Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов.

Причины временных отклонений инфляции от цели в странах, таргетирующих инфляцию, в 2018 - 2019 годах

ПРИЧИНЫ ВРЕМЕННЫХ ОТКЛОНЕНИЙ ИНФЛЯЦИИ ОТ ЦЕЛИ В СТРАНАХ, ТАРГЕТИРУЮЩИХ ИНФЛЯЦИЮ, В 2018 - 2019 ГОДАХ <2>

--------------------------------

<2> Рассматриваются страны, где произошел выход инфляции за пределы целевого диапазона хотя бы на один месяц либо отклонение инфляции от цели более чем на 1 п.п. (для развитых стран) и более чем на 2 п.п. (для стран с формирующимися рынками).

Практика реализации политики таргетирования инфляции показывает, что большинству центральных банков удается достигать целей по инфляции. Это говорит об устойчивости данного режима денежно-кредитной политики. В то же время многие центральные банки, прежде всего стран с формирующимися рынками, регулярно сталкиваются с действием внешних и внутренних факторов, приводящих к отклонению инфляции от цели. Для нивелирования действия этих факторов обычно используется стандартный инструментарий денежно-кредитной политики. Нужно учитывать, что денежно-кредитной политике требуется некоторое время, чтобы подействовать на ситуацию в экономике и динамику инфляции. Странам с формирующимися рынками, как правило, приходится прилагать больше усилий и тратить больше времени на возвращение инфляции к цели, даже если ее колебания вызваны временными факторами. Это связано с тем, что инфляционные ожидания в них менее стабильны и сильнее реагируют на временные факторы.

В 2018 - 2019 гг. отклонение инфляции от цели в ряде стран было связано либо с действием внешних факторов, таких как торговые конфликты или колебания мировых цен на те или иные товары, либо внутренних факторов, таких как динамика совокупного спроса или регулируемых цен, либо с особенностями взаимодействия между денежно-кредитной политикой и иными видами государственной экономической политики.

ИНФЛЯЦИЯ В МЕКСИКЕ

(прирост в % к соответствующему месяцу предыдущего года)

Рис. 5

ЦЕЛЕВАЯ СТАВКА ДЕНЕЖНОГО РЫНКА БАНКА МЕКСИКИ

(в % годовых)

Рис. 6

00000094.png

00000095.png

Источник: сайт Банка Мексики.

Источник: сайт Банка Мексики.

Мексика. Политика таргетирования инфляции проводится в Мексике с 2001 года. С 2003 г. цель по инфляции <3> составляет 3% с диапазоном допустимых отклонений +/-1 процентный пункт. В целом Мексике удавалось достаточно успешно достигать цели по инфляции, в то же время в последние несколько лет инфляция была выше цели.

--------------------------------

<3> Здесь и далее приводятся значения годовой инфляции.

В период с 2017 г. по первую половину 2019 г. отклонение инфляции от цели (3%) вверх составило в среднем 2,2 п.п. (рис. 5). В этот период ускорение годовой инфляции с 3,4% (в декабре 2016 г.) до локального максимума 6,8% (в декабре 2017 г.) было связано с воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Основную роль сыграло снижение курса песо на фоне неопределенности относительно развития ситуации с торговлей с США. На инфляцию также повлияли такие факторы, как рост мировых цен на энергоносители (особенно на бензин и сжиженный газ) и продукты сельского хозяйства, повышение внутренних регулируемых тарифов (стоимость проезда на общественном транспорте). В то же время экономика и реальные зарплаты уверенно росли, что создавало благоприятную среду для развития инфляционных процессов.

В этих условиях Банк Мексики заблаговременно (с 2016 г.) начал плавно повышать целевую ставку денежного рынка (рис. 6). С января 2016 г. по январь 2019 г. она выросла с 3,00 до 8,25% годовых, а затем сохранялась на этом уровне. Это способствовало замедлению инфляции до целевого значения (с локального максимума 6,8% в декабре 2017 г. до 3,0% в сентябре 2019 г.). В августе и сентябре Банк Мексики снизил целевую ставку денежного рынка в общей сложности на 50 б.п., до 7,75% годовых, отметив достижение цели по инфляции и увеличение рисков для экономического роста. Банк Мексики и аналитики <4> ожидают, что в конце года инфляция также будет находиться в целевом диапазоне.

--------------------------------

<4> Здесь и далее приводится консенсус-прогноз Bloomberg по динамике инфляции.

Турция. Центральный банк Республики Турция (далее - ЦБРТ) перешел к таргетированию инфляции в 2006 году. С 2012 г. цель по инфляции установлена на уровне 5% с диапазоном допустимых отклонений +/-2 процентных пункта. В этот период инфляция в Турции устойчиво находилась выше диапазона допустимых отклонений. В частности, с 2018 г. по первую половину 2019 г. среднее отклонение вверх инфляции от цели 5% составило около 12 п.п. при максимальном отклонении на величину около 20 п.п. в октябре 2018 г. (рис. 7).

ИНФЛЯЦИЯ В ТУРЦИИ

(прирост в % к соответствующему месяцу предыдущего года)

Рис. 7

ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ ЦБРТ

(в % годовых)

Рис. 8

00000096.png

00000097.png

Источник: сайт Центрального банка Республики Турция.

Источник: сайт Центрального банка Республики Турция.

Причинами значительного ускорения инфляции в 2018 г. были как внешние, так и внутренние факторы. В августе 2018 г. произошло резкое ослабление лиры (за 2018 г. ее курс снизился на 40%) на фоне торгового конфликта с США и оттока капитала из стран с формирующимися рынками. Ослабление лиры сопровождалось ростом инфляционных и девальвационных ожиданий. Эксперты отмечали снижение доверия к ЦБРТ: рост ставок денежного рынка в конце 2017 - первой половине 2018 г. под влиянием мер, принятых ЦБРТ <5>, был воспринят ими как недостаточный для снижения инфляции до цели. По оценкам МВФ, почву для ускорения инфляции также создавало стимулирование кредитования через программы Фонда кредитных гарантий <6> в 2016 - 2017 годах.

--------------------------------

<5> ЦБРТ пытался воздействовать на ставки денежного рынка за счет изменения ситуации с ликвидностью банковского сектора. Это привело к росту ставок денежного рынка на 500 базисных пунктов. Но стороннему наблюдателю было непонятно, означает ли это ужесточение политики.

<6> Консультации по IV статье Устава МВФ. 2018. С. 24.

В сентябре 2018 г. ЦБРТ повысил ставку по операциям недельного репо с 17,75 до 24% (рис. 8). Годовая инфляция, достигнув локального пика (25%) в октябре 2018 г., постепенно начала снижаться. До середины 2019 г. ставка по операциям недельного репо оставалась неизменной. В июле ЦБРТ снизил ставку по операциям недельного репо на 425 б.п., а в сентябре - еще на 325 б.п., отметив, что инфляция замедляется быстрее, чем предполагалось ранее. По прогнозу ЦБРТ, инфляция достигнет 8,2% в конце 2020 г. <7> и стабилизируется около цели в среднесрочной перспективе. Аналитики ожидают менее быстрого замедления инфляции.

--------------------------------

<7> Повышение инфляции в июле было связано с окончанием действия постановления о временном снижении налога на товары длительного пользования и ростом цен на электроэнергию. Уже в августе инфляция снова снизилась, достигнув минимальных значений с мая 2018 года.

Южная Корея. Политика таргетирования инфляции проводится в Южной Корее с 1998 года. В последние годы преобладала тенденция к отклонению инфляции от цели вниз. С 2016 г. цель по инфляции снижена до 2%. С декабря 2018 г. инфляция в Южной Корее находится ниже цели. В сентябре инфляция достигла отрицательных значений (рис. 9).

ИНФЛЯЦИЯ В ЮЖНОЙ КОРЕЕ

(прирост в % к соответствующему месяцу предыдущего года)

Рис. 9

БАЗОВАЯ ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА БАНКА КОРЕИ

(в % годовых)

Рис. 10

00000098.png

00000099.png

Источник: сайт Банка Кореи.

Источник: сайт Банка Кореи.

Такая величина отклонения инфляции от цели обусловлена реализацией в конце 2018 - начале 2019 г. ряда дезинфляционных рисков, как внешних, так и внутренних. В качестве главного внешнего фактора Банк Кореи определяет падение цен на нефть и нефтесодержащие продукты в конце 2018 года. Кроме того, замедлению инфляции в 2019 г. способствовал умеренный рост цен на сельскохозяйственную продукцию. Банк Кореи объясняет это исключительно благоприятными погодными условиями, что привело к повышенной урожайности и масштабному перепроизводству. Еще одним реализовавшимся внутренним дезинфляционным риском стало снижение налога на индивидуальное потребление (разновидностями этого налога являются НДС и налог с продаж), что вызвало краткосрочное замедление инфляции. В то же время в 2019 г. давление на инфляцию со стороны спроса оказалось ниже, чем ожидалось ранее. Более того, Банк Кореи пересмотрел вниз прогноз по экономическому росту в связи с ухудшением перспектив развития ситуации в мировой экономике.

С начала 2019 г. Банк Кореи завершил процесс нормализации денежно-кредитной политики, который он осуществлял в 2018 г., а затем дважды снизил ставку в июле и октябре - в совокупности на 50 б.п., до уровня 1,25% годовых (рис. 10), отметив свою приверженность политике, способствующей дальнейшему восстановлению экономического роста и стабилизации инфляции на среднесрочном горизонте. Банк Кореи и аналитики прогнозируют, что в 2020 г., в том числе по мере исчерпания влияния временных факторов, инфляция приблизится к 1,5%.

Анализ причин отклонений инфляции от целей в различных странах, проводящих политику ИТ, позволяет сделать вывод о том, что эти отклонения были вызваны временными факторами. Во всех рассмотренных случаях центральные банки приняли меры по сближению инфляции с целью. В среднесрочной перспективе в этих странах инфляция вернется к цели, что соответствует как прогнозу центральных банков данных стран, так и ожиданиям аналитиков.