Главная

N 5 (44) МАЙ 1999

Архив | предыдущий выпуск | следующий выпуск

Содержание

Понятие и структура правовой информации

 Альвина Силкина Альвина Силкина,
Руководитель отдела правовой экспертизы

В прошлом выпуске бюллетеня N4 (43), 1999 мы определили понятие правовой информации и рассмотрели структуру информационного массива официальной правовой информации. Сегодня мы остановимся на остальных двух группах правовой информации - информации индивидуально-правового характера, имеющей юридическое значение, и неофициальной правовой информации.

Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение

Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение, отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, - граждан, организаций.

Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение, подразделяется на следующие группы:

  • договоры (сделки);
  • жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Общие черты этих актов:

  • они носят индивидуально-правовой характер;
  • они направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Так, конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия - устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и информации индивидуально-правового характера, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

  • материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
  • материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
  • материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
  • образцы деловых бумаг;
  • комментарии законодательства;
  • научные, научно-популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет, тем не менее, важное значение для эффективной реализации норм права. К примеру, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

VI cеминар региональных информационных центров Сети КонсультантПлюс

Сергей Уваров
Специальный корреспондент

В конце марта - начале апреля в Москве прошел VI семинар региональных информационных центров (РИЦ) Сети КонсультантПлюс. По традиции координационный центр Сети ежегодно приглашает коллег и единомышленников подвести итоги прошедшего года, обсудить важнейшие вопросы дальнейшего развития, обменяться опытом решения насущных проблем.

VI Семинар Сети КонсультантПлюс
VI Семинар Сети КонсультантПлюс

Несмотря на сложную экономическую обстановку, своих представителей на семинар прислали практически все региональные информационные центры Сети КонсультантПлюс: в работе семинара участвовали около 320 руководителей РИЦ и сотрудников координационного центра Сети.

Основными вопросами, обсуждавшимися на семинаре, были вопросы организации сопровождения систем, их распространения, вопросы взаимодействия с государственными структурами и с учебными заведениями. Участники сошлись во мнении, что и в сегодняшних непростых условиях основной акцент необходимо делать на повышении качества обслуживания пользователей. Кстати, с этим связаны многие вводимые Сетью новые программы. Так, в январе 1999 г. комплекс стандартных сервисных услуг, оказываемых региональными центрами пользователям Сети, пополнился Программой бесплатного обучения пользователей работе с системами КонсультантПлюс. А во время семинара увидел свет новый учебник по работе со справочными системами КонсультантПлюс.

Кроме текущих оперативных задач, на семинаре обсуждались ближайшие (на год- два вперед) планы развития Сети, а также планы среднесрочного развития, рассчитанные на трех-пятилетнюю перспективу.

VI Семинар Сети КонсультантПлюс
VI Семинар Сети КонсультантПлюс

Заседания семинара проходили в обстановке интенсивной плодотворной работы, чему способствовала атмосфера доверия и взаимного уважения коллег друг к другу. Можно с уверенностью сказать, что тесное партнерство и корпоративный дух помогут Сети КонсультантПлюс сохранять крепкие позиции на рынке информационных услуг, успешно реализуя намеченные масштабные планы перспективного развития.

Вышел в свет учебник по работе со справочными правовыми системами КонсультантПлюс

 Марина Королева Марина Королева,
Руководитель отдела по связям с общественностью

В марте 1999 г. компания "Консультант Плюс" выпустила книгу "Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс".

Книге присвоен гриф "Рекомендовано Советом по правоведению УМО университетов РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция".

Эффективное использование систем - реальная экономия рабочего времени

Роль справочных правововых систем в распространении правовой информации очень велика. Только с системами семейства КонсультантПлюс работают сегодня более 600 000 специалистов самых разных отраслей российской экономики. Разработчики систем постоянно развивают и совершенствуют свои программные продукты - пользователи получают все больше и больше возможностей для работы с правовой информацией. Поэтому им бывает недостаточно тех первоначальных сведений о работе с системами, которые они получили сразу после их приобретения, - им необходимо периодически осваивать новые возможности. Исследования показывают, что эффективное использование всех возможностей систем экономит пользователю от 30 до 50% рабочего времени.

Как известно, компания "Консультант Плюс" решает проблему обучения работе со своими системами с помощью двух крупных общесетевых некоммерческих программ: Программы поддержки российской науки и образования и Программы обучения пользователей.

Учебник для студентов и преподавателей

Сеть КонсультантПлюс в рамках специальной некоммерческой Программы поддержки российской науки и образования сотрудничает более чем с 2тысячами различных учебных заведений, использующих системы КонсультантПлюс в учебном процессе. Компания "Консультант Плюс" придает огромное значение этой Программе. Однако до недавнего времени для полноценного обучения работе со справочными правовыми системами в учебных заведениях не хватало учебника по современному курсу правовой информатики. Появление учебника "Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс" решает эту проблему. Учебник окажет существенную помощь студентам и преподавателям при использовании систем КонсультантПлюс в учебном процессе.

Универсальный справочник для пользователя компьютерных правовых систем

Готовя книгу к изданию, мы ставили перед собой цель выпустить учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений юридического и финансово-экономического профиля. Но в результате работы над книгой стало очевидно, что она будет также интересна и пользователям систем семейства КонсультантПлюс, как юристам, так и широкому кругу специалистов, не имеющих юридического образования. В этом мы смогли убедиться в ходе реализации Программы обучения пользователей. Как известно, в рамках этой Программы каждый пользователь, и начинающий, и давно работающий с системами, может бесплатно пройти курс обучения основным навыкам работы с ними. Обучение проходит на рабочем месте пользователя или на специально организованных семинарах по заранее определенной программе. В результате пользователь приобретает основные практические навыки, в принципе достаточные для работы.

Обучение основам работы с системами в рамках Программы обучения ведется на примере системы КонсультантПлюс:ВерсияПроф. Если же пользователь захочет изучить эту систему более углубленно, а также познакомиться с особенностями работы с другими системами семейства (а их сегодня 13), новый учебник окажет ему неоценимую поддержку. В книге наиболее полно представлены возможности и даны основные принципы работы со всеми системами семейства КонсультантПлюс.

Помимо практических навыков работы с системами достаточно многим пользователям пригодятся сведения, непосредственно касающиеся самой правовой информации. Для эффективного использования систем важно представлять структуру правовой информации, а также условия и порядок вступления в силу нормативных правовых актов. Перечисленные вопросы являются непростыми. И тем не менее их понимание необходимо не только юристам, но и широкому кругу специалистов - пользователей справочных правовых систем. Именно поэтому в учебнике освещению этих вопросов уделено очень большое внимание.

Таким образом, для пользователей наш учебник может стать своего рода "энциклопедией", универсальным справочником по системам КонсультантПлюс, в котором можно найти ответ практически на любой вопрос, связанный с их использованием.

Авторы учебника

Авторами учебника являются сотрудники координационного центра Сети КонсультантПлюс - разработчика систем одноименного семейства.

Существенную помощь авторам в работе над книгой своими замечаниями, советами и отзывами оказали ведущие ученые РФ, преподаватели крупнейших российских вузов: к.т.н., профессор, заведующий кафедрой информационных технологий Российской экономической академии им.Г.В.Плеханова А.К.Волков, к.ф.-м.н., заведующий лабораторией правовой информатики юридического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова А.А.Косовец, д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой государственного управления и права Академии народного хозяйства при Правительстве РФ А.М.Куренной, заслуженный деятель науки РФ, д.ю.н., профессор, первый заместитель председателя Совета Исследовательского центра частного права при Президенте РФ А.Л.Маковский (автор предисловия к книге), заслуженный деятель науки РФ, д.ю.н., профессор, заведующий отделом теории законотворчества и систематизации законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения А.С.Пиголкин, д.т.н., профессор Московского государственного университета статистики, экономики и информатики С.Н.Селетков.

Содержание учебника

В главе 1 в объеме, необходимом для использования систем КонсультантПлюс, рассмотрены теоретические аспекты правовой информации (структура правовой информации, условия и порядок вступления в силу нормативных правовых актов и др).

В этой же главе изложена теория справочных правовых систем, которая охватывает два взаимосвязанных раздела - основные свойства информационных банков справочных правовых систем и основные возможности программных технологий справочных правовых систем. Эти разделы рассмотрены в учебнике на примере систем семейства КонсультантПлюс.

Глава 2 полностью посвящена программной оболочке систем КонсультантПлюс. Материал излагается на примере программной оболочки системы КонсультантПлюс:ВерсияПроф и сопровождается большим количеством примеров и иллюстраций.

Глава 3 представляет системы семейства КонсультантПлюс по федеральному законодательству. Их несколько, они различаются по полноте информационного банка. Какая система достаточна для малого предприятия, а какая необходима крупному банку? Для каких специалистов предназначен информационно-правовой комплекс КонсультантПлюс:Эксперт, а для каких - система КонсультантПлюс:НалогиБухучет? Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете именно в этой главе.

Глава 4 посвящена системам по законодательству субъектов Российской Федерации, глава 5 - системе КонсультантПлюс:МеждународноеПраво. В обеих главах излагаются принципы формирования информационных банков систем, определяются сферы их применения, а также круг их пользователей - то есть тех, для кого эти системы предназначены. На примерах показаны особенности работы систем.

Главы 6, 7 и 8 рассказывают о системах семейства КонсультантПлюс, которые разработчики назвали системами поддержки принятия решений. Это системы КонсультантБухгалтер, КонсультантФинансист, КонсультантСудебнаяПрактика и ДеловыеБумаги. Системы предназначены для анализа конкретных ситуаций, возникающих в практике профессиональной деятельности различных специалистов. Конкретные примеры научат читателей эффективно работать с системами.

В каждой главе даны задачи для самостоятельного решения и контроля усвоения изученного материала.

Тираж учебника и особенности приобретения

учебник по работе со справочными правовыми системами КонсультантПлюс

Учебник вышел в марте тиражом 5000 экземпляров. В связи с тем, что тираж разошелся буквально за несколько недель, мы приняли решение выпустить дополнительный тираж порядка 30000 экземпляров, который будет отпечатан в июне.

Компания "Консультант Плюс" будет распространять учебник через свои региональные информационные центры (РИЦ). Поэтому любой пользователь систем КонсультантПлюс или любой заинтересованный специалист может заказать учебник в РИЦ, работающем в его регионе. Информацию об адресах и телефонах региональных информационных центров можно получить в координационном центре Сети КонсультантПлюс по тел. (095) 956-8283.

О ценовой политике Сети КонсультантПлюс после августа 1998 года и на ближайшую перспективу

 Дмитрий Новиков Дмитрий Новиков,
Генеральный директор АО "Консультант Плюс"

Резкие и для многих неожиданные изменения условий ведения бизнеса, произошедшие после начала кризиса 17 августа 1998г., потребовали от нашей компании, как, впрочем, и от любой другой, выработки четких и обоснованных принципов проведения ценовой политики в новых условиях.

С самого начала было ясно, что в складывающейся ситуации у нас есть две важнейшие задачи. Во-первых, и это самое главное для нашей компании, обеспечить такой уровень цен, чтобы сохранить доступность наших продуктов как для существующих пользователей, так и для новых клиентов. Во-вторых, что очень важно, не только не понижать качество продуктов и услуг, но и постоянно развивать возможности наших систем.

В ценовой политике наша компания, как и любая другая, имела, по сути, выбор из трех основных ценовых стратегий.

Первая стратегия - четкое следование курсу доллара, то есть фиксация долларовых цен и, соответственно, резкий рост цен в рублях.

Вторая стратегия - фактический отказ от любой индексации и фиксация (замораживание) рублевых цен.

Третья стратегия - поиск некоторого баланса между платежеспособностью основной части клиентов и собственными возможностями фирмы управлять себестоимостью.

Если проанализировать послекризисную ценовую политику различных российских компаний - разработчиков и поставщиков программного обеспечения и соответствующего сервиса, то можно отметить, что среди них есть приверженцы всех трех стратегий.

Что касается нашей компании, то первая стратегия была абсолютно неприемлема, хотя многие очень серьезные отечественные разработчики приняли этот путь и пытались тщательно его обосновать. Дело в том, что наша Сеть обслуживает более 600 000 специалистов во всех регионах России и очевидно, что системы КонсультантПлюс стали важным элементом правовой инфраструктуры в стране. Поэтому выбор нами такой стратегии лишал бы значительную часть наших клиентов возможности получать необходимую правовую поддержку по приемлемым для них ценам, что противоречит нашим основным принципам работы на рынке информационных услуг.

Вторая стратегия также неприемлема для нашей компании, так как полный отказ от индексации цен на производимую продукцию в условиях инфляции означает неминуемое снижение качества продукции и уже в недалекой перспективе приводит к серьезным проблемам. Это объективно для любой компании. Поэтому, несмотря на то что любая, даже самая малая, индексация цен приводит к вполне понятному недовольству части пользователей, мы вынуждены индексировать цены, так как мы ответственны за поддержание качества и уровня нашей продукции и услуг. Как бы привлекательно ни выглядело замораживание рублевых цен в условиях постоянной инфляции (поскольку это наименее конфликтная и легкая по отношению к клиенту позиция, не требующая никаких объяснений), эта стратегия является фактически самообманом и в то же время обманом клиента. Дело в том, что достаточно быстро такой подход приводит к тому, что клиент не получает сервис соответствующего качества. Нет необходимости комментировать, что несвоевременная и некачественная правовая информация может быть причиной серьезных проблем у пользователей правовых систем.

Таким образом, мы были вынуждены искать некоторое взвешенное решение - была принята третья стратегия. Основной вопрос заключался в том, как определить разумный уровень индексации. Естественно, для любой фирмы одним из базовых факторов при определении ценовой политики является структура затрат. Для нашей компании и сервисной Сети в целом объективным фактором является то, что значительная часть затрат (компьютерная техника и соответствующие комплектующие, расходные материалы, телекоммуникации) напрямую связана с курсом доллара. Это составляет не менее 30% себестоимости, и то если учитывать только текущие необходимые затраты и отложить на время модернизацию оборудования. Остальная часть затрат в целом привязана к среднему индексу инфляции в стране.

Мы приняли решение удерживать рост цен на нашу продукцию в среднем близким к официальному индексу инфляции (по Госкомстату). Более того, в первые месяцы после кризиса мы поднимали цены значительно медленнее, для того чтобы, не создавая дополнительного нервного напряжения своими действиями, помочь нашим клиентам адаптироваться в новой ситуации.

Ясно, что выбор такой сверхсдержанной линии был очень непростым для нашей фирмы при существующей структуре затрат. После тщательного анализа всех возможностей повышения эффективности работы нам пришлось отложить проведение некоторых дорогостоящих имиджевых мероприятий (отказаться от участия в непрофильных крупных выставках и др.) и четко спланировать дальнейшие действия, чтобы в полном объеме реализовать проекты, связанные с решением нашей основной задачи - с предоставлением качественных информационно-правовых услуг.

Итоги работы Cети в период после кризиса

Сейчас уже можно отметить, что выбранная ценовая политика обеспечила решение наших приоритетных задач. За весь период после кризиса число наших пользователей, отказавшихся от дальнейшего обслуживания, не превысило обычных средних объективных цифр (нескольких процентов), а рост числа пользователей составил сравнимую с аналогичным прошлогодним периодом величину: 10-30% по разным продуктам.

Несмотря на сложные условия работы, нам удалось реализовать все запланированные мероприятия по улучшению качества систем и сервиса: введена новая версия 6.20, подготовлен и издан уникальный учебник по работе со справочными правовыми системами, продолжается программа бесплатного обучения пользователей и др.

Все это, во-первых, подтверждает правильность нашей ценовой политики и соответствие качества наших продуктов и услуг требованиям потребителей. И, во- вторых, это подтверждает предположение, что наши клиенты представляют наиболее устойчивую часть бизнеса, которая строит свою политику, основываясь на тщательном анализе правовой ситуации, и которая, несмотря на все трудности и кризис, сумела удержать ситуацию под контролем. Нельзя не отметить и такой отрадный для нас, разработчиков, факт, что рост числа пользователей правовых систем в столь трудное время означает объективную востребованность правовой информации среди профессионалов.

Также очевидно, что имевшие место резкие курсовые изменения дали как отрицательные, так и некоторые положительные результаты, а именно: рост, оживление и повышение конкурентоспособности российского производства. Это, в частности, проявилось в том, что в этот период пользователями наших систем становились в основном именно предприятия-производители.

Ясно, что для нашей компании выбранная после кризиса сдержанная ценовая политика означала существенные финансовые потери в долларовом исчислении и очень серьезное дополнительное напряжение сил, связанное с объективной структурой наших затрат, и, как следствие, использование многих внутренних резервов. Но мы считаем, тем не менее, что эта политика себя полностью оправдывает, а продолжающийся рост числа установленных систем КонсультантПлюс вселяет определенные надежды и соответствует нашему прогнозу.

В результате мы рассчитываем компенсировать временные финансовые потери значительным ростом количества клиентов и увеличением доли компании на рынке.

Ценовая политика Сети КонсультантПлюс на ближайшую перспективу

В ближайший год мы будем придерживаться изложенных выше принципов и подходов при формировании нашей ценовой политики. Если в стране не будет новых серьезных финансовых и иных катаклизмов и резких изменений базовых ценовых показателей, то мы будем стремиться в среднем удерживать рост наших цен близким к официальному индексу инфляции. Как уже отмечалось выше, при нашей структуре затрат это очень непросто и потребует от всей Сети очень серьезной и высокоэффективной работы. Однако мы работаем на долгосрочную перспективу и обоснованно рассчитываем на дальнейшее развитие и расширение российского рынка правовой информации.

С одной стороны, мы российская компания и "находимся в одной лодке" с нашими пользователями, поэтому резкий необоснованный подъем цен исключен. С другой стороны, мы делаем серьезное, ответственное дело и не можем понижать качество и уровень услуг, поэтому заморозить цены и тем самым нарушить работу Сети КонсультантПлюс, и в итоге подвести наших клиентов, мы также не имеем права.

 

Архив | предыдущий выпуск | следующий выпуск

© ЗАО "Консультант Плюс", 1997-2017
Учредитель - ЗАО "Консультант Плюс"
Зарегистрировано в Роскомпечати, рег. N 014076.
Адрес редакции: 117292, Москва, улица Кржижановского, 6
e-Mail: bulletin@consultant.ru
Web Site: http://www.consultant.ru/
Телефон/Факс: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92

 

Поделиться ссылкой: