N 7 (58) ИЮЛЬ 2000

Архив | предыдущий выпуск | следующий выпуск

Содержание

В помощь эксперту: правовые акты советского периода

Ирена Самохина, руководитель проекта КонсультантПлюс:ДокументыСССР Ирена Самохина
Руководитель проекта КонсультантПлюс:ДокументыСССР

Документы СССРС июля 2000 г. начинается распространение нового продукта - справочной правовой системы КонсультантПлюс:ДокументыСССР, содержащей более 2 800 документов, изданных в советский период.

Акты органов государственной власти и управления СССР, а также акты РСФСР, принятые в разные периоды существования Советского Союза, включались в системы семейства КонсультантПлюс и ранее при условии, что они не утратили актуальности на момент включения их в информационный банк. Учитывая существенный интерес пользователей к советскому законодательству, причем не только академический, но и практический, мы приняли решение о создании новой справочной правовой системы, содержащей более полную подборку документов СССР.

Чем вызвана необходимость создания новой системы

В связи с прекращением существования Союза ССР возник вопрос о роли и значении законодательных и иных нормативных актов советского периода. Условия и порядок применения на территории России союзного законодательства определяется Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.91 N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств". В частности, если союзный акт официально не отменен, действие его не приостановлено и он не противоречит законодательству Российской Федерации, кроме того, если позднее не издан в соответствующем порядке российский нормативный акт, регулирующий те же вопросы, то союзный акт является действующим и подлежит применению. Что же касается актов РСФСР, то до их полной официальной отмены они продолжают действовать в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и более позднему законодательству.

Но в то же время не утрачивают актуальности для правоприменительной практики и ныне уже не действующие акты советского законодательства. Например, при рассмотрении дел о правоотношениях, возникших еще в советское время, суды наряду с действующим законодательством должны применять и акты прошлых лет. Кроме того, субъекты хозяйственной деятельности при построении своих взаимоотношений также часто используют сложившийся еще в советские годы порядок, изложенный в нормативных актах того времени. Так, при подготовке условий договоров поставки нередко используются положения Особых условий поставки различных видов товаров, утвержденных еще Госарбитражем СССР. Существует целый ряд изданных различными госструктурами советского периода инструкций, методик, перечней, которыми до сих пор руководствуются в своей работе сотрудники государственных учреждений.

Говоря о роли актов прежних лет издания в современной информационно-правовой сфере, нельзя не отметить и их некоторого хрестоматийного характера. Ведь для специалистов в области права, а также для студентов, журналистов, да и просто для лиц, имеющих отношение к правовой информации, весьма полезно иметь возможность доступа к советским актам в целях совершенствования знания юридической техники прежних лет, истории правового регулирования отношений во времена советской власти, существовавших ранее правовых конструкций. Но получить такой доступ, не обращаясь к компьютерным справочным правовым системам, порой весьма сложно. "Старые" документы, как правило, вновь не публикуются, их тексты можно найти лишь в отдельных бумажных архивах, не всегда доступных широкому кругу пользователей.

Статистика индивидуальных заказов на поиск документов, показала, что существует значительная группа специалистов, интересующихся актами советского периода, которые специфичны по статусу, по времени принятия, по кругу регулируемых отношений. Для этого круга пользователей мы и создали новую самостоятельную систему КонсультантПлюс:ДокументыСССР.

На кого ориентирована новая система

Информационный массив справочной правовой системы КонсультантПлюс:ДокументыСССР будет прежде всего интересен следующим категориям пользователей:

  1. юристам крупных коммерческих фирм, предпочитающим иметь в своем распоряжении максимально полную информацию;
  2. судьям, адвокатам, другим специалистам в области права, использующим в правоприменительной практике архивные документы;
  3. сотрудникам акционерных обществ, преобразованных из государственных предприятий в процессе приватизации;
  4. специалистам государственных структур и бюджетных учреждений, использующим в правоприменительной практике архивные документы;
  5. студентам и преподавателям юридических и экономических дисциплин высших учебных заведений, научным работникам.

В силу того, что многие документы, включенные в информационный банк, в данный момент труднодоступны, так как их тексты не представлены в других электронных справочных правовых системах, а бумажные копии таких документов сохранились в малом количестве экземпляров, можно предположить определенный интерес к данной системе и со стороны других категорий пользователей.

Информационный банк системы. Особенности представления информации

За основу информационного банка системы взят массив документов, входивших в последние издания Свода Законов СССР и Свода Законов РСФСР. Отметим, что действующие на территории Российской Федерации нормативные акты советского законодательства, имеющие значение для широкого круга пользователей, по-прежнему будут включаться в систему КонсультантПлюс:ВерсияПроф, и в КонсультантПлюсДокументыСССР они не вводятся.

Тексты документов приведены в информационном банке КонсультантПлюсДокументыСССР в соответствии со Сводами Законов. То есть нормы, не подлежавшие вводу в соответствующий Свод Законов, в текстах документов не приводятся, о чем нами сделаны соответствующие пометки. Кроме того, все известные нам изменения либо внесены непосредственно в текст документа, либо отражены в виде примечаний в тексте. При этом указана дата каждого изменения.

Поясним, что Свод Законов СССР был издан во исполнение Постановления ЦК КПСС, Президиума ВС СССР, Совмина СССР от 02.09.1976 N 716 "О подготовке и издании Свода Законов СССР" в качестве официального издания Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР и включал действовавшие на момент последней актуализации Свода Законов СССР (1990 г.) законодательные акты СССР, важнейшие совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР и постановления Совмина СССР общенормативного характера. Свод Законов РСФСР был издан во исполнение Постановления Президиума ВС РСФСР и Совмина РСФСР от 03.11.1976 N 593 "О подготовке и издании Свода Законов РСФСР" в качестве официального издания Президиума Верховного Совета РСФСР и Совета Министров РСФСР и включал действовавшие на момент последней актуализации Свода Законов РСФСР (1988 г.) законодательные акты РСФСР, постановления Совмина РСФСР общенормативного характера. Союзные ведомственные акты и акты министерств и ведомств РСФСР не подлежали включению в Свод Законов СССР и Свод Законов РСФСР и на момент выпуска справочной правовой системы КонсультантПлюс:ДокументыСССР не включены в ее информационный банк.

Следует отметить, что целью выпуска системы является предоставление пользователям в первую очередь именно текстов архивных актов, которые в настоящее время сложно достать самостоятельно, так как они вновь не публикуются, а содержатся только в различных архивах. Поэтому в информационном банке отражена только та юридически значимая информация, которая была известна нашим специалистам на момент выпуска системы. При применении документа необходимо проанализировать его статус с учетом действующего законодательства. Предупреждение об этом содержится в примечании к каждому документу системы.

Информационное наполнение новой системы будет состоять из актов, изданных в период с 1917 г. до 1 июля 1991 г. В информационный банк будут включаться как законодательные акты СССР и РСФСР и акты Совминов, так и ведомственные акты, изданные на союзном и республиканском (РСФСР) уровне.

Справочные и поисковые возможности системы. Тематический рубрикатор

Новая система выпускается в стандартной программной технологии КонсультантПлюс и обладает всеми справочно-поисковыми возможностями систем семейства КонсультантПлюс по федеральному законодательству. Однако в силу специфики информационного банка КонсультантПлюс:ДокументыСССР в данной системе отсутствует поиск по ключевым словам, а также по дате и номеру регистрации в Минюсте.

Что же касается тематического рубрикатора, то следует особо отметить, что справочная правовая система КонсультантПлюс:ДокументыСССР - одна из первых систем семейства КонсультантПлюс, в которых используется новый Классификатор правовых актов, разработанный компанией "Консультант Плюс" совместно с Главным государственно-правовым управлением Президента РФ и Российским фондом правовых реформ. Классификатор адаптирован к особенностям информационного банка новой системы.

Пополняться информационный банк системы будет ежемесячно. Объем пополнения составит примерно 50-60 документов в месяц.

В заключение нам хотелось бы выразить уверенность, что новая справочная правовая система КонсультантПлюс:ДокументыСССР найдет своего пользователя, для которого станет еще одним надежным источником правовой информации.


VII семинар региональных информационных центров Сети КонсультантПлюс

  Сергей Уваров
Специальный корреспондент

В конце апреля в Подмосковье прошел VII семинар региональных информационных центров (РИЦ) Сети КонсультантПлюс. В работе семинара приняли участие 302 руководителя и ведущих сотрудника из 182 центров, а также 56 сотрудников координационного центра Сети.

Ежегодные семинары, на которые по традиции собираются руководители и ведущие сотрудники региональных центров, стали, по определению самих участников, настоящим клубом специалистов, занимающихся одним делом. Сотрудники в общем-то разных, и по численности, и территориально, компаний из более чем 150 городов по всей России, объединенные общей задачей распространения правовой информации, общей стратегией развития, всегда рады возможности собраться и обсудить важные проблемы, поделиться опытом обслуживания пользователей, пообщаться с представителями координационного центра. Особенно ценно, что общение проходит в неформальной, дружеской атмосфере. По традиции ключевое место на семинаре отводится докладам членов Совета директоров координационного центра и руководителей основных структурных подразделений. Однако не менее важную роль играют дискуссии, которые завязываются как в зале заседаний, так и в кулуарах, в процессе непосредственного общения участников друг с другом.

Семинар открылся торжественным награждением руководителей лучших по итогам 1999 г. региональных центров. В особой номинации - "БизнесЛеди" - были отмечены руководительницы РИЦ. Затем с докладом "Стратегия развития Сети в 2000-2005 гг." выступил Генеральный директор АО "Консультант Плюс" Д.Б.Новиков. Как отметили представители РИЦ, доклад отразил серьезное движение вперед всей Сети, наметил направления развития бизнеса для всех без исключения компаний - региональных центров КонсультантПлюс. Тот факт, что развитие планируется на пять лет вперед говорит о стабильности компании-разработчика и всей Сети в целом, и это поддерживает оптимизм, служит укреплению корпоративного духа Сети.

На семинаре была намечена сбытовая политика, разобраны вопросы запуска целого ряда новых систем, первая из которых - КонсультантПлюс:ДокументыСССР - выходит уже в июле этого года. Собравшихся ознакомили с перспективами развития технологий и информационных банков систем, в этой связи были разъяснены вопросы перевода систем на новый рубрикатор, построенный на основе Классификатора правовых актов РФ, который был разработан компанией "Консультант Плюс" в сотрудничестве с Главным государственно-правовым управлением Президента РФ и Российским фондом правовых реформ.

Особое внимание на семинаре было уделено качеству обслуживания пользователей и в том числе теме обучения. Прошло полтора года с начала реализации Программы обучения пользователей работе с системами КонсультантПлюс, и за это время обучение как на организованных РИЦ семинарах, так и непосредственно на своих рабочих местах прошли около 40 000 пользователей. Сотрудники РИЦ обменялись мнениями о том, как эффективнее организовать обучение, поговорили о наиболее типичных вопросах, возникающих у пользователей систем, обсудили необходимые методические материалы. Кстати, учатся в Сети не только пользователи, но и обслуживающие их сотрудники - Методический центр компании "Консультант Плюс" регулярно проводит семинары для руководящих работников РИЦ.

За время работы семинара, конечно, нельзя обсудить, а тем более решить все волнующие проблемы, но два дня живого плотного общения сотрудников РИЦ друг с другом и с разработчиками, безусловно, дали им необходимый заряд бодрости на год вперед - до следующего семинара.


О совершенствовании концепции электронного распространения правовой информации в России

  Сергей Уваров
Специальный корреспондент

17 мая 2000 г. в Государственной Думе РФ состоялось заседание Научно-консультативного совета по систематизации, кодификации законодательства и правовой информации при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания РФ. На нем по инициативе компании "Консультант Плюс" были рассмотрены предложения по совершенствованию концепции электронного распространения правовой информации в Российской Федерации. С докладом "Основные принципы построения эффективной системы распространения правовой информации" на заседании выступил Генеральный директор компании "Консультант Плюс" Д.Б. Новиков.

Согласно положениям доклада целью распространения правовой информации в новом понимании должно стать максимальное удовлетворение существующей потребности общества в правовой информации. Конкретные задачи государства при этом заключаются в том, чтобы обеспечить механизм раскрытия официальной информации органами власти и управления, а также создать условия для активной и эффективной конкуренции среди распространителей, чтобы гарантировать приемлемые условия для пользователей правовой информации. Для реализации действенного механизма раскрытия информации предполагается использовать так называемый "базовый формат", который должен обеспечить точность и аутентичность передаваемой информации.

Поскольку сейчас в государственных ведомствах отсутствует система электронного документооборота, основанная на применении электронно-цифровой подписи и не приняты нормативные акты об использовании этой подписи, то наиболее целесобразным представляется принять в качестве "базового формата" графические файлы - "образы документов". Это могут быть файлы типа "*.tif", "*.gif", "*.png" (или другие). Такие "образы документов" являются точной копией бумажных аналогов (как, например, ксерокопии) и не требуют больших затрат при изготовлении - их можно получить путем простого сканирования. Использование графических образов - это наиболее эффективный и легкий для восприятия пользователей способ подтвердить аутентичность текстов. Этот способ, по-видимому, не утратит своего значения и в будущем, с внедрением электронно-цифровой подписи в системы ведомственного документооборота.

Возможно, предложение использовать в качестве "базового формата" образы документов могло бы показаться неоправданным в связи с большими объемами графических файлов и трудностями с их передачей. Но уже сейчас стремительное развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий позволяет успешно решать эти проблемы, которые со временем становятся все менее и менее существенны.

Согласно предложенной концепции необходимо утвердить стандарты "базового формата", организовать эталонные фонды правовой информации и предоставить всем желающим возможность получать документы из эталонных фондов самыми разными способами: через Internet, через сеть публичных библиотек, через независимых распротранителей и т.д.

"Базовый формат" наиболее удобен для того, чтобы точно, без искажений и без каких-либо элементов обработки (а значит, и без дополнительных затрат) передавать документы в исходном виде. Поэтому он наилучшим образом подходит для обеспечения механизмов раскрытия информации государственными органами. При этом такой формат имеет ряд объективных ограничений. Он не предполагает реализации важнейших сервисных инструментов и возмож-ностей, используемых в современных справочных правовых системах и необходимых для профессиональной работы, например, таких, как смысловой и интеллектуальный поиск по тексту документов. Кроме того, в "базовом формате" невозможно включение примечаний и комментариев, использование гипертекстовых ссылок (отражающих взаимосвязь между разными документами) и обновленных редакций документов, не утвержденных официально, и т.п.

Вместе с тем совершенно ясно, что для профессиональной работы с правовой информацией необходимы именно эти и многие другие специальные поисковые инструменты и сервисные возможности. Реализация этих возможностей требует значительных затрат, которые не могут и не должны быть компенсированы за счет средств государственного бюджета. Эту задачу должны выполнять независимые распространители правовой информации, которые оказывают услуги с добавленной стоимостью - разрабатывают и предоставляют специальные поисковые средства, обеспечивают дополнительный сервис при работе с правовой информацией - именно то, что необходимо пользователю.

В дискуссии приняли участие более 60 человек. Среди них - ученые, представители органов говударственной власти (Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Главного Государственно-правовового управления Президента РФ, Министерства юстиции РФ, Министерства по налогам и сборам РФ, ФАПСИ и др.), руководители государственных и независимых организаций - распространителей правовой информации. Было отмечено, что разработчики справочных правовых систем уже добились большого успеха в электронном распространении правовой информации. По оценкам некоторых экспертов, если в Европе с правовыми базами данных работают не более 30% юристов, то в России эта цифра превышает 70%. Необходима законодательная основа правовой информатизации, которая бы регулировала отношения в этой области между государством и независимыми распространителями, открывала бы все пути и возможности для правовой информатизации России. Независимые разработчики справочных правовых систем в целом поддержали идею свободного и неограниченного доступа к правовой информации. Ведь деятельность разработчиков заключается не в простом "транслировании" правовой информации, а в предоставлении дополнительного сервиса, обеспечении оперативной передачи новых правовых актов на рабочее место пользователя, снабжении этих актов необходимым для профессиональной работы поисковым, справочным и аналитическим аппаратом.

Еще одна тема, обсуждавшаяся на заседании - проблема "качества" правового документа. На нее обратили внимание ученые - заведующая сектором Института государства и права РАН И.Л. Бачило и зав. кафедрой правовой информатики Московской государственной юридической академии В.А. Копылов. По их мнению, давно пора принять закон о правилах разработки законов и других правовых актов. Целесообразно, чтобы нормы подготовки правовых актов закрепили порядок создания электронной копии документа в "базовом формате", готовя его таким образом к последующему электронному распространению. В.А. Копылов образно назвал работу, которую ведут негосударственные распространители, "революцией" в области правовой информатики. Он отметил, что разработчики справочных правовых систем справляются с задачей распространения правовой информации. В частности, они уже сегодня решают такие общественно значимые задачи, как обеспечение правовой информацией российских вузов и научных работников.

Первый заместитель Председателя Совета Исследовательского центра частного права при Президенте РФ А.Л. Маковский поддержал идею использовать усилия независимых распространителей для организации публичного доступа к текстам нормативно-правовых актов. Он заметил, что государство уже почти 40 лет предпринимает попытки создать систему распространения правовой информации. При этом государственными структурами за счет бюджетных средств сделано не так уж и много. Поэтому, по мнению А.Л. Маковского, не стоит бояться сосуществования и соревнования в этой области государственных и коммерческих структур. А.Л. Маковский особо подчеркнул проблему доступа к судебным актам - решениям арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Широкое опубликование судебных актов, которые станут доступны для общественной критики, позволит повысить качество судебных решений и эффективность всей судебной системы. В целом А.Л. Маковский отметил, что если предложенная концепция будет претворена в жизнь, то это послужит большей демократизации общества. "По существу, это реальный шаг к дальнейшему развитию открытости в области правотворчества и правоприменения", - сказал он.

Большинство выступающих отметили необходимость развития и совершенствования концепции электронного распространения правовой информации. Некоторые идеи уже нашли отражение в проекте, предложенном компанией "Консультант Плюс". Крайне важно, чтобы обновленная концепция была выработана совместными усилиями всех заинтересованных сторон: государственных органов, ученых-юристов, специалистов по правовой информатике, государственных и независимых разработчиков справочных правовых систем. "Мы планируем и дальше открыто и гласно участвовать в совершенствовании концепции и приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных лиц и организации", - сказал Д.Б. Новиков.

Подводя общие итоги дискуссии, начальник Правового управления аппарата Государственной Думы РФ В.Б. Исаков отметил необходимость более широкого присутствия государственных органов, в первую очередь федеральных, в сети Internet. Также он обратил внимание на целесообразность разделения функций государственных органов и независимых распространителей правовой информации. Он сказал, что "если предоставление информации - функция государства, то ее распространение и доведение до конечного потребителя - это функция негосударственных структур. Практика показала, что они делают это значительно лучше, значительно качественнее и быстрее". При этом, как отметил В.Б. Исаков, "государство должно обеспечить порядочное поведение на рынке и определенное качество документов".

Ход дискуссии, активное и заинтересованное обсуждение проблемы распространения правовой информации позволяют надеяться, что будут подготовлены и реализованы на государственном уровне меры, обеспечивающие всем гражданам России свободный доступ к правовой информации на основе современных компьютерных технологий.


Новое в системах: Гипертекст между КонсультантСудебнаяПрактика и КонсультантПлюс:ВерсияПроф

Михаил Рогожев, руководитель проекта КонсультантПлюс:СудебнаяПрактика Михаил Рогожев
Руководитель проекта КонсультантСудебнаяПрактика

С апреля текущего года в справочной системе КонсультантСудебнаяПрактика реализована возможность гипертекстового перехода в систему КонсультантПлюс:ВерсияПроф. Теперь, если в документе, содержащемся в КонсультантСудебнаяПрактика, есть ссылка на какой-либо правовой акт системы КонсультантПлюс:ВерсияПроф, пользователь может сразу перейти в текст этого акта.

Хотелось бы отметить два момента, связанных с гипертекстом.

Во-первых, если в тексте документа указывается не просто название правового акта, а конкретная его часть (например, номер статьи закона), то и переход осуществляется не на начало, а непосредственно в указанное место данного акта.

Во-вторых, гипертекстовый переход из документа системы КонсультантСудебнаяПрактика осуществляется не на последнюю редакцию правового акта, а на ту его редакцию, на которую ссылается данный документ. Поясним, что здесь имеется в виду. Если в журнальной статье есть ссылка на действующий правовой акт, то переход осуществляется на редакцию, которая действовала на момент написания статьи. Другой вариант: если в тексте Постановления Президиума ВАС РФ идет, например, ссылка на Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость", то переход осуществляется на ту редакцию Закона, которая действовала в момент возникновения спорных правоотношений.

Возможность гипертекстового перехода в документы системы КонсультантПлюс:ВерсияПроф, реализованная ранее в таких системах КонсультантБухгалтер, КонсультантФинансист, а также в системах по законодательству московского региона, поможет пользователям КонсультантСудебнаяПрактика эффективнее работать с системой.


КОРОТКО

В апреле координационный центр Сети КонсультантПлюс подписал с Акционерным коммерческим Сберегательным банком РФ рамочное соглашение об использовании систем КонсультантПлюс в структурах Сбербанка. Сегодня системы семейства КонсультантПлюс установлены в сотнях отделений Сбербанка по всей России. Эта организация является одним из крупнейших корпоративных пользователей КонсультантПлюс.

В конце апреля в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) прошла VIII Международная конференция "Открытое образование в России XXI века". Конференция проводилась Евразийской ассоциацией дистанционного образования. Авторы лучших докладов на конференции получили призы, среди которых - учебное пособие "Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс".

В конце мая в Колонном зале Дома Союзов прошел Конгресс профессиональных бухгалтеров Москвы и Московского региона "Новое в методологии и методике бухгалтерского учета и налогообложения". В рамках конгресса была организована выставка, традиционным участником которой является компания "Консультант Плюс".

Информацию предоставили: Н.Уколова, К.Киселев


Архив | предыдущий выпуск | следующий выпуск

© ЗАО "Консультант Плюс", 1997-2024
Учредитель - ЗАО "Консультант Плюс"
Зарегистрировано в Роскомнадзоре, рег. ПИ № ФС77-42966
Адрес редакции: 117292, Москва, улица Кржижановского, 6
e-Mail: bulletin@consultant.ru
Web Site: https://www.consultant.ru/
Телефон/Факс: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92

 

Поделиться ссылкой:

 

О компании и продуктах КонсультантПлюс