<Письмо> Росавиации от 25.11.2013 N 02.3-1410 "Информация по безопасности полетов N 21"

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО

от 25 ноября 2013 г. N 02.3-1410

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 21

Управлением инспекции по безопасности полетов проведен анализ инцидентов и ПВС (далее - авиационных событий) за периоды с 01.01.2008 по 31.12.2012 и 10 месяцев 2013 года, связанных с повреждениями воздушных судов на перроне в результате недостатков в деятельности служб аэропортов, а также в организации технического и наземного обслуживания воздушных судов в аэропортах и у поставщиков аэропортовых услуг.

Статистика распределения авиационных событий по годам в абсолютных величинах за указанные периоды представлена на рисунке 1.

00000001.png

Рис. 1. Распределение авиационных событий по годам

Более объективная оценка показателей безопасности полетов при организации обслуживания воздушных судов на земле представлена в относительных величинах на рисунках 2 и 3.

00000002.png

Рис. 2. Тенденция изменения показателей безопасности полетов

00000003.png

Рис. 3. Относительные показатели обеспечения безопасности

полетов при наземном обеспечении (число инцидентов и ПВС

на 100 тыс. самолетовылетов)

За эти же периоды, по данным ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", было обслужено 3344649 и 557442 самолетовылетов (вылетов, прилетов) эксплуатантов Российской Федерации соответственно <1>.

--------------------------------

<1> Данные по состоянию на 10 месяцев 2013 г. предварительные.

На рисунке 3 представлены относительные показатели безопасности полетов, являющиеся наиболее универсальными и наглядными, в которых число событий с воздушными судами дано на определенное количество самолетовылетов.

Приведенный анализ показывает, что число инцидентов и ПВС (на 100 тыс. самолетовылетов), связанных с наземным обслуживанием, неуклонно росло наибольшими темпами в 2012 году и за 10 месяцев текущего года.

В настоящее время в гражданской авиации на рынке предоставления коммерческих услуг в сегменте наземного обслуживания все большую популярность приобретают хэндлинговые компании, деятельность которых, вследствие различных причин нормативного и организационного характера, как показывают результаты материалов расследований, может оказывать существенное влияние на безопасность полетов.

Наиболее распространенными перронными услугами хэндлинговых компаний являются:

- встреча/выпуск ВС (полный цикл);

- погрузка/разгрузка багажа;

- транспортировка багажа;

- посадка/высадка пассажиров (с использованием собственных трапов);

- противообледенительная обработка ВС;

- буксировка ВС и др.

Примером тяжелых последствий вследствие серьезных недостатков в организации наземного обслуживания является катастрофа самолета ATR-72-201 VP-BYZ ОАО "Авиакомпании "ЮТэйр", происшедшая в аэропорту Рощино (Тюмень) 02.04.2012, когда в полет был выпущен самолет с устраненным наземным обледенением (обстоятельства и причины катастрофы указаны в приказе Росавиации от 19.08.2013 N 504 "Об авиационном происшествии с самолетом ATR-72-201 VP-BYZ").

Рост числа ПВС за последние годы свидетельствует о том, что качество наземного обслуживания часто не соответствует предъявляемым требованиям. Как правило, при расследованиях авиационных событий выявляются случаи недостаточной подготовки водителей спецмашин при работе в зоне обслуживания воздушного судна, слабой подготовки специалистов к выполнению работ по обслуживанию воздушных судов, а порой и допуск к обслуживанию самолетов лиц, не имеющих специальной подготовки и опыта самостоятельной работы, невыполнение обслуживающим персоналом требований документов, регламентирующих порядок наземного и технического обслуживания воздушных судов.

С учетом этого, ниже приведены примеры авиационных событий, являющихся характерными для большинства российских аэропортов:

- 06.07.2010 в аэропорту Шереметьево при подготовке к буксировке самолета А-320 VP-BQW ОАО "Аэрофлот-РАЛ" водитель аэродромного тягача при подъезде к воздушному судну столкнулся с буксировочным водилом, продвинув его вместе с передней стойкой шасси самолета вперед по направлению своего движения и тем самым причинив воздушному судну значительные повреждения.

Причиной столкновения аэродромного тягача с буксировочным водилом явились ошибочные действия водителя при работе с органами управления тягачом, выразившиеся в непреднамеренном нажатии педали газа вместо педали тормоза;

- в аэропорту Кемерово 30.10.2010 при погрузке тяжеловесного груза в задний багажник самолета А-320 VQ-BES ОАО "Авиакомпания "Сибирь" произошло повреждение зализа фюзеляжа углом платформы грузовой машины АПК-10 службы спецтранспорта ООО "Международный аэропорт Кемерово".

Причиной соприкосновения поднимающейся платформы кузова автомобиля АПК-10 с обтекателем фюзеляжа воздушного судна явились ошибочные действия водителя;

- 27.04.2011 при подъезде трапа СПТ-114, эксплуатирующей компании ЗАО "Аэропорт Сервис", к самолету А-320 VQ-BCG ОАО "Владивосток Авиа" в аэропорту Хомутово (Южно-Сахалинск) и установке его в рабочее положение у самолета произошло соударение левого ограждения верхней площадки трапа с правым краем передней входной пассажирской двери самолета. В результате события воздушное судно получило повреждение двери.

Комиссией установлено, что данный трап конструктивно не был предназначен для коммерческого обслуживания воздушного судна данного типа;

- в аэропорту Внуково 27.01.2012 авиамеханик ООО "ЮТэйр-Техник" производил работы по встрече самолета ATR-42-300 VP-BLJ ОАО "Авиакомпании "ЮТэйр" на месте стоянки. После остановки воздушного судна авиамеханик, не дождавшись выключения двигателей и полной остановки воздушных винтов, направился к левой стойке шасси, очевидно, имея намерение установить упорные колодки под колеса, попал в плоскость вращения левого воздушного винта.

В результате чрезвычайного происшествия авиамеханик ООО "ЮТэйр-техник", проводивший работы по встрече воздушного судна, погиб. Чрезвычайное происшествие произошло в результате недостаточной подготовки авиамеханика к выполнению работ по обслуживанию воздушных судов и его личной неосторожности;

- 07.04.2012 в аэропорту Внуково при взлете воздушного судна ATR-72-201 VQ-BLN ОАО "Авиакомпании "ЮТэйр" экипаж ВС не смог произвести подъем передней опоры шасси на установленной скорости и принял решение о прекращении взлета. При анализе действий персонала авиакомпании и обслуживающих организаций при подготовке самолета к вылету было установлено, что регистрация пассажиров и распределение мест производились сотрудниками хэндлинговой компании ЗАО "Ю-Ти-Джи", в результате чего 17 пассажирам в процессе регистрации по их просьбе места были изменены, в том числе 10 пассажирам были изменены места с 10 - 12 ряда на места в 1 - 3 рядах. Кроме того, весь багаж общей массой 400 кг был загружен в передний грузовой отсек. В результате изложенного была нарушена центровка самолета.

Причинами допущенного нарушения явились низкий уровень стандартизации деятельности хэндлинговой компании, предоставляющей наземные услуги, отсутствие согласованности в действиях сотрудников, проводивших регистрацию пассажиров, с сотрудниками группы диспетчерского обслуживания рейсов ОАО "Аэропорт Внуково", проводивших расчет центровки ВС и оформивших сводную загрузочную ведомость, а также отсутствие со стороны членов экипажа контроля соответствия центровки ВС фактическому размещению пассажиров.

Необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с рекомендациями пункта 4.2.1 части III главы 4 "Руководства по процедурам эксплуатационной инспекции, сертификации и постоянного надзора" (Doc 8335) составной частью Руководства по производству полетов (РПП) может являться Руководство по загрузке и обслуживанию воздушного судна (Руководство по наземному обслуживанию). Согласно пункту 4.3.5.6.7 Документа 8335, указанное руководство должно содержать процедуры и ограничения в отношении обслуживания, заправки, загрузки и выгрузки, предполетной подготовки и послеполетной проверки применительно к конкретным типам и моделям воздушных судов и предоставляться членам летного экипажа, персоналу технического обслуживания, сотрудникам наземного обслуживания и агентам по обслуживанию.

Аналогичные требования содержатся в пункте 5.12 ФАП "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, согласно которым РПП эксплуатанта должно содержать сведения об организации и процедурах наземного обслуживания.

Таким образом, эксплуатантам также необходимо предусматривать процедуры организации и контроля качества предоставляемых услуг по наземному обслуживанию своих воздушных судов.

С учетом изложенного в целях улучшения наземного обслуживания воздушных судов предлагаю:

1. Руководителям территориальных органов Росавиации:

1.1. Довести настоящую информацию до руководителей подконтрольных организаций гражданской авиации.

1.2. Поручить отделам инспекции по безопасности полетов в аэропортах в процессе инспекционного контроля на перроне осуществлять инспектирование соблюдения требований персоналом обслуживающих компаний, участвующих в предполетном и послеполетном обслуживании воздушных судов (посадка/высадка пассажиров, подъезд/отъезд спецтехники и средств механизации, загрузка/выгрузка багажа и грузов, буксировка ВС и др.), положений:

раздела 6.1 "Руководства по организации работы и обслуживанию спецавтотранспорта аэропортов Российской Федерации" (РОРОС-95);

глав III и IV "Инструкции по организации движения спецавтотранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации", утвержденной приказом Минтранса России от 13.07.2006 N 82;

пункта 3.2.5, главы 5, пунктов 20.1.1, 20.1.5 - 20.1.7, 20.2.1, 20.2.6, 20.2.7, разделов 22.1 и 22.3 "Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России" (НТЭРАТ ГА-93) и др.

2. Рекомендовать руководителям подконтрольных организаций гражданской авиации:

2.1. Данную информацию довести до руководящего, инспекторского, инструкторского состава и членов летного и кабинного экипажей эксплуатантов воздушного транспорта, руководящего состава и персонала служб обеспечения полетов аэропортов (обслуживающих компаний), инженерно-технического персонала центров технического обслуживания и ремонта.

2.2. Повторно изучить с персоналом служб организации, обеспечения и выполнения полетов техническую и технологическую документацию, содержащую сведения о порядке и процедурах наземного обслуживания, а также "Инструкцию по организации движения спецавтотранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации", утвержденную приказом Минтранса России от 13.07.2006 N 82.

2.3. Провести анализ авиационных событий, связанных с повреждениями воздушных судов на перроне в результате недостатков в деятельности служб аэропортов, а также недостатков при организации технического и наземного обслуживания воздушных судов на перроне и при необходимости:

а) пересмотреть процедуры подготовки, допуска к работе, переподготовки и повышения квалификации обслуживающего персонала;

б) усовершенствовать систему контроля соблюдения технологии наземного обслуживания воздушных судов обслуживающим персоналом хэндлинговых компаний и аэропортовых служб;

в) провести ревизию договоров по техническому, наземному и коммерческому обслуживанию воздушных судов, ранее заключенных с компаниями - поставщиками наземных услуг, с целью детализации требований к качеству и контролю выполняемых работ.

2.4. Обратить внимание на выполнение рекомендаций, ранее предложенных Росавиацией в информации по безопасности полетов N 3 за 2012 год.

Начальник

Управления инспекции

по безопасности полетов

С.С.МАСТЕРОВ