Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов.

Проведение денежно-кредитной политики с учетом финансовой стабильности

Банк Норвегии при проведении денежно-кредитной политики учитывает финансовую стабильность как одну из постоянных целей. В стратегическом документе Банка Норвегии, определяющем основные параметры монетарного режима, отмечено: "Денежно-кредитная политика может способствовать ограничению формирования финансовых дисбалансов и, таким образом, уменьшать риски падения экономической активности в будущем. При наличии признаков формирования финансовых дисбалансов для поддержания высоких и устойчивых темпов роста валового выпуска и занятости может поддерживаться более высокий уровень процентной ставки денежно-кредитной политики, чем в обычных обстоятельствах" <3>.

--------------------------------

<3> Norges Bank, Monetary Policy Objectives and Instruments, https://www.norges-bank.no/en/topic/Monetary-Policy/Mandate-Monetary-Policy.

ДОЛГОВАЯ НАГРУЗКА ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ НОРВЕГИИ

(отношение суммарного долга к располагаемому доходу домашних хозяйств, %)

Рис. 5

00000005.png

Источник: Банк Норвегии.

КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА БАНКА НОРВЕГИИ

И ИНФЛЯЦИЯ

Рис. 6

00000006.png

Источник: Банк Норвегии.

В посткризисный период в экономике Норвегии начали формироваться дисбалансы на рынке недвижимости: с конца 2009 г. цены на жилье росли на 5 - 15% в год, увеличивалась долговая нагрузка населения (рис. 5).

При этом инфляция находилась ниже целевого уровня 2,5%, оставаясь в диапазоне 1 - 2% (рис. 6). В этих условиях Банк Норвегии принял решение о поддержании ставки денежно-кредитной политики на повышенном уровне, полагая, что ее снижение может увеличить риски формирования дисбалансов. Так, в Докладе о денежно-кредитной политике за март 2012 г. Банк Норвегии отмечал: "Задолженность домохозяйств продолжила расти быстрее, чем располагаемые доходы. Долговая нагрузка высока. <...> Продолжительное поддержание низких процентных ставок может усилить рост цен на недвижимость и способствовать принятию домохозяйствами и предприятиями избыточных рисков и обязательств" <4>.

--------------------------------

<4> Norges Bank, Monetary Policy Report (March, 2012), https://norges-bank.no/en/news-events/news-publications/Reports/Monetary-Policy-Report-with-Financial Stability-Assessment/2012/112-Monetary-Policy-Report.

Меры денежно-кредитной политики по ограничению системных рисков в Норвегии в дальнейшем были дополнены рядом макропруденциальных мер: в конце 2013 г. принято решение о необходимости формирования норвежскими банками контрциклического буфера капитала в размере 1% от взвешенных по риску активов, а затем величина буфера постепенно была повышена до 2,5%.

Банк Швеции на протяжении нескольких лет также учитывал аспекты финансовой стабильности при проведении денежно-кредитной политики. При сохранении инфляции в этот период в диапазоне 1 - 1,5% при целевом уровне 2% Банк Швеции повысил ставку денежно-кредитной политики (ставку репо) на 1,75 процентного пункта. Такую денежно-кредитную политику Банк Швеции связывал с необходимостью поддержания финансовой стабильности в условиях существенного роста долговой нагрузки домашних хозяйств и повышенной активности на рынке ипотечного кредитования. Комментируя в Докладе о денежно-кредитной политике одно из решений по повышению ставки репо, Банк Швеции в феврале 2011 г. отмечал: "Постепенное повышение процентной ставки денежно-кредитной политики снижает риски формирования финансовых дисбалансов в шведской экономике, а также может способствовать замедлению темпов роста задолженности домохозяйств" <5> (рис. 7).

--------------------------------

<5> Riksbank, Monetary Policy Report (February, 2011).

ДОЛГОВАЯ НАГРУЗКА ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ ШВЕЦИИ

(отношение суммарного долга домашних хозяйств к располагаемому доходу, %)

Рис. 7

00000007.png

Источник: Банк Швеции.

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА ШВЕЦИИ

И МАКРОПРУДЕНЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ

Рис. 8

00000008.png

Источник: Банк Швеции.

В результате, по оценкам экспертов, в шведской экономике в 2010 - 2011 гг. дополнительная безработица составляла не менее 0,5 п.п., при этом повышение ставки не оказало существенного влияния на темпы роста ипотечного кредитования и долговую нагрузку домашних хозяйств. Кроме того, в 2012 г. шведская экономика столкнулась с проблемой дефляции, и центральный банк отказался от поддержания повышенной жесткости денежно-кредитной политики.

В дальнейшем в Швеции ограничение системных рисков обеспечивалось за счет использования макропруденциальных инструментов. В 2014 г. в условиях сохранявшихся дисбалансов в Швеции был активирован контрциклический буфер капитала. Сначала его значение было установлено на уровне 1%, а затем повышено до 2,5% (рис. 8).

Издержки использования денежно-кредитной политики для обеспечения финансовой стабильности. Большинство экспертов сходятся во мнении, что существенным недостатком использования ключевой ставки для ограничения системных рисков является увеличение горизонта достижения цели по инфляции. Размывание целеполагания, длительное отклонение инфляции от целевого значения в результате поддержания повышенного уровня процентных ставок может негативно сказаться на доверии к денежно-кредитной политике, особенно центральных банков, недавно перешедших к режиму инфляционного таргетирования. Существуют также потери в экономическом росте, который мог бы быть достигнут при более низкой процентной ставке. Кроме того, дисбалансы формируются, как правило, на отдельных сегментах финансового рынка, однако ставка денежно-кредитной политики оказывает воздействие на рынок в целом, в том числе на те сегменты, где отсутствуют дисбалансы. Это также приводит к издержкам от мер денежно-кредитной политики, направленных на ограничение системных рисков.

КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА БАНКА РОССИИ И МЕРЫ МАКРОПРУДЕНЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

(% годовых)

Рис. 9

00000009.png

1, 2, 4, 6 - надбавки к коэффициентам риска для потребительских кредитов в зависимости от полной стоимости кредита.

3, 5 - надбавки к коэффициентам риска для ипотечных кредитов в зависимости от первоначального взноса.

7 - надбавки к коэффициентам риска для потребительских кредитов в зависимости от полной стоимости кредита и долговой нагрузки.

Источник: Банк России.

Что касается стратегии раздельного целеполагания, то, по мнению экспертов, основные сложности ее реализации связаны в основном с тем, что макропруденциальная политика в целом находится еще в стадии становления и пока еще не накоплен достаточный опыт использования макропруденциальных инструментов для ограничения системных рисков.

Подход Банка России к взаимодействию денежно-кредитной политики и политики по поддержанию финансовой стабильности. Банк России придерживается принципа раздельного целеполагания денежно-кредитной и макропруденциальной политики. В то время как денежно-кредитная политика Банка России нацелена на поддержание ценовой стабильности, задача ограничения рисков финансовой стабильности решается макропруденциальными мерами.

В период 2015 - 2019 гг. Банку России удалось добиться существенного замедления инфляции до уровней вблизи 4%. На фоне стабилизации основных макроэкономических показателей и постепенного смягчения денежно-кредитной политики на отдельных сегментах рынка произошло существенное увеличение кредитной активности: годовые темпы прироста необеспеченного потребительского и ипотечного кредитования достигли 25%, при этом наблюдалось некоторое снижение реальных располагаемых доходов населения.

Связывая расширение розничного кредитования с дополнительным принятием рисков банковским сектором, Банк России для поддержания устойчивости финансовой системы начиная с 2017 г. стал использовать макропруденциальные инструменты: надбавки к коэффициентам риска в зависимости от полной стоимости потребительского кредита (а с 1 октября 2019 г. - в зависимости от уровня долговой нагрузки), а также отношения стоимости залога к объему ипотечного кредита (рис. 9). При этом Банк России постепенно снижал ключевую ставку, уменьшив ее с 10% годовых в 2017 г. до 6,50% годовых в октябре 2019 года.