретных таможенных органов по совершению конкретных функций отнесено к правомочиям ГТК России. Таким образом, по этим вопросам должны быть приняты соответствующие управленческие решения. При их принятии будут учитываться различные обстоятельства, в том числе и то, что оценить приемлемость того или иного имущества в качестве предмета залога легче региональному органу, который имеет большую возможность для анализа состоятельности залогодателя. Генеральная линия, определенная Таможенным кодексом, - передать основные полномочия в принятии решений непосредственно в таможенные органы.

Корр.: Ивлиева Е. К. из Казани спрашивает:

В соответствии с пунктом 6 статьи 263 Таможенного кодекса Российской Федерации документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться лицами не менее 3 календарных лет после года, в течение которого товары утрачивают статус находящихся под таможенным контроле, а таможенные брокеры (представители) - 5 лет. Как согласуются эти сроки со сроком проверки достоверности сведений после выпуска товаров может осуществляться в течение 1 года со дня утраты статуса находящихся под таможенным контролем (статья 361)?

На основании ныне действующей статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные органы в отношении юридических лиц имеют право неуплаченные таможенные платежи взыскивать в бесспорном порядке независимо от времени обнаружения факта неуплаты. Правильным ли будет вывод, что такой срок равен 1 году исходя из статьи 361 Таможенного кодекса?

Ю.Ф.: В данном случае необходимо обратить внимание на установленный Таможенным кодексом давностный срок взыскания таможенных платежей (пункт 5 статьи 348) и на срок действия свидетельства о включении таможенного брокера в Реестр (пункт 2 статьи 142).

Таможенные платежи могут быть взысканы в течение 3 лет со дня наступления события, влекущего обязанность их уплаты. Факт наличия задолженности может быть выявлен по результатам налоговых проверок, по результатам оперативно-розыскных мероприятий, производства по делам о НТП, уголовным делам.

Срок действия свидетельства о включении таможенного брокера в Реестр неограничен. Данное обстоятельство требует увеличения общего срока хранения документов, необходимых для таможенных целей, в целяхо анализа деятельности таможенного брокера, проверки ее соответствия требованиям таможенного законодательства.

Корр.: Следующий вопрос. Знают ли разработчики, каков оборот не лицензированных брокеров и на сколько он увеличится после введения нового Таможенного кодекса?

Ю.Ф.: В настоящее время таможенное оформление товаров, осуществляемое таможенными брокерами, имеющими лицензию на осуществление деятельности, составляет менее 50% от всего объема. В то время как в США, где товарооборот в десятки раз превышает российский, эта доля составляет около 99%. Этот международный опыт, а также внутренняя правоприменительная практика позволяет говорить о том, что количество "серых" брокеров в России если не превышает, то находится на одном уровне с лицензированными.

На изменение этой ситуации и направлены изменения в правовом статусе таможенного брокера, которые позволят включить деятельность "серых" брокеров в перечень видов деятельности, на осуществление которой требуется получение специального разрешения. Отсутствие такого разрешения (свидетельства о включении в соответствующий Реестр) подпадает под установленную законодательством Российской Федерации ответственность, в том числе и под уголовную (статья 171 Уголовного кодекса Российской Федерации - наказывается штрафом в размере от 300 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет).

Корр.: Пришел такой вот вопрос. ЗАО "Авиазаказ" закупает для России гражданские самолеты в бывших республиках СССР. Порой невозможно найти в таможенном законодательстве четкий ответ на вопрос: нужно ли в этом случае при ввозе уплачивать таможенные платежи, попадающие или не попадающие под режим реимпорта, а также происходящие или не происходящие с территории бывших республик. Будет ли четкость в новом Кодексе?

Ю.Ф.: Оценить четкость положений Таможенного кодекса по тому или иному конкретному вопросу смогут только участники конкретного таможенного правоотношения. В целом же можно ответить, что условия помещения товаров под таможенный режим реимпорта более конкретизированы в Таможенном кодексе (статьи 234 и 235).

Корр. : Юрий Федорович, несколько вопросов касаются таможенной стоимости товаров. Вопрос: Имеет ли право инспектор определять заявленную в декларации таможенную стоимость товара с учетом своей базы данных?

Ю.Ф.: Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" таможенный орган Российской Федерации может самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости, установленные этим Законом, на основании имеющихся у него сведений (в том числе ценовой информации по идентичным или однородным товарам).

База данных таможенного органа может использоваться при этом с целью поиска идентичных или однородных товаров, определение таможенной стоимости должно проводиться согласно требованиям Закона.

Аналогичная норма оставлена и в новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации. Так, согласно п. 7 ст. 323, в случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров.

Корр.: Будет ли определен в новом таможенном кодексе точный список необходимых документов, нужных для подтверждения таможенной стоимости?

Ю.Ф.: Перечень документов, необходимых для определения и подтверждения таможенной стоимости, может быть различным в зависимости от метода определения таможенной стоимости, выбранной основы для оценки и т.д.

Таким образом, установить точный перечень документов, необходимых для подтверждения таможенной стоимости, невозможно. В противном случае могла бы возникнуть ситуация, при которой необходимо было бы предоставлять в таможенный орган документы, которые по определению не могут быть представлены при использовании той или иной основы для оценки.

В мировой практике по тем же причинам также не устанавливается исчерпывающий перечень документов, необходимых для подтверждения таможенной стоимости.

Корр.: И последний вопрос, Юрий Федорович. В каких случаях инспектор имеет право корректировать таможенную стоимость (если технически она была определена правильно и соответствует представленному пакету документов)?

Ю.Ф.: Согласно действующему в настоящее время Закону Российской Федерации "О таможенном тарифе" (п. 2 ст. 16) таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости, либо при наличии оснований полагать, что представленные декларантом сведения не являются достоверными и (или) достаточными.

Учитывая значительное количество правонарушений в виде недостоверного заявления сведений о стоимости товаров, такая норма сохранена и в новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации (п. 7 ст. 323).

Корр.: Спасибо вам большое. Очень приятно получить такое количество ответов.

Ю.Ф.: Это хорошая затравка. Я еще раз повторю - вопросы надо задавать. Нам очень важно слышать голос бизнеса, участников внешнеэкономической деятельности. Знать, как они понимают положения закона, какие видят проблемы в правоприменении и на что обращают внимание таможни. А потом у нас будет еще много встреч, интервью, семинаров. Они нам нужны, как воздух. Ну вот, собственно, все.

Корр.: Спасибо вам еще раз. Полный список вопросов посетителей сервера Консультант Плюс мы передадим вам и надеемся, что он будет вам полезен.


Со стороны ГТК РФ на встрече также присутствовали начальник Пресс-службы И.И. Скибинская и начальник отдела таможенных платежей А.А. Косов.

В роли корреспондентов компании "КонсультантПлюс" выступили главный редактор www-сервера Консультант Плюс Б.Г. Богатырев и специальный корреспондент журнала "Главная книга" А.В. Хорошавкина.
Фото - Т.М.Тверецкий

Все интернет-интервью

Поделиться ссылкой: