N 8 (59) АВГУСТ 2000

Архив | предыдущий выпуск | следующий выпуск

Содержание

В системах КонсультантПлюс - полмиллиона документов!

Марина Крапивина, редактор информационного бюллетеня

Редактор информационного бюллетеня
КонсультантПлюс

ГистограммаЛетом 2000 г. общее количество документов в информационных банках (ИБ) систем КонсультантПлюс превысило полмиллиона. Таков на сегодняшний день показатель полноты информационных ресурсов КонсультантПлюс. Известно, что полнота ИБ является одной из основных характеристик справочных правовых систем, и можно без преувеличения сказать, что КонсультантПлюс имеет крупнейший информационный банк, который может быть передан пользователю.

Сегодня ИБ КонсультантПлюс состоит из документов федерального уровня, значительного пласта правовых актов регионального законодательства, документов по международному праву, по вопросам судопроизводства и правоприменительной практики, справочно-консультационных материалов, образцов деловой документации и др.

Наполнение информационного банка КонсультантПлюс шло по нарастающей. Если в первый год в системы вводилось примерно 50 документов в месяц, то сегодня - порядка 8000. За восемь лет работы КонсультантПлюс количество документов в информационном банке выросло более чем в 350 раз! Рассмотрим, что же позволило Сети КонсультантПлюс достичь такого значительного результата.

Сотрудничество с органами власти и управления

Полнота справочных правовых систем тесно связана с возможностью доступа компании-разработчика к источникам правовой информации. Компания "Консультант Плюс" проводит масштабную программу сотрудничества с органами власти и управления Российской Федерации. Такое сотрудничество позволяет оперативно получать документы по всем отраслям законодательства непосредственно из официальной рассылки выпустивших их ведомств. В рамках этой программы действует порядка 60 договоров, обеспечивающих информационный обмен и сотрудничество с федеральными органами власти и управления. Так, налажено сотрудничество с Администрацией Президента РФ, Аппаратом Правительства РФ, Аппаратом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, высшими судебными инстанциями, десятками министерств и ведомств.

Помимо информационного обмена с федеральными органами власти и управления, КонсультантПлюс осуществляет обмен правовой информацией более чем с 500 органами власти субъектов РФ и местного самоуправления. Взаимодействие с органами власти на местах осуществляют региональные информационные центры (РИЦ) Сети КонсультантПлюс.

Эффективная технология

Как известно, компьютерные справочные правовые системы представляют собой программный комплекс, включающий, с одной стороны, массив правовой информации, с другой - программный инструментарий, позволяющий специалисту работать с этим массивом (производить поиск конкретных документов, формировать свои подборки документов, выводить информацию на печать и т.д.). Поэтому КонсультантПлюс с самого начала ставил задачу не только качественного наполнения массива правовой информации, но и создания эффективной технологии работы с ней. Это в итоге определило перспективы развития справочных правовых систем КонсультантПлюс, позволило перейти к оперативной ежедневной актуализации информации в системах. Среднемесячный ввод в системы сегодня составляет 8000 документов, но технология КонсультантПлюс позволяет обеспечить ввод и 20000 документов в месяц.

Системы по федеральному законодательству

Круговая диаграммаБесспорно, полнота всех информационных ресурсов компании-разработчика является одной из важнейших характеристик ее работы. Однако каждого пользователя в первую очередь волнует вопрос о полноте именно его системы, представляющей тот или иной пласт документов из общего информационного банка. Если рассматривать системы КонсультантПлюс по федеральному законодательству, то в настоящее время основным продуктом КонсультантПлюс, содержащим документы федерального уровня, является КонсультантПлюс:ВерсияПроф. В нее входят нормативные акты, необходимые для предприятий и организаций, осуществляющих различные виды предпринимательской деятельности, в том числе банковскую деятельность и внешнеэкономическую деятельность. На сегодня система включает 27500 документов. Сама же система "ВерсияПроф" входит в информационно-правовой комплекс КонсультантПлюс:Эксперт, включающий помимо "ВерсииПроф" систему КонсультантПлюс:ЭкспертПриложение (документы узкоспециального значения, например затрагивающие интересы отдельных территорий или организаций). Таким образом, КонсультантПлюс:Эксперт объединяет в себе практически весь массив правовой информации федерального уровня, поступающий в информационный банк КонсультантПлюс. Летом 2000 г. количество документов в КонсультантПлюс:Эксперт превысило 110000, что составляет примерно 21% от количества документов в общем информационном банке КонсультантПлюс.

Системы по региональному законодательству

Активное нормотворчество на местах, желание пользователей своевременно и регулярно получать региональную правовую информацию, а также наличие разветвленной Сети сделали необходимым и возможным создание баз по региональному законодательству. Сегодня Сеть насчитывает около 300 РИЦ, которые расположены в 150 городах России. Информационные центры не только распространяют системы КонсультантПлюс в регионах, но и разрабатывают и ведут собственные базы по законодательству. К настоящему времени созданы региональные базы по 75 (из 89) субъектам РФ. Компания "Консультант Плюс" централизованно распространяет справочную правовую систему КонсультантПлюс:РегиональноеЗаконодательство, которая объединяет правовые документы всех 75 региональных баз. В настоящее время ИБ этой системы содержит более 367000 документов, что составляет почти 69% от общего числа документов в системах КонсультантПлюс.

Система по международному праву

ИБ КонсультантПлюс был бы неполным без документов, касающихся одной из важнейших областей правовой информации, - актов международного права. В систему КонсультантПлюс:МеждународноеПраво включены многосторонние и двусторонние международные договоры РФ, документы международных организаций, документы о ратификации, а также документы международного публичного и международного частного права.

Документы (сегодня их порядка 6600) вводятся в систему на основании прямых договоров с органами власти и управления (в настоящее время одним из важнейших является договор с Министерством иностранных дел РФ), а также публикаций (издания: "Бюллетень международных договоров", "Собрание законодательства РФ", "Российская газета" и др.), публикаций международных организаций, например, UN Treaty Series.

Системы поддержки принятия решений

Информационный банк КонсультантПлюс не исчерпывается только правовой информацией. Предоставляя специалистам нормативные акты, разработчики КонсультантПлюс стараются обеспечить их и справочной консультационной информацией, которая содержится в специальных системах поддержки принятия решений.

Уникальным банком судебной информации является система КонсультантСудебнаяПрактика, в которую входят документы, освещающие деятельность судебной системы РФ, судебные акты, материалы по вопросам правоприменительной практики, справочная информация. В системы КонсультантБухгалтер и КонсультантФинансист включены консультации известных специалистов по вопросам в области законодательства о финансах и кредите.

В систему ДеловыеБумаги включены типовые формы, бланки, образцы деловой документации. Сведения о банковских ценных бумагах и банках-эмитентах: проспекты эмиссии ценных бумаг, годовые и квартальные отчеты - содержатся в системе ЦенныеБумаги. Система КонсультантМедицинаФармацевтика включает правовые документы по медицине и фармацевтике, а также консультации по этим видам деятельности. Количество документов в системах поддержки принятия решений составляет более 48000 - это примерно 9% от общего объема информационного банка КонсультантПлюс.

Разработка новых проектов

За последнее время КонсультантПлюс завершил ряд важных проектов и продолжает разработку новых, увеличивая объем и расширяя сферу правовой информации, включаемой в системы. Так, многие юристы, адвокаты, руководители и специалисты предприятий, ведущих договорную и претензионно-исковую деятельность, уже успели оценить по достоинству новые системы КонсультантАрбитраж:ОкружнойВыпуск, в которые входит информация о судебной практике федеральных арбитражных судов округов РФ. На сегодня уже выпущены системы по 7 округам из 10.

Специалистов в области права, студентов, преподавателей, журналистов наверняка заинтересует вышедшая в июле система КонсультантПлюс:ДокументыСССР, которая включает правовые акты советского периода.

Хочется отметить, что само по себе количество включаемых документов не является самоцелью для разработчиков. Задача компании состоит прежде всего в том, чтобы пользователю была доступна вся необходимая в работе правовая информация и он был уверен, что найдет в системах КонсультантПлюс ответы на большинство вопросов, возникающих в его практической деятельности. Для этого КонсультантПлюс стремится, с одной стороны, достичь максимальной полноты охвата массива правовой информации, издаваемой нормотворче-скими структурами всех уровней, с другой - совершенствовать доступные для массового потребителя каналы распространения правовой информации и эффективные компьютерные инструменты для работы с этой информацией.


Нормативная информация для медицинских и фармацевтических организаций

Марат Милушин, генеральный директор АО Юнико-94

Марат Милушин, генеральный директор АО "Юнико-94"
московского регионального центра Сети КонсультантПлюс

Валентина Быкова, руководитель отдела нормативной информации АО Юнико-94

Валентина Быкова,
руководитель отдела нормативной информации АО "Юнико-94"

В 2000 г. исполняется 5 лет с начала разработки специализированной отраслевой системы семейства КонсультантПлюс - КонсультантМедицинаФармацевтика. На сегодняшний день в систему включено уже более 7000 правовых документов и консультационных материалов. Такое относительно небольшое количество документов по сравнению с другими системами КонсультантПлюс объясняется ее конкретной целевой направленностью. Система предназначена прежде всего для руководителей и бухгалтеров фармацевтических и медицинских предприятий: аптек, больниц, поликлиник, фармацевтических и медицинских фирм, а также для специалистов властных структур управления здравоохранением. Еженедельно в информационный банк системы добавляется 30-40 документов.

Создание системы

Юридическая компания "Юнико-94", региональный центр Сети КонсультантПлюс, с 1993 г. специализируется на оказании информационных и консультационных услуг учреждениям здравоохранения. Поэтому в 1995 г. родилась идея создания небольшой узкоспециализированной информационной системы, которая в первую очередь предназначалась бы для небольших аптек и поликлиник и при этом могла бы быть полезной и крупным организациям здравоохранения в качестве дополнения к основным системам КонсультантПлюс.

Благодаря активной поддержке координационного центра Сети КонсультантПлюс работа пошла быстро, и под условным названием "Фармацевт" уже в ноябре 1995 г. система была анонсирована на международной выставке "Аптека-95" в Москве, а в 1996 г. за ее экспериментальное распространение взялись несколько крупных региональных центров Сети. Эксперимент прошел успешно, и с июля 1997 г. система под названием КонсультантМедицинаФармацевтика была передана для распространения всем региональным информационным центрам Сети КонсультантПлюс.

Информационный банк системы

Медицина и фармацевтикаОснову информационного банка системы составляют документы Министерства здравоохранения  РФ. На сегодняшний день их в системе более 3000, и ведущие специалисты Минздрава РФ в первую очередь ищут необходимую информацию уже не у себя на полках, а в системе КонсультантМедицинаФармацевтика. Около тысячи документов системы представляют собой материалы различных департаментов и управлений Минздрава РФ. Среди них Департамент государственного контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств и медицинской техники. Постоянный комитет по контролю наркотиков, Госсанэпиднадзор и другие. Широко представлены документы органов управления здравоохранением Москвы и Московской области.

Отдельным блоком в систему включены консультационные материалы юристов, аудиторов, других специалистов, разъясняющие в популярной форме "вопрос-ответ" особенности бухгалтерского учета, налогообложения, сертификации, лицензирования и другие специфические отраслевые вопросы, касающиеся сферы медицины и фармацевтики. Их в информационном банке больше 1000.

Хочется отметить, что в системе имеется более 3500 специализированных материалов, которые отсутствуют в других системах КонсультантПлюс. Так, среди включенных в систему материалов своим колоссальным объемом выделяются чрезвычайно актуальные для специалистов официальные справочники-реестры: Реестры лекарственных средств, Реестр медицинских изделий, Реестры цен на лекарственные средства, Международная классификация болезней, Государственная фармакопея и др.

Сотрудничество разработчиков системы с органами управления здравоохранением

Документы в информационный банк системы поступают на основе прямых договоров об информационном сотрудничестве с органами управления здравоохранением: с Управлением делами и Правовым управлением Минздрава РФ, а также с органами управления здравоохранением Москвы и Московской области. Такое сотрудничество дает разработчикам возможность оперативно включать в систему самую свежую и достоверную правовую информацию.

Возможности cистемы

Система КонсультантМедицинаФармацевтика выпускается в стандартной программной оболочке КонсультантПлюс и поэтому обладает всеми справочно-поисковыми возможностями систем семейства КонсультантПлюс. К ним относятся наличие DOS- и Windows-версий и их сервисная поддержка, поисковые возможности системы, наличие гипертекста, возможность для пользователя создания собственных папок и др.

В то же время имеются и некоторые особенности работы с системой, связанные со спецификой информационного банка системы "МедицинаФармацевтика". Так, например, специалистами компании "Юнико-94" был разработан оригинальный тематический рубрикатор, учитывающий особенности отрасли.

Индивидуальная помощь пользователям

Разработчики системы КонсультантМедицинаФармацевтика тесно сотрудничают с архивными государственными службами и собирают собственный архив, который содержит свыше тысячи специализированных документов, по тем или иным причинам не включенных в информационный банк системы. Такие документы пользователь может заказать, обратившись в обслуживающий его информационный центр Сети КонсультантПлюс.


СЛУЖБА F1

ПРИМЕЧАНИЯ В ТЕКСТЕ: ВИДЫ И СПОСОБЫ ОФОРМЛЕНИЯ

Альвина Силкина, руководитель отдела правовой экспертизы и кодификации

Альвина Силкина,
руководитель отдела правовой экспертизы и кодификации

Сегодня трудно представить организацию, не использующую в своей работе компьютер с установленными на нем справочными правовыми системами. На самых различных предприятиях все чаще звучит фраза: "Посмотрим в "Консультанте"...". Обосновывая свои требования в суде, истец, как на неоспоримый довод, ссылается на информацию об отмене акта, взятую из КонсультантПлюс. Прочитав обзор действующего законодательства, подготовленный специалистами КонсультантПлюс, и узнав о нарушении своих прав, гражданин обращается в общество защиты прав потребителей в поисках правды. Начальник юридического отдела банка надеется найти в КонсультантПлюс подтверждение своего мнения о том, что новый закон противоречит закону действующему и регулирующему тот же вопрос. Все эти факты, взятые из жизни, говорят о том, что авторитет КонсультантПлюс растет, что пользователь ждет от справочной правовой системы не только достоверной информации, но и помощи в ее применении.

Желая оправдать доверие пользователя, разработчики систем берут на себя функцию систематизации правовых актов, стараясь при этом не переступить границу дозволенного. Необходимость такой систематизации обусловлена противоречивостью действующего законодательства, многочисленными нарушениями законодательной техники при принятии новых правовых актов. Состояние действующего законодательства, как в зеркале, отражается в справочной правовой системе. Не решенные законодателем проблемы, допущенные ошибки вызывают многочисленные вопросы пользователей, которые он задает, естественно, не законодателю, а разработчикам справочных правовых систем.

Основной принцип разработчиков справочных правовых систем КонсультантПлюс - в процессе юридической обработки включаемой в системы информации не решать за пользователя, применять или не применять ему данный документ, а предоставлять объективную информацию о взаимосвязи документов российского законодательства. Какие средства используют разработчики для того, чтобы помочь пользователю решить проблемы, связанные с применением правовых актов, - об этом и пойдет разговор. Точнее, так как эта тема весьма обширна, в данной статье мы поговорим только о примечаниях, включаемых разработчиками в тексты документов.

Принятие нового акта: типичные ситуации

В настоящее время в действующем законодательстве при издании новых актов реально могут сложиться следующие ситуации.

  1. а) При издании нового акта законодателем одновременно устанавливается соотношение этого акта с актами действующего законодательства, при необходимости вносятся изменения и дополнения, признаются утратившими силу акты, связанные с новым актом.
  2. б) Связи нового акта определяются законодателем после его издания, изменения и дополнения в связи с принятием нового акта вносятся в действующее законодательство отдельными актами, отдельно издаются перечни утративших силу документов.
  3. в) При издании нового акта в самом акте определяются связи и соотношения не актов действующего законодательства, а норм права, содержащихся в актах, то есть изменяется само правило поведения, а не акт, в котором оно содержится.
  4. г) При издании нового акта его связи и соотношение с действующим законодательством не определяются законодателем, хотя реально существуют.

Эти четыре ситуации отражаются в справочных правовых системах разными способами.

Способы отражения взаимосвязей правовых актов в системах КонсультантПлюс

Ситуации "а" и "б" при юридической обработке отражаются с помощью прямых и обратных ссылок, полностью повторяющих формулировки нового акта. При необходимости создаются новые редакции документов.

В случаях, когда такую официальную информацию невозможно указать в ссылке или внести непосредственно в текст документа, она отражается с помощью примечаний, также полностью повторяющих формулировки законодателя в установленных им актах.

Пример. Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 N 187 вносит частичные изменения
в Постановление Правительства РФ от 08.12.99 N 1358, при этом используется следующая формулировка общего характера, не позволяющая внести изменения в конкретную часть документа: "В частичное изменение Постановления Правительства РФ от 08.12.99 N 1358 установить:". Поэтому к Постановлению N 1358 разработчиками КонсультантПлюс помещено соответствующее примечание на основе Постановления N 187 (см. рис.1).

Ситуация "в" требует от специалиста при юридической обработке нового документа анализа
и поиска актов, связанных с новым документом, так как законодатель говорит только о том, какие правила (порядок) он изменил, дополнил и не называет конкретных актов, в которых эти правила (порядок) содержатся.

Пример. К пункту 1 Распоряжения Правительства РФ от 20.02.95 № 230-р помещено примечание на основании Распоряжений Правительства РФ от 10.02.97 N 182-р и от 22.10.99 N 1702-р, которыми был продлен, а вторым Распоряжением еще и распространен на граждан Латвийской Республики порядок безвизового въезда в Российскую Федерацию граждан бывшего СССР, постоянно проживающих на территории Литовской и Эстонской Республик. По сути, указанные Распоряжения продлевают и распространяют действие Распоряжения N 230-р, хотя в них этот документ и не упоминается. Таким образом, примечания, отражающие ситуацию "в" (см. рис.2), основаны на официальной информации, но создаются юристом КонсультантПлюс, который находит названную в новом документе норму в конкретном документе ИБ и сообщает эту информацию пользователю примечанием.

При ситуации "г" юрист, определяя связи документов, не имеет никакой официальной информации о соотношении нового документа с общей системой документов в ИБ, примечание будет основано только на анализе действующего законодательства и будет носить субъективный характер.

Пример. Пунктом 3 ст.20 Закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" установлено, что п.4 ст.5 данного Закона действует до вступления в силу соответствующих изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах". При анализе действующего законодательства юрист определяет, что норма, содержащаяся в п.4 ст.5, фактически вводит иной порядок принятия решения о размещении посредством закрытой подписки акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции. При этом законодатель не дает прямого указания на приостановление действия нормы, регулирующей этот же вопрос, содержащийся в Законе "Об акционерных обществах". Такой вывод можно сделать, сопоставив нормы указанных законов, причем полученное умозаключение является мнением конкретного специалиста, которое будет оформлено в виде примечания в тексте Закона "Об акционерных обществах" к ст. 39 (см. рис.3).

Способы оформления примечаний в системах КонсультантПлюс

Итак, рассмотрев наиболее типичные ситуации, мы выделили три вида примечаний, которые отличаются степенью объективности информации, содержащейся в примечании. Очень важно, чтобы пользователь различал эти три типа примечаний и по-разному использовал их при применении информации. С помощью технических средств мы помогаем в этом пользователю.

  1. Примечания, соответствующие ситуациям "а" и "б", содержат только официальную информацию, полностью основываются на положениях самого документа (или других документов, в которых упоминается анализируемый документ). Такие примечания выделяются в тексте цветом (при стандартной настройке в Windows-версии синим, в DOS-версии белым). Их нельзя отключить (убрать с экрана), пользователь воспринимает их вместе с текстом документа.
  2. Примечания, соответствующие ситуации "в", хотя и содержат официальную информацию, но связь документов при этом определял конкретный специалист, а не законодатель. Эти примечания уже начинаются словами "КонсультантПлюс: примечание" и их тоже нельзя отключить. Выделение этих примечаний в самостоятельный вид произошло весной 2000 г., поэтому они стали включаться в системы только недавно.
  3. Примечания, соответствующие ситуации "г" (при стандартной настройке выделены в Windows-версии зеленым цветом, в DOS-версии голубым), содержат оценку правовой ситуации специалистом КонсультантПлюс, на что указывают слова "КонсультантПлюс: примечание", и их можно отключить, "очистив" тем самым официальный текст документа от субъективных мнений специалистов.

Давая такие примечания, мы призываем пользователя думать вместе с нами, вырабатывать свою правовую позицию и уж ни в коем случае не воспринимать такое примечание как истину в последней инстанции.

В заключение хочется сказать, что ценность правовой информации возрастает многократно, если она представлена не в виде разрозненных текстов документов, а системно. Только тогда справочная правовая система будет адекватно отражать действующее законодательство, а содержащаяся в ней правовая информация действительно будет готова к применению. Так как тему юридической обработки документов, включаемых в системы КонсультантПлюс, невозможно исчерпать в рамках одной статьи, мы еще вернемся к ней в дальнейших номерах нашего бюллетеня.


Архив | предыдущий выпуск | следующий выпуск

© ЗАО "Консультант Плюс", 1997-2017
Учредитель - ЗАО "Консультант Плюс"
Зарегистрировано в Роскомпечати, рег. N 014076.
Адрес редакции: 117292, Москва, улица Кржижановского, 6
e-Mail: bulletin@consultant.ru
Web Site: http://www.consultant.ru/
Телефон/Факс: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92

 

Поделиться ссылкой: