N 4 (43) АПРЕЛЬ 1999

Архив | предыдущий выпуск | следующий выпуск

Содержание

С улыбкой

Предлагаем Вашему вниманию некоторые забавные фрагменты, найденные нами в документах систем семейства КонсультантПлюс.

Приказ Минздрава РФ от 13.01.98 N 5 "О выполнении Указа Президента Российской Федерации от 11.12.97 N 1278 "О мерах по оздоровлению государственных финансов".

"Специфика самой женщины как носителя рабочей силы (малая мобильность, ориентация для двойной занятости рабочего времени, на близость рабочего места к дому, господство традиционных представлений о женских профессиях как продолжении домашнего разделения обязанностей и т.д.), а также комплексность проблемы женской занятости, ее связь с решением внетрудовых аспектов общественного развития (демографических, сохранения генофонда, воспитания детей и т.д.) определяют возникновение значительной группы женщин, незанятых в общественном производстве".

"Несвоевременно представляются в ОСЗН сведения об отчислении, смерти и других перемещениях опекаемых, что влияет на изменение выплаты пенсий".

 

Курьезы и опечатки законодателя:

Племенные яйца; куры мясного направления; куры яичного направления; уженедельно и ужедневно; органы всласти; договор сожружества; мимистерство.

КОРОТКО

В феврале АО "Консультант Плюс" подписало договор об информационно-правовом обслуживании с Аппаратом уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

АО "Консультант Плюс" по просьбе Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Министерства труда и социального развития РФ представляет для ознакомления общественности и сбора замечаний и предложений проект Трудового кодекса РФ, вынесенный Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Проект Трудового кодекса включен в системы КонсультантПлюс по федеральному законодательству, а также доступен в сети Интернет на специализированном правовом сервере компании "Консультант Плюс" www.consultant.ru.

Итоги работы арбитражных судов Российской Федерации в 1998 г.

Сергей Уваров
Специальный корреспондент

В феврале в Высшем Арбитражном Суде РФ состоялось совещание председателей арбитражных судов РФ по итогам 1998 г. Участники совещания ознакомились с пресс-релизом "Работа арбитражных судов Российской Федерации в 1998 г.", подготовленным пресс-службой Организационно-контрольного управления Высшего Арбитражного Суда РФ. В пресс-релизе приведены интересные статистические данные, характеризующие, на наш взгляд, не только структуру рассмотренных арбитражными судами споров, но и экономическую ситуацию в целом.

Приведем наиболее важные из них.


С каждым годом все большее число хозяйствующих субъектов прибегает к судебной защите своих интересов. В 1998 г. количество исковых заявлений, поступивших на разрешение арбитражных судов, выросло по сравнению с 1997 г. на 17,3% и составило 493581. Таким образом, российские предприятия все чаще стремятся решать споры цивилизованным способом. Соотношение разрешенных судами споров и рассмотренных исков за прошедший год практически не изменилось. Количество разрешенных споров увеличилось на 16,7% и составило 398622.

Интересен факт, что в прошлом году арбитражные суды достаточно широко использовали институт отсрочки уплаты госпошлины: такая отсрочка предоставлялась по каждому третьему делу, принятому к производству. Иными словами, если у истца на момент предъявления иска недостаточно средств на уплату госпошлины, вполне вероятно, что ему удастся отсрочить ее уплату.


Анализируя споры, возникающие из гражданских правоотношений, можно отметить, что осталось стабильно высоким количество разрешенных споров по договорам купли-продажи и аренды. Стоит обратить внимание на то, что значительно уменьшилось число споров по кредитным договорам, договорам банковского счета, страхования. Наметилась тенденция к сокращению числа дел, вытекающих из договора залога и гарантии как способа обеспечения обязательств. Вероятно, это связано с кризисом, поразившим банковский сектор экономики и рынок страховых услуг, и с более избирательным подходом к проведению финансовых операций.


Сложившаяся в результате кризиса ситуация с неплатежами проявляется в том, что в прошлом году среди споров, связанных с неисполнением договорных обязательств, удельный вес споров по расчетам составил 82,6%.

Сложное финансовое положение, нехватка оборотных средств привели в свое время к тому, что для проведения взаиморасчетов стали использоваться ценные бумаги, в основном векселя. Подходить к операциям c ними надо осторожно, так как часть выпущенных и выпускаемых векселей не имеют обеспечения либо выпущены с нарушением законодательства, следствием чего являются финансовые потери. Это подтверждается тем, что в 1998 г. почти в два раза (по сравнению с 1997 г.) увеличилось количество дел, связанных с использованием в имущественном обороте ценных бумаг, и в основном это были споры, вытекающие из вексельного законодательства.


Неудовлетворительное исполнение бюджета и недобор в его доходной части повлекли за собой усиление работы налоговых органов, связанной со сбором в бюджет обязательных платежей. В частности, это проявилось в том, что среди споров, вытекающих из административных правоотношений, преобладали споры с участием налоговых органов (85%). 73,7% исков о взыскании с организаций и граждан-предпринимателей недоимок и санкций по налогам, предъявленных налоговыми органами, были удовлетворены. В свою очередь, было удовлетворено 58,6% исков налогоплательщиков о признании актов (решений) налоговых органов недействительными, что говорит о некоторых "перегибах" в работе налоговых органов, стремящихся собрать как можно больше налогов.

На 30% выросло и количество исков, предъявленных бюджетными и внебюджетными фондами о взыскании с организаций и гражданпредпринимателей недоимок и штрафов. В основном это были дела по искам Пенсионного фонда РФ, и 77,9% таких исков было удовлетворено.


В настоящее время наиболее социально значимой категорией дел являются дела о несостоятельности (банкротстве), так как они затрагивают интересы не только самого предприятия (юридического лица), но и работающего на нем персонала. Проблема банкротства коснулась и крупнейших, градообразующих, предприятий. Так, в 1998г. в арбитражные суды поступило 151 заявление о признании градообразующих предприятий банкротами.

Всего же в 1998 г. в арбитражные суды поступило 12781 заявление о признании должников банкротами, что в 2 раза выше, чем в 1997 г. Было принято к производству 65% таких дел. Было вынесено 4747 решений о признании должников банкротами и открытии конкурсного производства.


Спад производства и проблема неплатежей привели к тому, что из 2001 дела, по которым проводилась реорганизационная процедура внешнего управления, только в 69 случаях (3,4%) по результатам ее проведения производство по делам было прекращено в связи с восстановлением платежеспособности должника, а в 339 случаях (16,9%) - приняты решения о признании должников банкротами и открытии конкурсного производства. Как видим, выйти из сложной ситуации смогли лишь очень немногие предприятия.

Учитывая, что по состоянию на 01.01.99 в производстве арбитражных судов находилось 9919 дел о несостоятельности (банкротстве), а восстановить платежеспособность удается немногим, можно ожидать, что в ближайшее время нас ждет череда банкротств и, как возможное следствие, усиление социальной напряженности в отдельных регионах.


В прошлом году арбитражными судами было рассмотрено 42404 заявления, касающихся исполнения судебных актов. Наряду с традиционными заявлениями (об отсрочке (рассрочке) исполнения судебных актов, об обеспечении иска (решений) и др.) появился ряд новых по содержанию заявлений, что связано с введением в действие Федерального закона "Об исполнительном производстве". В частности, стороны исполнительного производства обращались в арбитражные суды с жалобами на постановления и действия судебных приставов-исполнителей. Из 3680 таких жалоб, рассмотренных арбитражными судами, 28,8% суды признали обоснованными. Это, вероятно, свидетельствует о том, что механизм исполнительного производства пока недостаточно отработан.


Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ в прошлом году было рассмотрено 680 протестов. Отменены и изменены в порядке надзора судебные акты по 638 делам, что составляет 0,16% от количества дел, рассмотренных в первой инстанции. Обобщенные показатели работы арбитражных судов по проверке законности и обоснованности судебных актов в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях выглядят следующим образом: в 1997 г. отменено и изменено 4,6% от общего числа вынесенных решений, в 1998 г. - 4,4%.

Текст пресс-релиза "Работа арбитражных судов Российской Федерации в 1998 г." опубликован в системе КонсультантСудебнаяПрактика.

Понятие и структура правовой информации

 Силкина Альвина Васильевна Альвина Силкина
Руководитель отдела юридической экспертизы

Основной целью пользователей справочных правовых систем, безусловно, является владение актуальной и качественно обработанной правовой информацией. При работе с системами и изучении вспомогательных материалов пользователи сталкиваются с большим количеством терминов и понятий, связанных с правовой информацией. Поэтому мы решили предложить нашим читателям серию публикаций, цель которых - обозначить основные понятия из области правовой информатики и тесно связанные с ними понятия из области теории права.

Правовую информацию можно трактовать как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию в зависимости от того, кто является ее "автором" (то есть от кого она исходит) и на что она направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм. В этой статье мы рассмотрим информационный массив, составляющий первую группу.

Официальная правовая информация

Официальная правовая информация подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

Нормативная правовая информация

Нормативная правовая информация, составляющая ядро массива правовой информации, представляет собой совокупность нормативных правовых актов во всем их многообразии.

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (см. постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

От юридических предписаний ненормативного характера норму права отличают следующие конкретные признаки:

  1. норма права рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением (не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно);
  2. норма права характеризуется неперсонифицированностью (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Оба признака правовой нормы (неоднократность применения и неперсонифицированность адресата) следует рассматривать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

  1. круга государственных органов, организаций, учреждений;
  2. круга должностных лиц;
  3. всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники той или иной отрасли хозяйства и т.д.);
  4. того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
  5. конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и др.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Нормативным актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

Свойство нормативного правового акта порождать определенные правовые последствия называется юридической силой. Юридическая сила акта определяется местом акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и от его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры, внутригосударственные договоры.

Законы

Законы РФ - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Выделяются следующие группы законов РФ:

  • законы РФ о поправках к Конституции РФ;
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы (в том числе кодексы).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

 

Подзаконные акты

Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать, не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они в свою очередь также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущее место в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента РФ принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют превосходящую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства РФ принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента РФ, но и постановлений Правительства РФ.

Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международные договоры

Международный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Внутригосударственные договоры

Внутригосударственный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

  • ненормативные акты общего характера;
  • акты официального разъяснения действующих норм;
  • правоприменительные акты.

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм - это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие - к нормативным правовым актам. Однако не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты - это индивидуально-правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. (судебные приговоры, решения о назначении пенсии, приказы директора предприятия об увольнении, указы Президента РФ о назначении на должность министра и др.). Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативные акты), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом.

Нормативное содержание и форма правового акта

Существует зависимость между нормативным содержанием акта и его формой. Нормативные акты принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Что касается ненормативных актов, то они издаются в самых разных формах.

Обратим внимание на следующее. По установившемуся положению если акт издан в форме закона, правил, инструкции, положения, то он является нормативным. Но существуют исключения из этого правила: так, в 1994-1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально-правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

Действующим законодательством регулируется порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только в форме постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в форме писем и телеграмм не допускается. В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 394-1 от 02.12.90 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, также должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств.

Однако ЦБ РФ своим приказом от 15.09.97 N 02-395 "О положении Банка России "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта.

Минюст РФ в "Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу постановления Правительства РФ N 1009 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только в форме постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в иной форме (например, в форме указаний) не должны носить нормативного правового характера.

Архив | предыдущий выпуск | следующий выпуск

© ЗАО "Консультант Плюс", 1997-2017
Учредитель - ЗАО "Консультант Плюс"
Зарегистрировано в Роскомпечати, рег. N 014076.
Адрес редакции: 117292, Москва, улица Кржижановского, 6
e-Mail: bulletin@consultant.ru
Web Site: http://www.consultant.ru/
Телефон/Факс: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92

 

Поделиться ссылкой: